Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Мартынова Юлия Александровна

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие.

                       « Книга - лучший друг человека».

Ю.А.Мартынова, воспитатель ГБДОУ№27

                                            Красногвардейского района

                                           Санкт Петербурга      

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания.

 Задачи:  

  • учить детей видеть функцию объекта (книги), устанавливать зависимость изменений функции от преобразования объекта. Метод «Эвраритм».
  • учить видеть объект (книгу) в системе, фокусировать внимание на объекте в целом и на его отдельных частях, на его окружении. Метод системного подхода «Системное дерево».
  • используя генетический подход, раскрыть этапы становления системы (книги), последовательность её развития, замена другой системой.
  • систематизировать знания о свойствах материалов, используемых при изготовлении книг. Природный материал: камень, древесина, глина, воск, папирус, пергамент. Рукотворный материал: бумага, пластмасса.
  • активизация лексики детей за счёт подбора прилагательных к слову книга, названий материалов из которых она изготовлена, названий профессий людей, которые принимают участие в создании книги.
  • обогащение словаря: папирус, пергамент, свиток, реставратор, изобретатель, писцы, книгопечатник, типография, предания.
  • воспитывать у детей уважение, интерес, бережное отношение к книге,  воспринимать книгу как источник знаний.

                                   

Предварительная работа:

  • О. о. Познавательное развитие:  рассматривание книг разного назначения. Рассматривание и  сравнение материалов, которые люди использовали при изготовлении книг.
  • Экспериментальная деятельность: изготовление бумаги. Опыты на выявление свойств природных материалов: камень, глина, воск, пергамент, древесина, береста.
  • Конструктивная деятельность:  изготовление книги из бересты, глины, бумаги.
  • О. о. социально-коммуникативное развитие. Беседа о профессиях людей: типограф, переплётчик, наборщик, печатник, реставратор. Составление рассказа о книги, используя  «Системный оператор». Решение проблемных ситуаций « Что было бы, если…», « Если бы я был…». Беседа с детьми на тему «Объясни, как ты понимаешь пословицы.                                                                 Хлеб питает тело, а книга  - разум.

          С книгой знаться – ума набираться.

          Книга не пряник, а к себе манит.

Составление рассказа из личного опыта  «Мы в библиотеке».

  • О. о Чтение художественной литературы: чтение книги Б.Зубкова « Книжка про книжку», стихотворения «Разговаривали вещи» из книги Е. Н Синицыной «Умные стихи». Знакомство с преданиями.

. Разучивание стихотворения Н. Григорьева « Моя книжка». Чтение книги    С. Я. Маршака «Книжка про книжку».                                              

  • Социализация: Сюжетно ролевая игра: «Библиотека», « Книжная мастерская». Тризовские игры: «Найди  друзей», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Хорошо - плохо», «Аукцион», « Перевёртыш», «Точка зрения».
  • О.о Здоровье: внесение алгоритма «Правила пользования книгой», напоминание о соблюдении правильной осанки при рассматривание книги.
  • О. о Художественное творчество: книжки-раскраски,

изготовление иллюстраций книги « Наши сказки». Ознакомление детей с профессиями людей искусства: художники иллюстраторы, писатели.

Дидактический материал: «Системное дерево» с набором картинок- символов, «Волшебный лифт», книги разных видов и назначений, подбор картинок к игре «Найди друга», презентация «История возникновения книги». Книга – сюрприз. Записные книжки в подарок детям.

Непосредственно образовательная деятельность.

Входят дети, здороваются.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будим беседовать. Загадка. Есть листок, есть корешок,

               А не куст и не цветок.

               Нет лап, нет рук,

               А приходит в дом, как друг,

               На столе тихонько ляжет,

               Обо всём тебе расскажет.

Ответы детей с пояснениями.

Воспитатель. Посмотрите дети, какая замечательная книга у меня в руках. В ней хранятся рассказы о истории нашего государства. Какая эта книга? Из какого материала изготовлена книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Бумага это рукотворный материал. Из какого природного материала изготавливают бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот наше необычное дерево. Вносит пособие. Вместо листьев у него  картинки - подсказки. Воспитатель предлагает детям сесть возле дерева.  Дерево поможет нам рассказать о книге. Во время рассматривания книги воспитатель использует пособие «Системное дерево».

 Вопросы к детям:

Что защищает книгу от повреждений?

Ответы детей.

Из чего состоит обложка?

Ответы детей.

Как вы думаете, при помощи чего скрепляют все детали в книге?

Ответы детей.

Что используют при изготовлении корешка?

Ответы детей.

Из чего еще состоит книга?

Ответы детей.

Для чего люди придумали книгу? Какова её функция?

Ответы детей.

Воспитатель. В мире у книги  много друзей, предметов, которые выполняют ту же функцию.

Воспитатель. Давайте поиграем. Игра называется «Найди друга книге».

Ваша задача найти на полу картинки с изображением предметов, которые выполняют ту же функцию, что и книга. Объяснить свой выбор.

Дети играют.

 Воспитатель. Молодцы, много друзей вы нашли для нашей книги.                  

. Воспитатель. В каком месте дома, в  детском саду хранят книги?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к книжной полке.

Воспитатель. Прежде, чем рассматривать книги, давайте вспомним, как правильно ими  пользоваться.

Ответы детей.

Воспитатель. Возьмите любую книгу, рассмотрите её за столом.

Воспитатель. Сейчас, дети, мы с нашей книгой покатаемся на волшебном лифте. Вносится пособие.

Воспитатель. На первом этаже живёт книга.  Какая у неё функция?

Ответы детей.

 Воспитатель записывает знаками ответ: К – Ф х. н.

Воспитатель. На втором этаже живёт много книг. Расскажите, какие книги у вас на столе? Какие ещё бывают книги?

Ответы детей.                                              

Воспитатель. Они будут выполнять свою функцию?

 Ответы детей.

Запись педагога: м. К - Ф.

 Воспитатель. Вот книга, которая хранит и передаёт информацию. Это памятник книги в Петербурге на берегу Невы. Показ картинки.

Воспитатель. На третьем этаже живёт одна книга, а людей  много.

 Будет ли книга выполнять свою функцию?

Ответы детей.

Запись педагога: 1К – Ф нет

Воспитатель. Как вернуть функцию книге? Где её надо хранить?

Ответы детей.

Воспитатель. На четвёртом этаже живёт испорченная книга. Будет она выполнять свою функцию?

Ответы детей.

Запись педагога: нет К-Ф нет

Как вернуть функцию книге?

Ответы детей.

Воспитатель. Ценные старинные книги чинят реставраторы. В нашей группе кто лечит книги?

Ответы детей.

Воспитатель. Есть ли враги у книги?

Ответы детей.

Воспитатель. На пятом этаже живёт не повреждённая книга, а функцию не выполняет. Когда так бывает?

Ответы детей.

Запись педагога: К – Ф нет

Воспитатель. Шестой последний этаж. Здесь трудятся изобретатели. Кого можно назвать изобретателем?

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня изобретатели, путём объединения двух предметов, придумали новый предмет. Показывает книжку - куклу. Свойства каких предметов приобрела книжка - кукла? Какую функцию она выполняет?  

Ответы детей.

Воспитатель. Скоро мы сами начнём изобретать новые книги, используя прием объединения. Посмотрите, какая книга. В ней хранится сказка о веселом озорном деревянном человечке, у которого длинный острый нос.

Давайте превратимся в Буратино. Физкультурная минутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Дети, приглашаю вас в кинозал. Ребята садятся на стульчики напротив экрана. Сейчас я расскажу о истории возникновения книги. Просмотр презентации «История возникновения книги».

Вопросы к детям после просмотра:

Как в старину, до появления наскальных рисунков, люди передавали информацию?

Ответы детей.

Какой природный материал использовали люди при создании книг?

Ответы детей.

Давайте вспомним последовательность изобретения книг. На экране последовательный показ кадров, с изображением книг.

Как вы думаете, какую книгу удобнее читать? Почему?

 Ответы детей.

Какие исторические события ускорили появление печатной книги?

Ответы детей.

Чем хороша электронная книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, какая интересная книга – сюрприз. Что в ней? Попробуйте догадаться. Это книга, когда она новая, то функцию свою не выполняет. А если ею продолжительно пользоваться, то книга опять сохраняет и передаёт информацию? Ответы детей

Воспитатель. Это для вас подарки, маленькие  записные книжки. Воспитатель дарит книжки детям. Дети благодарят за подарок, прощаются.

 

 

 

 

 

                                             

 

                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по направлению "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему «Волшебница вода»

Конспектобразовательной деятельности попознавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3-4 лет«Волшебница - вода»Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи:...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Цель: Познакомить детей с возникновением Международного дня защиты бельков. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о многообразии животных, обитающих в климатических условиях крайнего Сев...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Волшебный сундучок тётушки Совуньи».

Цель:Развивать связную речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. Задачи:развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;упражнять в умении составлять предложени...