Годовая экологическая программа с художественно-эстетическим уклоном "Экологическая тропинка круглый год в волшебный мир искусства"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Маркова Марина Сергеевна

Программа эколого-эстетическая, способствует формированию экологической сознания через художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.      

В условиях ограниченного пространства территории детского сада педагог решает  задачу экологического воспитания дошкольников, учит видеть красоту в обыденном, знакомит с классическими образцами русской живописи, вызывает желание  передать реалистичную красоту окружающего мира в рисунке.

Основная идея в формировании эколого-эстетического сознания воспитанников заключается в поэтапном воздействии: увиденные детьми на прогулке объекты живой и неживой природы они впоследствии рассматривают на картинах художников и сами запечатлевают художественными средствами. Это одновременно помогает вызвать и закрепить живой интерес детей к родной природе, побуждает к дальнейшему ее  изучению и способствует развитию навыков овладения детьми средствами изобразительной деятельности. У детей формируется бережное отношение к природе через эмоциональное воздействие художественных полотен мастеров живописи. Когда хочется не сорвать цветок, а нарисовать его!

Природа осознается детьми уже, как эстетическая ценность человечества, требующая заботы и внимания.

Наша работа отображена в данной дополнительной годовой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дополнительной программы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Васильки» ГБДОУ №46 Московского района

«Экологическая тропинка круглый год в волшебный мир искусства»

Месяцы

Тема. Цели и задачи

Содержание

Материалы

Сентябрь

Знакомство с искусством: «Травки» И.И.Шишкин.

Тема «Цветущие травы. Цикорий»

Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить с цветущим растением цикорий, его особенностями;

- дать представление детям о том, что цикорий полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека;

- назвать полезные свойства;

- обозначить способы сохранения цикория в природе.

  1. Развивающие:

- развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов),

- развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками,

- создавать условия для творческого самовыражения детей;

- развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности;

  1. Воспитательная:

- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе,

- побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять,

- побуждать детей эстетически воспринимать природу.

  1. Предварительная работа: Наблюдение цикория в природе,

беседа с детьми о красоте и пользе цикория.

  1. Познавательное развитие: Рассматривание картины И.И.Шишкин «Травки», обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине.
  2. Творчество детей: пластинлинография: коллективная работа «Букет из цикория» и акварельные зарисовки цикория (индивидуальная работа каждого ребенка)
  3. Результат: выставка детских работ «Цикорий на нашем участке», рассказ детей о значении и пользе цикория, необходимости оберегать траву от вытаптывания.

Фото и иллюстрации цветка.

Иллюстрация картины художника И.И.Шишкин «Травки».

Материалы для лепки и рисования акварелью.

Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Октябрь

Знакомство с искусством: «Золотая осень» И. Левитан.

Тема «Золотая осень».

Цель: способствовать формированию у детей экологического сознания, основанного на любовании родной природой.

Задачи:

  1. Образовательные:

- привлечь внимание детей к деревьям на участке детского сада, обратить внимание детей на сезонные изменения, в частности, березы;

- закрепить понятие «листопад»;

- назвать полезные свойства деревьев;

- обучить экологичному поведению людей в лесу;

- познакомить детей с пейзажем И. Левитана «Золотая осень», дать представление детям о красоте русских пейзажей, о необычном сочетании красок теплых и холодных тонов, передающих торжество осени;

- способствовать пониманию пейзажа, как жанра изобразительного искусства.

  1. Развивающие:

- развивать бережное отношение к деревьям;

- развивать умение сравнивать деревья на участке с деревьями, изображенными на картине;

- развивать образное мышление у детей;

- способствовать развитию умения передавать задуманный образ в собственном творчестве;

  1. Воспитательные:

- способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости к пейзажной живописи;

- побудить детей выражать свои чувства и эмоции художественными средствами;

- воспитывать бережное отношение к окружающим деревьям.

  1. Предварительная работа:

Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, за деревьями на участке детского сада. Беседа с детьми о красоте осени.

  1. Познавательное развитие: Знакомство детей с осенним пейзажем И. Левитана «Золотая осень» под музыкальную композицию П.И. Чайковского «Октябрь». Рассматривание иллюстрации картины.
  2. Самостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью на цветном фоне по теме «Деревья осенью», индивидуальная работа каждого ребенка.

  1. Результат: выставка детских работ «Деревья осенью», рассказ детей о своем отношении к лесу, поведении людей в лесу.

Фото и иллюстрации ближайшего окружения.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины художника Левитана «Золотая осень».

Материалы для рисования гуашью, акварелью.

Музыкальное сопровождение: муз. композиция «Октябрь» П.И. Чайковского.

Ноябрь

Знакомство с искусством: «Рябинка» И.Э. Грабарь.

Тема «Поздняя осень. Кустарник. Спирея».

Цель: привлечь внимание детей к кустарнику спиреи на участке детского сада, обратить внимание детей на его удивительную красоту.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить с кустарником спиреи;

-дать представление детям о том, что спирея является декоративным кустарником и культурным растением, служит украшением парков и садов, и поэтому ему нужен уход человека;

- закрепить отличительные признаки кустарников;

- продолжить знакомство с техникой передачи мелких листочков, едва прикасаясь к бумаге;

- побуждать к созерцательному отношению к природе.

  1. Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание к деталям;

- развивать образное мышление у детей;

- способствовать развитию умения передавать задуманный образ в собственном творчестве;

- развивать умения в передаче цвета техники смешивания красок.

  1. Воспитательные:

- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе;

- побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять,

- побуждать детей эстетически воспринимать природу.

  1. Предварительная работа:

Наблюдение за кустами спиреей на участке детского сада во время прогулок. Беседа с детьми о красоте поздней осени, отражающейся в изменении окраса деревьев и кустарников.

  1. Познавательное развитие:

- Рассматривание с детьми фотографий спиреи, сравнение ее с рябинкой, изображенной на картине И.Э. Грабаря «Рябинка»;

- Слушание музыкальной композиции П.И.Чайковского «Октябрь»

  1. Самостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование акварелью по теме «Кустарник спирея поздней осенью», индивидуальная работа каждого ребенка.

4. Результат: выставка детских работ «Спирея поздней осенью», рассказ детей о спирее, о том, как важно беречь кустарники.

Фото и иллюстрации кустарника Спиреи

Оборудование для ИКТ

Материалы для рисования акварелью

Музыкальное сопровождение: «Октябрь» П.И. Чайковского.

Иллюстрация картины И.Э. Грабаря «Рябинка»

Декабрь

Знакомство с искусством: «Первый снег» А.А.Пластов.

Тема «Первый снег. Хвойные деревья»

Цель: обратить внимание детей на удивительную красоту наступающей зимы: заснеженные кроны деревьев, чистоту снежного покрова.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить знания о признаках зимы;

- расширить представление о видах хвойных деревьев и их роли в экосистеме города;

- раскрыть особенности ухода за хвойными деревьями;

- углубить знания об истории возникновения традиции наряжать хвойные деревья на Новый год и Рождество.

  1. Развивающие:

- развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений;

- развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки детей;

- усовершенствовать технику рисования акварельными красками.

  1. Воспитательные:

- воспитывать положительную эмоциональную реакцию на окружающую природу;

- воспитывать бережное отношение к деревьям;

- побуждать желание детей передавать эмоциональное состояние с помощью живописных средств.

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за лиственницей и сосной на участке детского сада.

Беседа о признаках ранней зимы.

#1055;ознавательное развитие:

Просмотр видеопрезентации «Признаки наступления зимы».

Рассматривание с детьми картины А.А.Пластова «Первый снег».

#1057;амостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью на цветном фоне по теме «Заснеженная сосна», индивидуальная работа.

4. Результат: выставка детских работ «Сосновый бор», рассказ детей о том, как важно беречь хвойные деревья.

Фото и иллюстрации хвойных деревьев зимой.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины А.А.Пластова «Первый снег».

Материалы для лепки и рисования.

Музыкальное сопровождение: «Декабрь» П.И. Чайковского.

Январь

Знакомство с искусством: «Зима» И. Шишкина.

Тема: «Русская зима».

Цель: осознать красоту и величие русской зимы.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить знания о значении снежного покрова для растений зимой;

- провести наблюдение и эксперименты, позволяющие углубить знания о свойствах и структуре снега;

- обучение смешиванию красок для передачи цвета снега на поверхности белого и цветного листа бумаги.

  1. Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание к деталям;

- поддерживать интерес к экспериментированию;

- развивать фантазию, побуждать к самовыражению в творчестве;

- развивать речевую активность;

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение видеть красоту зимней природы;

- желание запечатлеть увиденное красками;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за выпавшим снегом на участке детского сада.

Беседа о свойствах снега, о пользе снежного покрова для растительного мира.

#1055;ознавательное развитие:

Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника Шишкина «Зима».

#1057;амостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью «Деревья зимой». Музыкальное сопровождение: слушание музыкальной композиции Свиридова «Метель».

#1056;езультат: Выставка детских работ «Зимний лес».

Фото и иллюстрации зимнего леса.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины И.И.Шишкина «Зима».

Материалы рисования.

Музыкальное сопровождение: «Январь» П.И. Чайковского.

Февраль

Знакомство с искусством: «Февральская лазурь» И. Грабарь.

Тема: «Зимняя береза».

Цель: формировать представления о народной символике России, береза - символ чистоты и красоты русской природы.

Задачи:

  1. Образовательные:

- рассказать об особом отношении русского народа к березе;

- расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве;

- проследить за сезонными изменениями березы на участке;

- обратить внимание на изменения цвета коры и веток при разном освещении, в ясную и пасмурную погоду;

- провести сравнение с эмоциональным состоянием человека;

- расширить кругозор: включить произведения русского фольклора и русских поэтов.

  1. Развивающие:

- формировать эмоциональное восприятие образа русской березы средствами разных видов искусства;

- развивать эстетическую потребность в общении с природой;

- развивать образное мышление;

- развивать непрерывную связь поколений через творчество;

  1. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к березе;

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать интерес к творчеству русского народа.

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за березой на участке на протяжении длительного времени.

Беседа о березе, как об одном из символов России. Слушание стихотворения С. Есенина «Белая береза под моим окном…».

#1055;ознавательное развитие:

Рассматривание картина И. Грабаря «Февральская лазурь».

3.Самостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью «Белая березка». Музыкальное сопровождение: слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».

4. Результат: коллективная работа «Моя Россия».

Фото и иллюстрации березы зимой.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины И. Грабаря. «Февральская лазурь».

Материалы для рисования.

Музыкальное сопровождение: «Февраль» П.И. Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла».

Март

Знакомство с искусством: «Ранняя весна» И.Остроухов.

Тема: «Проталины. Первоцветы. Мать и Мачеха.»

Цель: умение видеть сезонные изменения в природе ранней весной.

Задачи:

  1. Образовательные:

- привлечь внимание детей к сезонным изменениям ранней весной: проталины, набухшие почки на веточках деревьев и кустов, первоцветы;

- исследовать первые травы и цветы, не нарушая их целостности;

- беседа о том, как защитить пробуждающуюся хрупкую природу;

  1. Развивающие:

- развивать познавательный интерес у детей;

- развивать чувство прекрасного при знакомстве с произведениями признанных мастеров живописи;

- развивать умение видеть прекрасное в обыденном.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за сохранение растительности на своем участке;

- воспитывать интерес к изучению природы родного края;

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за травой на участке детского сада. Беседа с детьми о приметах пробуждения природы.

#1055;ознавательное развитие:

Просмотр видеопрезентации «Признаки наступления весны».

Слушание музыкальных композиций П.И.Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник».

Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника И. Остроухова «Ранняя весна».

3.Самостоятельная творческая деятельность детей:

Смешанная техника: лепка и рисование гуашью по теме «Проталины», индивидуальная работа.

4. Результат: выставка индивидуальных работ, рассказ детей о том, как важно беречь траву и цветы.

Фото и иллюстрации проталин и первоцветов.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины художника И. Остроухова «Ранняя весна».

Материалы для лепки и рисования.

Музыкальное сопровождение:

А. Рыбников «Цветы».

Апрель

Знакомство с искусством: «Весна. Большая вода» И.И. Левитан.

Тема: «Деревья и кусты весной. Половодье».

Цель: дать представление о природном явлении - половодье - как о сезонном разливе рек и подтоплении низин в связи с таянием снега и льда.

Задачи:

  1. Образовательные:

- способствовать целостному восприятию природного явления половодья;

- наблюдение за изменениями в природе, происходящими весной;

- формировать основы безопасного поведения в природе;

- расширять кругозор детей через знакомство с живописью и музыкой;

  1. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать моно- и диалогическую речь с использованием проблемных вопросов;

- развивать творческие способности.

  1. Воспитательные:

- воспитывать умение и желание наблюдать за природными изменениями;

- воспитывать бережное отношение к природе на основе понимания законов природы;

- воспитывать любовь к родному краю.

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за таянием снега на участке детского сада. Беседа с детьми о пользе талой воды. Эксперимент со снегом

#1055;ознавательное развитие:

Просмотр видеопрезентации «Половодье». Слушание музыкальной композиции Н.Римского-Корсакова «Пролог» к опере «Снегурочка». Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

3.Самостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью по теме «Половодье», индивидуальная работа.

4. Результат: выставка детских работ «Половодье», рассказ детей о том, как важно беречь деревья.

Фото и иллюстрации половодья.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрация картины художника И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Материалы для рисования.

Музыкальное сопровождение: Н.Римский-Корсаков «Пролог» к опере «Снегурочка».

Май

Знакомство с искусством: натюрморты «Одуванчики», «Васильки», «Сирень» И.И. Левитан.

Тема: «Весеннее разноцветье».

Цель: дать представление детям о многообразии цветущих растений весной, расширить представления детей о многотравии нашего участка.

Задачи:

  1. Образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о приметах весны;

- расширить представление о цветущих растениях: деревьях, кустарнике, траве;

- развивать кругозор за счет знакомства с полотнами художников;

- дать понятие «натюрморт»;

- закрепить правила поведения человека в природе.

  1. Развивающие:

- развивать слуховую и зрительную память, внимание и мышление;

- развивать познавательный интерес у детей;

- развивать творческую активность.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного;

- воспитывать любовь и восхищение преображением природы поздней весной;

- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

- формировать бережное отношение к растительному миру.

#1055;редварительная работа:

Наблюдение за цветением растений на участке детского сада.

Беседа с детьми о пользе цветов для самих растений и для людей. Эксперимент с цветами.

#1055;ознавательное развитие:

Просмотр видеопрезентации «Майское цветение».

Знакомство с жанром изобразительного искусства натюрмортом. Рассматривание с детьми натюрмортов художника И.И.Левитана «Одуванчики», «Васильки», «Сирень».

Слушание музыкальной композиции А.Глазунова «Весна», сочинение 34.

3.Самостоятельная творческая деятельность детей:

Рисование гуашью по теме «Весеннее разноцветье», индивидуальная работа.

#1056;езультат: выставка детских работ, рассказ детей о том, как важно беречь цветы.

Фото и иллюстрации цветущих деревьев, кустов, трав.

Оборудование для ИКТ

Иллюстрации натюрмортов художника И.И. Левитана «Одуванчики», «Васильки», «Сирень».

Материалы для рисования.

Музыкальное сопровождение: А.Глазунова «Весна», сочинение 34.

Июнь

Знакомство с искусством: «Травки» И.И.Шишкин.

Тема «Цветущие травы. Клевер».

Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края.

Задачи:

#1054;бразовательные:

- познакомить с цветущим растением клевер, его особенностями;

- дать представление детям о том, что клевер полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека;

- назвать полезные свойства;

- обозначить способы сохранения клевера в природе.

#1056;азвивающие:

- развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов);

- развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками;

- создавать условия для творческого самовыражения детей;

- развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности.

#1042;оспитательные:

- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе;

- побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять;

- побуждать детей эстетически воспринимать природу.

#1055;редварительная работа: Наблюдение клевера в природе,

беседа с детьми о красоте и пользе клевера.

#1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины И.И.Шишкин «Травки», обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине.

#1058;ворчество детей: акварельные зарисовки клевера (индивидуальная работа каждого ребенка)

#1056;езультат: выставка детских работ «Клевер нашего участка», рассказ детей о значении и пользе клевера, о необходимости оберегать траву от вытаптывания.

Фото и иллюстрации цветка.

Иллюстрация картины художника И.И.Шишкин «Травки».

Материалы для зарисовок акварелью.

Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Июль

Знакомство с искусством: «Многотравие» А.Е.Аникин(1968г)

Тема «Цветущие травы. Пижма».

Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края.

Задачи:

#1054;бразовательные:

- познакомить с цветущим растением пижма, его особенностями;

- дать представление детям о том, что пижма полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека;

- назвать полезные свойства;

- обозначить способы сохранения пижмы в природе.

#1056;азвивающие:

- развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов);

- развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками;

- создавать условия для творческого самовыражения детей;

- развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности.

#1042;оспитательные:

- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе;

- побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять;

- побуждать детей эстетически воспринимать природу.

#1055;редварительная работа: Наблюдение пижмы в природе,

беседа с детьми о красоте и пользе пижмы.

#1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины «Многотравие» Художник А.Е.Аникина(1968г),

обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине.

#1058;ворчество детей: акварельные зарисовки пижмы (индивидуальная работа каждого ребенка)

#1056;езультат: выставка детских работ « Пижма», рассказ детей о значении и пользе пижмы, о необходимости оберегать траву от вытаптывания.

Фото и иллюстрации цветка.

Иллюстрации: картины из серии «Многотравие» художника А.Е.Аникина (1968 г.).

Материалы для зарисовок акварелью.

Музыкальное сопровождение: «Первая фиалка» Н. Раков.

Август

Знакомство с искусством: «Многотравие» А.Е.Аникин (1968г)

Тема «Цветущие травы. Василек».

Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края.

Задачи:

#1054;бразовательные:

- познакомить с цветущим растением Василек, его особенностями;

- дать представление детям о том, что Василек полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека;

- назвать полезные свойства;

- обозначить способы сохранения Василька в природе.

#1056;азвивающие:

- развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов);

- развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками;

- создавать условия для творческого самовыражения детей;

- развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности.

#1042;оспитательные:

- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе;

- побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять;

- побуждать детей эстетически воспринимать природу.

#1055;редварительная работа: Наблюдение клевера в природе,

беседа с детьми о красоте и пользе Василька.

#1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины «Многотравие» Художник А.Е.Аникин(1968г)

обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине.

#1058;ворчество детей: акварельные зарисовки Василька , «Васильки» (индивидуальная работа каждого ребенка)

#1056;езультат: выставка детских работ «Васильки», рассказ детей о значении и пользе Василька, о необходимости оберегать траву от вытаптывания.

Фото и иллюстрации растения, цветка

Оборудование для ИКТ

Иллюстрации картин художника из серии «Многотравие» художника А.Е.Аникина (1968 г.)

Материалы для рисования

Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Родные тропинки»

    В современном мире дети мало знают о своей семье, поселке, стране,  особенностях северного народа. Родители тоже недостаточно осведомлены об истории родного края. В связи с э...

Инновационная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Блок «Тропинка в мир изобразительного искусства» для детей 5-6 лет

Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Педагоги дошкольных образовательных учрежд...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных ...

Программа кружка художественно-эстетического направления 2020-2021г "Тропинки творчества"

Курс рисования «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого  взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраста. У меня возникла идея создания творческ...

"Школа юных мастеров" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Школа юных мастеров» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе...