Мастер-класс для педагогов на тему "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие формированию связной речи у дошкольников"
материал

Соловьева Мария Александровна

Мастер-класс для педагогов на тему "Игры направленные на развитие фантазии и словесного  творчества, способствующие формированию связной речи у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему  

"Игры направленные на развитие фантазии и словесного  творчества, способствующие формированию связной речи у дошкольников"

Подготовила: Соловьева Мария Александровна, воспитатель

                            ГБОУ лицей №16 СПДС № 21"Красная Шапочка,  г.Жигулевск

Вводная часть:

Мы с вами как практики знаем, что сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания детей, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказки также помогают развивать творческое мышление и воображение. На сегодняшний день, для малышей, практически не сочиняются новые волшебные истории, почему? Может потому, что общество стало более прагматичным и приземленным, а может разучились фантазировать. Очень часто , мы взрослые, путаем у детей фантазию с обманом, призываем к точности воспроизведения прочитанного произведения. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Программа "Тропинки" , которая является составляющей нашей образовательной программы детского сада, тоже делает акцент на развитии творчества, и не только в художественной деятельности, но и речевой. Образовательная деятельность по развитию речи детей осуществляется через различные формы работы: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность. Сегодня мы хотим вам рассказать о сочинении историй, на основе известных сказок. Данная форма работы, очень нравится детям, а мастер - классы с родителями показывают заинтересованность и взрослых в таком виде деятельности. Все игры объединены одной целью - развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

Практическая часть:

Для того, чтобы нам поиграть, просим выйти три пары, мы одновременно, раздадим задание для всех, а пока наши пары будут работать расскажем о каждой игре подробнее.

Игра "Неожиданная сказка". В наборе для игры два вида карточек, на которых: схематично изображено, задание, что необходимо поменять в известной сказке; и иллюстрация - изображение сказки. Дети выбирают две карточки (первого и второго вида), и придумывают новый сюжет для известной сказки. Данный вариант можно усложнить, взять две карточки первого вида и одну второго. Дети придумывают, а воспитатели записывают новую сказочную историю.

Например (из практики):

Выбираем карточки: первая карточка – рассказать сказку с конца, и вторая карточка

  • сказка"Репка".

Пришли тянуть репку: мышка, кошка Мурка, собака Жучка, внучка, бабка и дед. Встали друг за другом. Смотрят, а репка то лежит, а должна быть в земле. Мышка посидела посмотрела, отпустила лапки от кошки и убежала. Увидела кошка Мурка, что мышка убежала и побежала за ней. Собака Жучка заметила, что убежала кошка, и бегом за Муркой. Внучка увидела, что Жучка сбежала, и пустилась догонять собаку. Бабка вспомнила, что у неё хлеб в печке, ахнула и бегом в дом. Стоит дед смотрит на репку, взял лопату выкопал яму и закопал репку. Выросла репка большая, пребольшая.

Следующая игра "Сказочные превращения". В наборе для игры три вида карточек: 1- сказочный герой

2-любимое занятие (хобби) 3-профессия

Ребенок выбирает три карточки и наделяет героя новыми качествами, при этом вспоминая сказку, где сказочный герой является главным персонажем, новый образ "помещает" в сказочный сюжет. Обязательно, необходимо научить детей обращать внимание на то, что хорошего, а что плохого в этом перевоплощении.

Например (на практике): Буратино – любит вязать- пожарный

Хорошо - Буратино сможет всем героям сказки связать подарки, применить огнетушитель или шланг с сильным напором воды против Карабаса Барабаса.

Плохо - Буратино сделан из дерева и ему опасны пожары.

Игра "Супер - герой", в наборе для данной игры два вида карточек:

  • сказочный герой;
  • атрибут или волшебный предмет из сказок.

Карточки перевёрнуты рубашками вверх, ребенок выбирает две карточки. Соединяя их, получается новый сказочный сюжет, причем желательно, чтобы ребенок сочинил новую свою историю и рассказал её, а воспитатель записывает. Затем в самостоятельной деятельности или дома с родителями можно изготовить книжку - малышку по любой из игр.

Заключительная часть:

Теперь в нашей группе постоянно, пополняются театральные и книжные уголки, а так же выставки детских творческих работ, потому что в ходе данной работы, мы всегда фиксируем результат, в виде:

  • Изготовление книжек – малышек «Наши новые сказки». Эта работа проводится совместно с родителями. Оформляются книги с записями детских сказок, текст сопровождается картинками, рисунками. Создана библиотека детских сказок.
  • Организация выставок детского творчества по сюжетам сочиненных сказок: «Необычные истории».
  • Изготовление мини-театров по мотивам сочиненных сказок и обыгрывание их в свободной самостоятельной деятельности.
  • Создание аудиотеки детских сказок. В течение года мы записываем на телефон сказочные истории, сочиненные детьми. Послушать сказки предлагается детям других групп и родителям.

Работа с творческими заданиями способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной, они овладевают умением сравнивать и обобщать. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ "Формирование связной речи у дошкольников"

«Формирование связной речи»  Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме. Вооружить практическими навыками работы»Первое занятие: Методика связной речи.Понятие связной речи  и её зн...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь – показатель речевого  и познавательного развития ребенка.На этапе завершения дошкольного образования  («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ...

Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...

Статья. Основные направления и средства формирования связной речи у дошкольников.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...