Конспекты занятий по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)
Консультации и конспекты занятий по трудовой деятельности на прогулке в старшей группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд осенью
На огороде. Однажды утром дети увидят на поверхности травы белый налет. Это иней. Ночью был мороз, но утром потеплело. Теперь нужно убирать овощи на огороде, а то они могут замерзнуть. После первого заморозка пойдите на пришкольный участок и покажите детям уборку овощей. (Предварительно договоритесь с учительницей или пионервожатой.)
Придите раньше школьников, рассмотрите общий вид огорода, скажите, что школьники сами все сеяли и сажали. Пусть дети, осмотрев грядки, узнают по ботве еще не выкопанные овощи: морковь, репу, редьку, свеклу. Покажите подготовленные ящики и корзины, инвентарь и место для складывания ботвы. Скажите, что ранние овощи: огурцы, помидоры, кабачки - убраны еще до заморозка. Покажите почерневшую от мороза ботву помидоров.
Когда придут школьники, обратите внимание детей на их дружную работу: одни выкапывают овощи лопатами, другие носят их в корзинах, третьи аккуратно обрезают ботву ножами и складывают овощи в ящики, пересыпая сухим песком, чтобы лучше сохранить. Затем ящики уносят в подвал. Все помогают друг другу.
Дети тоже могут предложить свою помощь: сортировать овощи по величине, складывать ботву и т.д. Придя в детский сад, вымойте подаренные школьниками овощи и угостите детей.
Когда будете убирать овощи со своего огорода, напомните ребятам, как работали школьники.
Несколько видов овощей оставьте для посадки в ящик зимой, когда, ближе к весене, будет больше солнечных дней. Лук на зеленое перо можно сажать и с осени.
С овощами проводятся игры, например «Найди овощи по описанию». Загадывают четверо: один называет форму, второй - цвет, третий - вкус, четвертый - листья. Остальные отгадывают. Еще игра «Найди к ботве овощ». Ботва и овощи лежат отдельно друг от друга. Игра «Отгадай». Дети загадывают загадки об овощах, а отгадкой будут служить овощи.
Предложите детям самим придумать загадки, выделяя характерные признаки овощей. Например, ребенок придумал такую загадку: «Длинная, красная, сладкая, ботва елочкой, растет в огороде метелочкой». (Морковь.) или: «Круглая, желтая, гладкая, кушать ее сладко, листья разложила на грядке». (Репа.)
Любят дети игру «Вершки и корешки». Если воспитатель назовет овощи, у которых едят вершки (например, помидор), дети поднимают руки вверх; если - корешки (например, морковь, репа), дети прячут руки за спину; если едят все части (например, петрушка), дети хлопают в ладоши.
В саду. Побывайте с детьми в саду, где они увидят на деревьях много яблок и груш. Рассмотрите яблоки, их форму, сравните разные сорта, и дети увидят, что каждый сорт имеет свой цвет и вкус. Покажите, как собирают яблоки: каждый сорт отдельно.
Зеленую антоновку будут снимать позже - это поздний сорт яблок. Посмотрите, как вырезают старые ветки малины, оставляя лишь молодые, с колючками. Их потом пригнут к земле и свяжут вместе, чтобы зимой они не замерзли.
Хорошо, если вы посмотрите, как сажают плодовые деревья. Скажите, что сады украшают нашу землю. Вспомните, какие плоды и ягоды выращивают в саду.
После наблюдений проведите с детьми игру для закрепления знаний о растениях. В игре «Поймай и назови» воспитатель бросает детям по очереди шишку или мяч и говорит: «Сад». Ребенок, поймавший предмет, называет все, что растет в саду. Далее: «Огород», «Лес», «Луг», «Цветник».
Во многих детских садах сотрудники заготавливают на зиму овощи и фрукты: солят огурцы, квасят капусту, маринуют помидоры, яблоки. Покажите детям коллективный труд взрослых и предложите им принять посильное участие в работе. Заготовьте на зиму немного овощей со своего огорода и фруктов из своего сада. Зимой во время празднования дней рождения детей им будет приятно открыть банку с продуктами, заготовленными своими руками.
Гуляя по улице, обратите внимание на машины, доверху нагруженные капустой, мешками с картофелем. Вспомните, как летом наблюдали за трудом колхозников. Сейчас они убирают последний урожай, чтобы успеть до заморозков срезать капусту, выкопать картофель, и обеспечить людей на всю зиму овощами.
Посмотрите витрину овощного магазина. Какое разнообразие овощей и плодов! Скажите, что овощи, фрукты привозят и из других республик. Например, сладкий виноград - из Грузии и Узбекистана; перец, баклажаны - с Украины. Обратите внимание детей на красоту убранства витрины, на сочетание красок. Хорошо поработали земледельцы, поэтому и вырастили такой обильный урожай.
В парке. Обратите внимание детей, какие работы проводят садовники осенью: сажают в грунт луковицы тюльпанов, нарциссов, перекапывают почву, вносят удобрение. Пусть дети видят, как много труда вкладывают люди для того, чтобы всем было приятно отдыхать. Если дети усвоят это, они никогда не пройдут по газону, не будут ломать деревья и рвать цветущие растения.
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
Сценарий развлечения для старшей группы
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе;
2. Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность, эрудицию;
3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
4. Закрепить знания детей о свойствах различных материалов.
5. Мотивировать к раздельному сбору ТБО.
Предварительная работа.
Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т.д.),
Участие в экологической акции «»Украсим землю цветами!» ,субботнике, дни (недели) охраны окружающей среды.
Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.
Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т.п.)
Труд в природе (сбор листьев, веток, палочек для компостной ямы)
Ожидаемый результат: бережное отношение к природе.
Материал: ; корзинка с цветочками, бабочками, пчелками сделанные из бросового материала; «3» корзинки для команд; «4» цветных квадрата ( для каждой команды); аудиозапись с голосами птиц; «3» ватмана, маркеры, фломастеры; «3» пакета с разным мусором; медали и грамоты участникам; угощение детям.
Ход деятельности:
Слайд№1
Под музыку три команды детей входят в украшенный зал. Участники команд занимают свои места.
Воспитатель. Здравствуйте дорогие гости. Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистыми будут наши улицы, скверы, сады, наш город!
Слайд№2
Ты, Человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую и не растаптывай до дна,
И помни истину простую – нас много, а она одна!
И не зря сегодня наши дети поделены на 3 команды. Капитаны, представьте свои команды:
1. «Вода»: Без воды никак нельзя, говорим мы вам друзья.
Пейте воду не губите, бережно ее храните!
2. «Земля»: На свете всех важней земля, на ней и горы и моря.
Холмы и реки, и поля, как шарик круглая она!
3. «Воздух»: Воздух очень нужен нам: животным , птицам и цветам.
Нельзя его нам загрязнять, нужно чистеньким дышать!
Вы, наверное, слышали, что природу часто называют волшебницей… . В природном государстве есть клуб « Защитник природы». Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы закройте глаза и сразу окажемся в волшебном лесу…
Встали. Приготовились…
В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес…
Слышатся звуки природы. Мне, кажется, вот и начинается это самое волшебство… Ой, кто же это?
Слайд№3
Появляется лесная Фея .
— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я – лесная Фея . Слышала, что вы обо мне говорили, значит вы очень хорошие, умные дети и я очень хочу поближе с вами познакомиться .
Это мое природное государство! Вы только посмотрите, что растет в моем волшебном лесу… Это волшебный цветок .
Чтобы стать участником клуба «Защитник природы», вы должны пройти все испытания в моем царстве и выполнить задания, которые я для вас приготовила. А задания эти спрятаны на лепестках волшебного цветка. Ну что, вы готовы пройти мои испытания? Не побоитесь? … Вас три команды, за каждое выполненное задание команда будет получать по волшебному цветочку или пчелке или бабочке. Победит та, в корзине которой окажется больше всего цветочков, бабочек и пчелок.
1. Красный лепесток. «Назови художника». Слайд №4
Фея. Ребята, возьмите на столе карточки, приготовленные для каждой команды. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку нужного цвета. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зеленый, о лете – красный, об осени – желтый.
***
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки как рога… (Зима) Слайд №5
***
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава… (Весна) Слайд №6
***
На картине третьего красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушистые в небе облака…(Лето) Слайд №7
***
А четвертый – золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды, зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень) Слайд №8
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Команды получают свои первые цветочки! А что же на оранжевом лепестке?
2. Оранжевый лепесток. «Узнай и назови птицу по голосу ». Слайд №9
Воспитатель. Каждой команде поочередно включается запись с голосом птицы (записи голосов птиц: кукушки, вороны, воробья, дятла, скворца, голуби). Если птицу назвали верно, на экране появляется изображение данной птицы. Если же команда не угадала по голосу птицу, ход передается другой команде, итак пока птица не будет угадана. Слайды №10-15
Молодцы, справились с заданием! Команды получают цветочки. Посмотрим, что же на желтом лепестке.
3. Желтый лепесток. «Если я приду в лесок…». Слайд №16
Фея. Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок…». Встанем в круг. Я буду говорить и показывать вам свои действия, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе кричите «нет» и топаете ногами! Ну что, готовы?
Если разведу костер, а тушить не буду?
Если сильно насорю и убирать не буду?
Если мусор уберу, банку закапаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Молодцы! Все участники команд знают, как нужно правильно вести себя в лесу! Каждая команда получает по цветочку.
4. Зеленый лепесток. «Воздух. Земля. Вода» Слайд №17
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая так и называется «Вода. Земля. Воздух».
Нам понадобится мяч. Все дети становятся в ряд, ведущий бросает кому — то из них мяч и говорит: «Воздух». Ребенок должен поймать мяч и бросить назад ведущему, назвав живое существо (птицу или насекомое), которое летает по воздуху. Если ведущий говорит «земля», то в ответ нужно назвать живое существо, которое обитает на земле. Если говорит «вода» — нужно назвать все, что живет в воде (рыбы, животные, пресмыкающиеся). Слайды №18-20
Иногда ведущий может сказать: «Огонь!». Тогда мяч ловить нельзя, нужно его отбить.
5. Голубой лепесток. «Посади лес». Слайд № 21
Воспитатель: Сейчас я прочту вам пословицу, а вы внимательно ее послушайте!
Воспитатель читает пословицу:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Командам предлагается пригласить в помощь родителей (до трех человек от каждой команды) и каждую фразу зарисовать – закодировать. Каждой команде достается своя фраза. Дети вместе с родителями на ватмане превращают свою строчку пословицы в рисунок, предлагая свои образы – ассоциации. Команды представляют свои работы.
Воспитатель: Молодцы! Как же здорово у вас получилось! Команды получают пчелок.
Что же на синем лепестке? Посмотрим.
Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и показали при этом свои знания! Получите свои заслуженные пчелки!
Что же приготовил для нас голубой лепесток? Посмотрим.
6. Синий лепесток. «Блиц – опрос». Слайд №22
Фея: А теперь я предлагаю вам немножко подумать и ответить на вопросы, которые я для вас приготовила. Посмотрим, какая же команда лучше справится с этим заданием. Отвечаем быстро!
— Кто на себе носит дом? Слайд №23
— Не птичка, а с крыльями. Слайд №24
— У какого зверя куст на голове? Слайд №25
— Какие животные впадают в спячку? Слайд №26
— Какие животные на зиму меняют окраску? Слайд №27
— Какое животное называют «кораблем пустыни»? Слайд №28
-Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
— Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? Слайд №29
-Без чего не сможет расти растение?. Слайд №30
Вы все знаете, молодцы! Получите свои заслуженные бабочки! А теперь фиолетовый лепесток.
7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу».
Слайд №31
Воспитатель: Здесь недавно отдыхал человек. Вы только посмотрите, сколько мусора он после себя оставил! Не порядок! Нужно срочно его убрать! Вы согласны? Но только каждая команда будет собирать свой мусор: 1. «Вода» — природный (веточки, палки); 2. «Земля» — бумажный; 3. «Воздух» — пластиковый. А чья команда быстрей справится с этим заданием мы прямо сейчас и узнаем! Молодцы! Все команды быстро и хорошо справились с этим не легким заданием!
Воспитатель: Ребята, а теперь с этим мусором, что мы будем делать? Куда нам их деть? Выбросить в урну для мусора? Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? (Предположения детей.) Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем — в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?
Посмотрите, что мы видим на экране? Огромную свалку! Получается, что мы опять загрязняем природу. Что же можно еще с этим мусором сделать?
Закапать в землю?? Слайд №32
Фея: Я не могу принять пластмассу. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, если пластик попадает в мое тело, я начинаю болеть. Это страшный яд для моей земли, воды и воздуха. Это — отрава для рыб, зверей и птиц. Я не могу принять пластик.
Воспитатель: Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Как можно использовать пластиковые бутылки?
Дети: Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома (насекомые и цветы для украшения клумб, вазочки, кормушка, украшения и пр.).
Воспитатель: Давайте подведем итог: отходы могут меньше загрязнять природу, если их повторно использовать. А для этого мусор необходимо сортировать. И отправлять на повторную переработку .Получите свои цветочки.
Слайд №33
Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько цветочков и насекомых набрала каждая команда! Подсчитываются результаты, подводятся итоги.
Фея: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы! Я с радостью принимаю вас в свой клуб и награждаю заслуженными медалями «Юные защитники природы»! (Грамотами награждаются и участники конкурса плакатов «Берегите природу!», семья воспитанников, принявшие участие в этом конкурсе).
Воспитатель: Уважаемая, лесная Фея, в благодарность за твое гостеприимство наши дети приготовили для тебя подарок. Почитают тебе стихи.
Дети читают стихи (по выбору воспитателя)
Воспитатель: Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Слайд №34
Ну вот, ребята, и пришло время попрощаться с Феей!
Фея: А на прощание я хочу угостить вас своими дарами: вкусными спелыми яблоками!
Воспитатель: Ну, а нам, пора возвращаться в детский сад!
Итог деятельности: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вам особенно запомнилось?
Ребята у меня к вам просьба, расскажите родным, о своем путешествии, о том, за что вы получили медальки и грамоту. Пусть они тоже бережно относятся к природе. Поздравляю вас с тем что вы вступили в клуб «Защитник природы»!
Конспект занятия по трудовой деятельности на прогулке в старшей группе.
Тема: «Осенние заботы ».
Цель:
--Закреплять представления об осенних изменениях в природе.
--Расширять и углублять знания о неживой природе.
--Уточнить представления о погоде осенью.
--Активировать словарный запас: ураганы, метели, бураны.
--Обогащение словаря: метеорологи, синоптики.
--Воспитывать интерес к труду. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатом коллективного труда.
Материалы и атрибуты:
Вертушки для определения ветра
Инвентарь для труда: перчатки, лопаты, грабли, веник, совок, ведра.
Ход прогулки:
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Как красиво стало на улице! Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Какой сейчас месяц? (октябрь)
- Правильно октябрь. Октябрь - второй месяц осени. Послушайте строчки из стихотворения:
Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,
Стали отчего-то ниже небеса,
Ярче запылали кисточки рябин.
Все цветы увяли, лишь свежа полынь.
Я спросил у папы: - Что случилось вдруг?
И ответил папа: - Это осень, друг.
-А теперь отгадайте загадку:
«Без рук и ног, а дерево гнет» (ветер)
- Правильно, ветер.
Листопад, Листопад! Листопад! Лес осенний конопат.
Налетели конопушки, стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву, побросаю их в траву! (Н. Минский)
Воспитатель предлагает детям понаблюдать,
как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.
• Каким бывает ветер?
• Почему дует ветер?
Воспитатель: Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается в верх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
• Назовите наиболее сильные ветры. (ураганы, метели, бураны.)
Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.
• Можно ли увидеть следы ветра?
Исследовательская деятельность.
Определить силу ветра с помощью вертушек.
Трудовая деятельность.
Воспитатель: ребята, вы видели какой сильный был ветер. Посмотрите, что он натворил на нашем участке, сколько нападало листьев, веток. Нужно все это убрать.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто – то спешит к нам на помощь. Да это же мальчик Помогай.
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Видит мальчик – садят сад,
Он помог закончить ряд.
А сегодня мальчик Помогай пришел к нам в детский сад.
Помогай: Здравствуйте, дети! Я услышал, что у вас много работы и решил помочь. Я пришел не с пустыми руками. Посмотрите вот грабли, лопата, веники, совки, ведро. А еще я принес перчатки, чтобы вы не выпачкали и не поранили руки. Смотрите, как правильно сгребать листья граблями. Листья мы не будем выбрасывать, а утеплим ими многолетние цветы на клумбе. Мальчики у вас сильные, пусть они собирают ветки. Какие вы молодцы! Как дружно работаете! А теперь мы соберем мусор в ведерки и отнесем в мусорные баки.
Воспитатель: Вот мы и справились. Мы не только навели порядок на участке, но и укрыли наши цветы одеялом из листвы. Спасибо тебе, мальчик .
Помогай: Да, мы хорошо потрудились, а теперь можно и отдохнуть. Дети, в какую игру вы хотите поиграть? (Подвижная игра по выбору детей). После игры мальчик Помогай прощается с детьми, обещает приходить чаще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе
Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе на тему «Наведём порядок в группе» Учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукольное белье; сов...

Занятие по трудовой деятельности в старшей группе "Самоделкины!!!"
Занятие по трудовой деятельности в старшей группе "Самоделкины!!!"...

Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе на тему: «Наведём порядок в группе»
Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе на тему: "Наведем порядок в группе"...

Конспект по проведению трудовой деятельности в старшей группе
Конспект по проведению трудовой деятельности в старшей группе...

Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада
трудовая деятельность в старшей группе-ремонт книг....

Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе.
Конспект по организации трудовой деятельности в старшей группе. Тема: «Наведём порядок в группе»Цель: учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукол...

