ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Волонтерская деятельность способствует устранению влияния данных негативных факторов на социализацию дошкольников, а также формированию самостоятельности и инициативы, ранней позитивной социализации детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАБОТЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В наше время у детей недостаточно сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, , изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.
Волонтерская деятельность способствует устранению влияния данных негативных факторов на социализацию дошкольников, а также формированию самостоятельности и инициативы, ранней позитивной социализации детей дошкольного возраста. Такое воздействие волонтерства осуществляется через активные действия, в которых дошкольники могут выступать инициаторами и организаторами позитивных преобразований в своем ближайшем окружении.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность Добровольческих объединений
и организаций в Российской Федерации:
· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
· Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
· Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий
(Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий IAVE);
· Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
· Указ Президента России от 6 декабря 2017 года №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)»
Волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. В стоящее время волонтерство набирает новые обороты. Оно основывается на молодом поколении, которое способно проявлять инициативу, в сознании которого рождаются мысли о поддержке и помощи тем, кто в этом нуждается. Волонтеры играют важную роль в жизни социума, поскольку в современной жизни имеется довольно большое количество проблем, которые решение которых невозможно без помощи добровольцев.
Основной целью волонтерского движения в нашей стране является формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, которая будет способна к самосовершенствованию, а также гармоничному взаимодействию с другими людьми. Поэтому волонтеры ‒ не просто альтруисты, они осуществляют данную деятельность с целью приобретения определенного опыта, специальных навыков и знаний, а также расширения личных контактов.
С. Б. Костина, Н. А. Кудряшова, В. И. Чижмакова говорят о том, что волонтерское движение базируется на принципах «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел и сам выбрал, что делать». В связи с этим целью волонтерской деятельности в детском саду является объединение педагогов, родителей и детей дошкольного возраста для организации и реализации различных добровольческих мероприятий. Волонтерство для дошкольников представляет собой бесплатную помощь, в результате которой малыш получает не материальную награду, а «награду» в виде внутреннего удовлетворения.
Таким образом, волонтер – не новое явление в социальной жизни нашего государства. Основная идея волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей с помощью социальных и благотворительных акций.
Слово «Волонтер» переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. .
«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.
Задачи волонтерской деятельности в детском саду следующие:
- расширить представления о волонтерском движении у детей;
- дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
- формировать у детей навыки оказания помощи тем, кто в ней нуждается;
- воспитывать у дошкольников самостоятельность, активность, ответственность, доброжелательность;
- способствовать развитию у детей творческой активности и самовыражения лич ности;
- создавать такие условия для развития дошкольников, при которых осуществляет ся передача - различного опыта деятельности и взаимодействия от старших к младшим;
- развивать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста;
- вовлекать родителей в различные виды организованной образовательной деятельности по воспитанию дошкольников в духовном и нравственном направлении;
- идентифицировать уровень социализации воспитанников.
Основными направлениями волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации являются следующие:
· ознакомление детей дошкольного возраста и их родителей с волонтерской деятельностью и ее направлениями реализации;
· акцентирование внимания на важности добра, толерантности, милосердия в современном обществе;
· создание условий по овладению необходимыми социальными категориями, навыками и умениями социальной деятельности посредством включения в волонтерское движение;
· пропаганда волонтерских практик среди детей и родителей;
· формирование социальной активности в различных формах волонтерской деятельности.
Не менее важным для оптимизации формирования у детей навыков инициативы и самостоятельности оснащение предметно-пространственной развивающей среды группы игровым оборудованием и пособиями такими как:
- «Календарь добрых дел»;
- «Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
- картотека игр о дружбе;
- альбом «Наши добрые дела»;
- дидактические и развивающие игры обогащающие социальный опыт дошкольников.
Технология эффективной социализации - волонтёрское движение направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей), – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Волонтёрское движение – гарантия того, что дети подготовительной к школе группы, вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Работа по подготовке к волонтерской работе состоит из четырех этапов:
· «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение худ. литературы, просмотр мультфильмов и др.);
· «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение);
· «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);
· «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».
Важно из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировать команду, разработать эмблему, девиз, придумывали эскизы будущей эмблемы. Работы могут быть помещены на стенд в холле дошкольного учреждения.
С педагогами ДОУ изучить опыт работы волонтерских отрядов городов России, провести опрос родителей (законных представителей) о осведомленности волонтерства.
Результатом осуществления работы по данным направлениям становится распространение информации через разнообразные презентационные формы волонтерства: выступление агитбригады дошкольников; распространение литературных источников по таким направлениям социальной деятельности, как защита животных, пропагандированное здорового образа жизни, привлечение к участию в благотворительных акциях и т.д.
Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.
Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.
Список литературы
1. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 13‒15.
2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений. М.: Ака- демия, 2006. 304 с.
3. Козлова С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2010. 45 с.
4. Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Сер. : Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 101‒103.
5. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей // Дошкольное воспитание и развитие. М. : Айрис-пресс, 2004. 106 с.
6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 80 с.
7. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в до- школьной образовательной организации : метод. пособие. М. : Вентана-граф, 2015. 184 с.
8. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. М. : Наука, 2011. 38 с.
9. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 46.2. С. 106‒111.
10. Киселева Н. А., Смирнова Т. В. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 43‒47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектно-творческая деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста"
В работе представлен опыт работы по вопросу реализации гендерной социализации дошкольников....
Сообщение из опыта работы "Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."
quot;Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств р...

Представление опыта работы "Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...

Тема по самообразованию «Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Тема по самообразованию«Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»...

Социальные акции - как эффективная форма работы по социализации детей дошкольного возраста
Социальные акции - как эффективная форма работы по социализации детей дошкольного возраста...