Мастер-класс для воспитателей «Культурно-познавательное направление: кукольный и пальчиковые театры, музыкальные минутки»
материал (младшая группа)
Мастер-класс для воспитателей «Культурно-познавательное направление: кукольный и пальчиковые театры, музыкальные минутки»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Ивановская СОШ
(дошкольный уровень)
Мастер-класс для воспитателей
«Культурно-познавательное направление: кукольный и пальчиковые театры, музыкальные минутки»
Воспитатель Дуйсембаева Ж.Н.
Уважаемые коллеги!
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль, а кукла сама по себе очень близка к детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, сказки, поёт, смеётся, плачет - это зрелище превращается в настоящий праздник.
Сегодня мы будем говорить о кукольном и пальчиковом театре.
Итак….,
Вед. Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали? Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда!
Все вместе отгадайте.
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом. Здесь мне помогут мои коллеги! Каждый должен проговорить «своим» голосом попрошу вас озвучить своих героев,
Мышка. Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Таким образом, данная работа по озвучиванию голоса персонажа развивает в ребенке: эмоциональные качества, учит детей давать характеристику героям.
Вед. По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам, дети?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка. Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Вед: Терем Зайка, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока ты стих нам не прочтешь?
Прочитайте стих. А. Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог.
Весь до ниточки промок,
1 ряд (мышка) – прочитает это стих грустно.
2 ряд (лягушка) – прочитает это стих весело.
Таким образом, с помощью такого приёма как "интонационная выразительность" можно придать речи эмоциональную окраску.
Вед. Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Вед: Терем Лисонька хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока танец с нами не станцуешь
Встанем все скорей друзья, на танец нам пора.
Танец «Вперед четыре шага»
Таким образом, музыкально ритмически движения развиваютвнимание, память, гибкость музыкальность и эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации
Вед. Услыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Вед : Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты мимику свою смени,
И нам скорее покажи?
Мимические картинки.
Удивленное, печальное, испуганное, хмурое, хитрое, веселое.
Таким образом, приём "работа с иллюстрациями" даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.
Вед. Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок.
Петя. Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Вед : Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты оркестр собери,
Нам скорее покажи.
Определите, какой инструмент звучит (ложки, рубель, стиральная доска, круговая трещотка, музыкальные ухваты) или (прослушать разные жанры музыкальных произведений: вальс, полька, марш, русская народная и т. п.)
Таким образом, такой прием как «отгадай звучания инструмента», развивает у ребенка тембровый, динамический слух
Вед: Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
Мир кукольного театра очень разнообразен: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Представляю вам Театр на ложках и деревянных лопаточках.
Театр ложек - упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная или пластиковая ложка легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо или натягивают ткань и приклеивают детали образа персонажа, Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать. Надеюсь, этот нехитрый способ, поможет подобрать новые увлекательные игры, способствующие развитию внимания, речи, памяти и творческих способностей малышей.
Разновидностью театра ложек может быть Театр на деревянных лопаточках (демонстрация)
Изготовление:
1. Взять лопатку и с помощью акриловых красок и кисточки оформить лицо своей будущей куклы (если это животное, то вырезать из ткани уши и приклеить, если это человек, то взять нитки на волосы или бороду).
2. Взять ткань, чтобы она подходила под этого героя и сделать «платье» (прошить сбоку прямоугольник, надеть на лопатку и закрепить на шее куклы. Наша кукла готова!
3. наклеить готовый образец или дать вторую жизнь изношенным книгам.
4. Использовать для изготовления кукол пластилин.
Применение в работе с детьми кукольного театра позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и воспитания детей; позволяет развивать эмоции и чувства, приобщает ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Ход мастер-класса
Основные этапы работы:
1 этап. Выбираем сказку (сюжет постановки)
Вместе с детьми читаем сказку, смотрим мультфильм или самостоятельно сочиняем сюжет сказки. Дети могут выбрать любых персонажей или ввести нетрадиционные. Или импровизировать по сюжету придуманной сказки.
2 этап. Выявляем сюжетную линию сказки
Примеры вопросов:
- Кто главный герой сказки? Назови главных героев по именам? и т. д.
Важным моментом является ознакомление детей с содержанием сказки через вопросы педагога. Можно использовать приём акцентирования внимания ребёнка на определённых моментах сказки.
3 этап. Вводить персонажей, начиная с сюрпризного момента, обыгрывая ситуацию.
Жила-была коробка. А в ней… Знаешь кто там живёт?
- Тук! Тук! Тук! Можно к вам?
- Здравствуйте! Добро пожаловать в страну сказок!
Дети, которые освоили пересказ, выбирают себе роль одного из персонажей, обыгрывают её, передавая интонацию, высоту голоса персонажа и рассказывают сказку. А так же можно разыграть отдельные фрагменты сказки и сменить актёров.
Педагог может выбрать себе роль ведущего и контролировать действия детей.
Теперь о музыкальных минутках!
Бывают дни, когда детская активность зашкаливает, а возможности выйти на улицу нет, тогда педагог, как искусный волшебник вынужден придумать все возможные и разнообразные способы для детского увлечения и развития. Будучи воспитателем, мне часто приходилось сталкиваться с подобными ситуациями и каждый раз находить правильный выход.
Мой интерес сразу вызвала музыка, а наличие магнитофона в группе, его только укрепила.
Свободный доступ в интернете и наличие разнообразных музыкальных произведений позволили мне сделать несколько подборок и включать их в работу с детьми. Это был и сборник классической музыки Антонио Вивальди «Времена года» и подборка песен из детских мультфильмов современности и советского времени, и просто звуки природы и погодных явлений.
При прослушивании музыкальных произведений и обсуждении детских песен, мне пришла идея не просто слушать, но еще и представлять их. Учить детей расслабляться, двигаться в соответствии с музыкой или изображать, то, что идет изнутри.)
Этот процесс работы с ребятами проходил в несколько этапов и начинался с того, что сначала мы просто слушали произведения 3-5 минут, затем учились двигаться, то медленно, то быстро, в зависимости от ритма и темпа музыке, а в конце уделяли 15-20 минут на собственные импровизационные номера.
(Предлагаю участникам МО послушать произведение П. И. Чайковского «Подснежник»)
Также используем музыку при проведении утренней зарядки, на занятиях художественно эстетической направленности, перед сном. И сейчас при подготовке детского сада к 80-летию Победы включаем музыку военных лет: слушаем и иногда подпеваем.
Рекомендации для педагогов ДОУ:
-Уделите время и найдите несколько минут, для скачивания сборника песен в сети Интернет которые рекомендованы ФОП ДО;
-Используйте музыку в своей педагогической деятельности постепенно, к примеру: на занятиях, во время игр или самостоятельной деятельности детей;
Таким образом, очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Рефлексия
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем встречу. Но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.
От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня? От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали? От тех, кто держит жёлтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились? От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
Подведение общего итога:
Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр»
Мастер – класс для воспитателей и родителей«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр» Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей и родителей по и...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования художественной направленности на тему "Корзиночка для подарка"
Целью данного мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта...

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...
Мастер – класс по театрализованной деятельности для воспитателей «Изготовление кукольного театра»
Цель мастер-класса:Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности.Задачи:. Вызвать интерес к теа...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению игрушки из фетра для пальчикового театра
Занятия театральной деятельностью в детском саду благотворно влияют на развитие творческих способностей, развивает речь, мышление, эмоционально раскрепощает ребенка. Но, когда, помимо этого, задейство...

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра"
Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра" повышение компетенций педагогов в процессе создания театрализованной хороводной игры по знак...
