Годовая экологическая программа с художественно-эстетическим уклоном "Экологическая тропинка круглый год в волшебный мир искусства"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Программа эколого-эстетическая, способствует формированию экологической сознания через художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В условиях ограниченного пространства территории детского сада педагог решает задачу экологического воспитания дошкольников, учит видеть красоту в обыденном, знакомит с классическими образцами русской живописи, вызывает желание передать реалистичную красоту окружающего мира в рисунке.
Основная идея в формировании эколого-эстетического сознания воспитанников заключается в поэтапном воздействии: увиденные детьми на прогулке объекты живой и неживой природы они впоследствии рассматривают на картинах художников и сами запечатлевают художественными средствами. Это одновременно помогает вызвать и закрепить живой интерес детей к родной природе, побуждает к дальнейшему ее изучению и способствует развитию навыков овладения детьми средствами изобразительной деятельности. У детей формируется бережное отношение к природе через эмоциональное воздействие художественных полотен мастеров живописи. Когда хочется не сорвать цветок, а нарисовать его!
Природа осознается детьми уже, как эстетическая ценность человечества, требующая заботы и внимания.
Наша работа отображена в данной дополнительной годовой программе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование дополнительной программы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Васильки» ГБДОУ №46 Московского района
«Экологическая тропинка круглый год в волшебный мир искусства»
Месяцы | Тема. Цели и задачи | Содержание | Материалы |
Сентябрь | Знакомство с искусством: «Травки» И.И.Шишкин. Тема «Цветущие травы. Цикорий» Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края. Задачи:
- познакомить с цветущим растением цикорий, его особенностями; - дать представление детям о том, что цикорий полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека; - назвать полезные свойства; - обозначить способы сохранения цикория в природе.
- развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов), - развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками, - создавать условия для творческого самовыражения детей; - развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности;
- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе, - побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять, - побуждать детей эстетически воспринимать природу. |
беседа с детьми о красоте и пользе цикория.
| Фото и иллюстрации цветка. Иллюстрация картины художника И.И.Шишкин «Травки». Материалы для лепки и рисования акварелью. Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского. |
Октябрь | Знакомство с искусством: «Золотая осень» И. Левитан. Тема «Золотая осень». Цель: способствовать формированию у детей экологического сознания, основанного на любовании родной природой. Задачи:
- привлечь внимание детей к деревьям на участке детского сада, обратить внимание детей на сезонные изменения, в частности, березы; - закрепить понятие «листопад»; - назвать полезные свойства деревьев; - обучить экологичному поведению людей в лесу; - познакомить детей с пейзажем И. Левитана «Золотая осень», дать представление детям о красоте русских пейзажей, о необычном сочетании красок теплых и холодных тонов, передающих торжество осени; - способствовать пониманию пейзажа, как жанра изобразительного искусства.
- развивать бережное отношение к деревьям; - развивать умение сравнивать деревья на участке с деревьями, изображенными на картине; - развивать образное мышление у детей; - способствовать развитию умения передавать задуманный образ в собственном творчестве;
- способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости к пейзажной живописи; - побудить детей выражать свои чувства и эмоции художественными средствами; - воспитывать бережное отношение к окружающим деревьям. |
Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, за деревьями на участке детского сада. Беседа с детьми о красоте осени.
Рисование гуашью на цветном фоне по теме «Деревья осенью», индивидуальная работа каждого ребенка.
| Фото и иллюстрации ближайшего окружения. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины художника Левитана «Золотая осень». Материалы для рисования гуашью, акварелью. Музыкальное сопровождение: муз. композиция «Октябрь» П.И. Чайковского. |
Ноябрь | Знакомство с искусством: «Рябинка» И.Э. Грабарь. Тема «Поздняя осень. Кустарник. Спирея». Цель: привлечь внимание детей к кустарнику спиреи на участке детского сада, обратить внимание детей на его удивительную красоту. Задачи:
- познакомить с кустарником спиреи; -дать представление детям о том, что спирея является декоративным кустарником и культурным растением, служит украшением парков и садов, и поэтому ему нужен уход человека; - закрепить отличительные признаки кустарников; - продолжить знакомство с техникой передачи мелких листочков, едва прикасаясь к бумаге; - побуждать к созерцательному отношению к природе.
- развивать наблюдательность, внимание к деталям; - развивать образное мышление у детей; - способствовать развитию умения передавать задуманный образ в собственном творчестве; - развивать умения в передаче цвета техники смешивания красок.
- поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе; - побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять, - побуждать детей эстетически воспринимать природу. |
Наблюдение за кустами спиреей на участке детского сада во время прогулок. Беседа с детьми о красоте поздней осени, отражающейся в изменении окраса деревьев и кустарников.
- Рассматривание с детьми фотографий спиреи, сравнение ее с рябинкой, изображенной на картине И.Э. Грабаря «Рябинка»; - Слушание музыкальной композиции П.И.Чайковского «Октябрь»
Рисование акварелью по теме «Кустарник спирея поздней осенью», индивидуальная работа каждого ребенка. 4. Результат: выставка детских работ «Спирея поздней осенью», рассказ детей о спирее, о том, как важно беречь кустарники. | Фото и иллюстрации кустарника Спиреи Оборудование для ИКТ Материалы для рисования акварелью Музыкальное сопровождение: «Октябрь» П.И. Чайковского. Иллюстрация картины И.Э. Грабаря «Рябинка» |
Декабрь | Знакомство с искусством: «Первый снег» А.А.Пластов. Тема «Первый снег. Хвойные деревья» Цель: обратить внимание детей на удивительную красоту наступающей зимы: заснеженные кроны деревьев, чистоту снежного покрова. Задачи:
- закрепить знания о признаках зимы; - расширить представление о видах хвойных деревьев и их роли в экосистеме города; - раскрыть особенности ухода за хвойными деревьями; - углубить знания об истории возникновения традиции наряжать хвойные деревья на Новый год и Рождество.
- развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений; - развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки детей; - усовершенствовать технику рисования акварельными красками.
- воспитывать положительную эмоциональную реакцию на окружающую природу; - воспитывать бережное отношение к деревьям; - побуждать желание детей передавать эмоциональное состояние с помощью живописных средств. | #1055;редварительная работа: Наблюдение за лиственницей и сосной на участке детского сада. Беседа о признаках ранней зимы. #1055;ознавательное развитие: Просмотр видеопрезентации «Признаки наступления зимы». Рассматривание с детьми картины А.А.Пластова «Первый снег». #1057;амостоятельная творческая деятельность детей: Рисование гуашью на цветном фоне по теме «Заснеженная сосна», индивидуальная работа. 4. Результат: выставка детских работ «Сосновый бор», рассказ детей о том, как важно беречь хвойные деревья. | Фото и иллюстрации хвойных деревьев зимой. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины А.А.Пластова «Первый снег». Материалы для лепки и рисования. Музыкальное сопровождение: «Декабрь» П.И. Чайковского. |
Январь | Знакомство с искусством: «Зима» И. Шишкина. Тема: «Русская зима». Цель: осознать красоту и величие русской зимы. Задачи:
- закрепить знания о значении снежного покрова для растений зимой; - провести наблюдение и эксперименты, позволяющие углубить знания о свойствах и структуре снега; - обучение смешиванию красок для передачи цвета снега на поверхности белого и цветного листа бумаги.
- развивать наблюдательность, внимание к деталям; - поддерживать интерес к экспериментированию; - развивать фантазию, побуждать к самовыражению в творчестве; - развивать речевую активность;
- воспитывать умение видеть красоту зимней природы; - желание запечатлеть увиденное красками; - воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | #1055;редварительная работа: Наблюдение за выпавшим снегом на участке детского сада. Беседа о свойствах снега, о пользе снежного покрова для растительного мира. #1055;ознавательное развитие: Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника Шишкина «Зима». #1057;амостоятельная творческая деятельность детей: Рисование гуашью «Деревья зимой». Музыкальное сопровождение: слушание музыкальной композиции Свиридова «Метель». #1056;езультат: Выставка детских работ «Зимний лес». | Фото и иллюстрации зимнего леса. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины И.И.Шишкина «Зима». Материалы рисования. Музыкальное сопровождение: «Январь» П.И. Чайковского. |
Февраль | Знакомство с искусством: «Февральская лазурь» И. Грабарь. Тема: «Зимняя береза». Цель: формировать представления о народной символике России, береза - символ чистоты и красоты русской природы. Задачи:
- рассказать об особом отношении русского народа к березе; - расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве; - проследить за сезонными изменениями березы на участке; - обратить внимание на изменения цвета коры и веток при разном освещении, в ясную и пасмурную погоду; - провести сравнение с эмоциональным состоянием человека; - расширить кругозор: включить произведения русского фольклора и русских поэтов.
- формировать эмоциональное восприятие образа русской березы средствами разных видов искусства; - развивать эстетическую потребность в общении с природой; - развивать образное мышление; - развивать непрерывную связь поколений через творчество;
- воспитывать бережное отношение к березе; - воспитывать любовь к родному краю; - воспитывать интерес к творчеству русского народа. | #1055;редварительная работа: Наблюдение за березой на участке на протяжении длительного времени. Беседа о березе, как об одном из символов России. Слушание стихотворения С. Есенина «Белая береза под моим окном…». #1055;ознавательное развитие: Рассматривание картина И. Грабаря «Февральская лазурь». 3.Самостоятельная творческая деятельность детей: Рисование гуашью «Белая березка». Музыкальное сопровождение: слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». 4. Результат: коллективная работа «Моя Россия». | Фото и иллюстрации березы зимой. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины И. Грабаря. «Февральская лазурь». Материалы для рисования. Музыкальное сопровождение: «Февраль» П.И. Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». |
Март | Знакомство с искусством: «Ранняя весна» И.Остроухов. Тема: «Проталины. Первоцветы. Мать и Мачеха.» Цель: умение видеть сезонные изменения в природе ранней весной. Задачи:
- привлечь внимание детей к сезонным изменениям ранней весной: проталины, набухшие почки на веточках деревьев и кустов, первоцветы; - исследовать первые травы и цветы, не нарушая их целостности; - беседа о том, как защитить пробуждающуюся хрупкую природу;
- развивать познавательный интерес у детей; - развивать чувство прекрасного при знакомстве с произведениями признанных мастеров живописи; - развивать умение видеть прекрасное в обыденном.
- воспитывать чувство ответственности за сохранение растительности на своем участке; - воспитывать интерес к изучению природы родного края; | #1055;редварительная работа: Наблюдение за травой на участке детского сада. Беседа с детьми о приметах пробуждения природы. #1055;ознавательное развитие: Просмотр видеопрезентации «Признаки наступления весны». Слушание музыкальных композиций П.И.Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника И. Остроухова «Ранняя весна». 3.Самостоятельная творческая деятельность детей: Смешанная техника: лепка и рисование гуашью по теме «Проталины», индивидуальная работа. 4. Результат: выставка индивидуальных работ, рассказ детей о том, как важно беречь траву и цветы. | Фото и иллюстрации проталин и первоцветов. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины художника И. Остроухова «Ранняя весна». Материалы для лепки и рисования. Музыкальное сопровождение: А. Рыбников «Цветы». |
Апрель | Знакомство с искусством: «Весна. Большая вода» И.И. Левитан. Тема: «Деревья и кусты весной. Половодье». Цель: дать представление о природном явлении - половодье - как о сезонном разливе рек и подтоплении низин в связи с таянием снега и льда. Задачи:
- способствовать целостному восприятию природного явления половодья; - наблюдение за изменениями в природе, происходящими весной; - формировать основы безопасного поведения в природе; - расширять кругозор детей через знакомство с живописью и музыкой;
- развивать познавательную активность детей; - развивать моно- и диалогическую речь с использованием проблемных вопросов; - развивать творческие способности.
- воспитывать умение и желание наблюдать за природными изменениями; - воспитывать бережное отношение к природе на основе понимания законов природы; - воспитывать любовь к родному краю. | #1055;редварительная работа: Наблюдение за таянием снега на участке детского сада. Беседа с детьми о пользе талой воды. Эксперимент со снегом #1055;ознавательное развитие: Просмотр видеопрезентации «Половодье». Слушание музыкальной композиции Н.Римского-Корсакова «Пролог» к опере «Снегурочка». Рассматривание с детьми иллюстрации картины художника И.И.Левитана «Весна. Большая вода». 3.Самостоятельная творческая деятельность детей: Рисование гуашью по теме «Половодье», индивидуальная работа. 4. Результат: выставка детских работ «Половодье», рассказ детей о том, как важно беречь деревья. | Фото и иллюстрации половодья. Оборудование для ИКТ Иллюстрация картины художника И.И. Левитана «Весна. Большая вода» Материалы для рисования. Музыкальное сопровождение: Н.Римский-Корсаков «Пролог» к опере «Снегурочка». |
Май | Знакомство с искусством: натюрморты «Одуванчики», «Васильки», «Сирень» И.И. Левитан. Тема: «Весеннее разноцветье». Цель: дать представление детям о многообразии цветущих растений весной, расширить представления детей о многотравии нашего участка. Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о приметах весны; - расширить представление о цветущих растениях: деревьях, кустарнике, траве; - развивать кругозор за счет знакомства с полотнами художников; - дать понятие «натюрморт»; - закрепить правила поведения человека в природе.
- развивать слуховую и зрительную память, внимание и мышление; - развивать познавательный интерес у детей; - развивать творческую активность.
- воспитывать чувство прекрасного; - воспитывать любовь и восхищение преображением природы поздней весной; - формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы. - формировать бережное отношение к растительному миру. | #1055;редварительная работа: Наблюдение за цветением растений на участке детского сада. Беседа с детьми о пользе цветов для самих растений и для людей. Эксперимент с цветами. #1055;ознавательное развитие: Просмотр видеопрезентации «Майское цветение». Знакомство с жанром изобразительного искусства натюрмортом. Рассматривание с детьми натюрмортов художника И.И.Левитана «Одуванчики», «Васильки», «Сирень». Слушание музыкальной композиции А.Глазунова «Весна», сочинение 34. 3.Самостоятельная творческая деятельность детей: Рисование гуашью по теме «Весеннее разноцветье», индивидуальная работа. #1056;езультат: выставка детских работ, рассказ детей о том, как важно беречь цветы. | Фото и иллюстрации цветущих деревьев, кустов, трав. Оборудование для ИКТ Иллюстрации натюрмортов художника И.И. Левитана «Одуванчики», «Васильки», «Сирень». Материалы для рисования. Музыкальное сопровождение: А.Глазунова «Весна», сочинение 34. |
Июнь | Знакомство с искусством: «Травки» И.И.Шишкин. Тема «Цветущие травы. Клевер». Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края. Задачи: #1054;бразовательные: - познакомить с цветущим растением клевер, его особенностями; - дать представление детям о том, что клевер полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека; - назвать полезные свойства; - обозначить способы сохранения клевера в природе. #1056;азвивающие: - развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов); - развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками; - создавать условия для творческого самовыражения детей; - развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности. #1042;оспитательные: - поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе; - побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять; - побуждать детей эстетически воспринимать природу. | #1055;редварительная работа: Наблюдение клевера в природе, беседа с детьми о красоте и пользе клевера. #1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины И.И.Шишкин «Травки», обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине. #1058;ворчество детей: акварельные зарисовки клевера (индивидуальная работа каждого ребенка) #1056;езультат: выставка детских работ «Клевер нашего участка», рассказ детей о значении и пользе клевера, о необходимости оберегать траву от вытаптывания. | Фото и иллюстрации цветка. Иллюстрация картины художника И.И.Шишкин «Травки». Материалы для зарисовок акварелью. Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского. |
Июль | Знакомство с искусством: «Многотравие» А.Е.Аникин(1968г) Тема «Цветущие травы. Пижма». Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края. Задачи: #1054;бразовательные: - познакомить с цветущим растением пижма, его особенностями; - дать представление детям о том, что пижма полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека; - назвать полезные свойства; - обозначить способы сохранения пижмы в природе. #1056;азвивающие: - развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов); - развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками; - создавать условия для творческого самовыражения детей; - развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности. #1042;оспитательные: - поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе; - побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять; - побуждать детей эстетически воспринимать природу. | #1055;редварительная работа: Наблюдение пижмы в природе, беседа с детьми о красоте и пользе пижмы. #1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины «Многотравие» Художник А.Е.Аникина(1968г), обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине. #1058;ворчество детей: акварельные зарисовки пижмы (индивидуальная работа каждого ребенка) #1056;езультат: выставка детских работ « Пижма», рассказ детей о значении и пользе пижмы, о необходимости оберегать траву от вытаптывания. | Фото и иллюстрации цветка. Иллюстрации: картины из серии «Многотравие» художника А.Е.Аникина (1968 г.). Материалы для зарисовок акварелью. Музыкальное сопровождение: «Первая фиалка» Н. Раков. |
Август | Знакомство с искусством: «Многотравие» А.Е.Аникин (1968г) Тема «Цветущие травы. Василек». Цель: привлечь внимание детей к растению, расширить кругозор детей о растительном мире родного края. Задачи: #1054;бразовательные: - познакомить с цветущим растением Василек, его особенностями; - дать представление детям о том, что Василек полевая трава, растет до поздней осени и не требует ухода человека; - назвать полезные свойства; - обозначить способы сохранения Василька в природе. #1056;азвивающие: - развивать умения у детей различать растение по характерным признакам (строение цветка, цвет, умение отличать от других полевых цветов); - развивать умение строить самостоятельные высказывания, отстаивать свою точку зрения, находить взаимопонимание со сверстниками; - создавать условия для творческого самовыражения детей; - развивать умения детей отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, в первую очередь изобразительной деятельности. #1042;оспитательные: - поддерживать активный познавательный интерес детей к окружающей природе; - побуждать детей к осознанию хрупкости природы, вызывать желание ее сохранять; - побуждать детей эстетически воспринимать природу. | #1055;редварительная работа: Наблюдение клевера в природе, беседа с детьми о красоте и пользе Василька. #1055;ознавательное развитие: Рассматривание картины «Многотравие» Художник А.Е.Аникин(1968г) обсуждение с детьми увиденного на картине, беседа по картине. #1058;ворчество детей: акварельные зарисовки Василька , «Васильки» (индивидуальная работа каждого ребенка) #1056;езультат: выставка детских работ «Васильки», рассказ детей о значении и пользе Василька, о необходимости оберегать траву от вытаптывания. | Фото и иллюстрации растения, цветка Оборудование для ИКТ Иллюстрации картин художника из серии «Многотравие» художника А.Е.Аникина (1968 г.) Материалы для рисования Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» П.И. Чайковского |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству
Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....

Авторская образовательная программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Родные тропинки»
В современном мире дети мало знают о своей семье, поселке, стране, особенностях северного народа. Родители тоже недостаточно осведомлены об истории родного края. В связи с э...

Инновационная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Блок «Тропинка в мир изобразительного искусства» для детей 5-6 лет
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Педагоги дошкольных образовательных учрежд...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных ...

Программа кружка художественно-эстетического направления 2020-2021г "Тропинки творчества"
Курс рисования «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраста. У меня возникла идея создания творческ...

"Школа юных мастеров" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству
Программа «Школа юных мастеров» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе...
