Мини- музей как средство духовно-нравственного воспитания в детском саду.
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа)
Мини- музей как средство духовно-нравственного воспитания в детском саду.
Уважаемые коллеги я Лебедева Варвара Васильевна хочу Вас познакомить с работой «Мини музея в нашем детском саду как средством духовно-нравственного воспитания».
В дошкольном образовании музейная педагогика становится все популярнее: появляются музейно-образовательные программы, методические рекомендации, публикуются книги. «Именно специфическое содержание, основанное на внимании и любви к культурному наследию, традициям и корням. Не менее важно, что развитие музейной педагогики является фактором и условием сохранения культурного наследия, формирования широкого культурного кругозора тех, у кого завтра в руках окажется это наследие. Важно воспитать наследников нашей великой культуры, достойных ее и способных ее сберечь для будущих поколений, не дать прерваться «цепи времен».
По И. В. Штанько определяются такие задачи приобщения дошкольников к музейной культуре: формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление. Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры.
СЛАЙД: №2При создании мини-музея мы ставили перед собой цель:Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Одной из задач являлось: укрепление взаимодействия детского сада с семьями наших воспитанников, так как новые формы работы ДОУ с родителями остаются актуальными в настоящее время. Ведь создание мини-музея осуществляется при активном участии мам и пап, бабушек и дедушек дошкольников. Мы уверены, что, изучая жизнь наших предков, их традиции и обычаи, дети уже с дошкольного возраста начинают приобщаться к истории своего народа, тем самым начинают лучше понимать и любить историю всей страны.
СЛАЙД: №3Сейчас как никогда важно сохранить связующие нити времен и предать наше культурное наследие детям ведь обезличив народ, лишив его культурно-исторической идентичности существует угроза потери и полного исчезновения культуры русского народа в целом. Мы, с коллегами рассуждая и думая о величии нашего народа и истории государства и конечно ФОП ДО приняли решение о необходимости создания мини-музея родного края в нашем детском саду, так как это дает широчайшие возможности для решения задач духовного и нравственно-патриотического воспитания с этой минуты началась наша работа.
Нами созданы такие мини – зоны: «Наш город Арзамас»
«Народные промыслы»
«Предметы старины далёкой»
(Слайд 4)Мини-зона «Наш город Арзамас»
Цель: ознакомление с историческим аспектом возникновения культурного наследия г. Арзамаса и Нижегородской области, успешная социализация личности дошкольника в процессе приобщения к социальной среде, культуре, истории родного края, процессе воспитания бережного отношения к окружающему миру.
наполнена
1. Альбомы: «Арзамас – город А.П.Гайдара», «Выдающиеся люди города Арзамас», «Поэты земли русской», «Исторические достопримечательности г.Арзамас», «Современные достопримечательности г. Арзамас», «Водоемы г.Арзамаса», «Памятники природы г.Арзамаса», «Предприятия г.Арзамас», «Промышленные предприятия родного города», «Исторические промыслы г.Арзамаса», «Достопримечательности улиц», «Нижний Новгород», «Болдино», «Заповедники Нижегородской области», «Животные заповедных мест», «Гербы, флаги, города».
2.«История Арзамаса» - в авторской редакции Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского,2016г.
3. «Арзамас-городок» - автор Пётр Ереемеев, г.Арзамас,2015г.
4. «История. Архитектура. Хозяйственная деятельность.» - автор А.С. Петряшин, г.Арзамас,2010г.
5.Презентации: «Исторические достопримечательности г.Арзамаса», «Современные достопримечательности г.Арзамаса», «Предприятия г.Арзамас», «Промыслы Арзамаса», «Улицы города Арзамас», «Нижегородский кремль», «Города Нижегородской области», «Городец - город мастеров», «Народные промыслы Нижегородской области», «Керженский заповедник».
- картотека стихов о г.Арзамас и нижегородской области;
- картотека песен про г. Арзамас и Нижегородскую область;
- картотека подвижных игр Нижегородского края;
- книги поэтов и писателей города и области детской тематики, произведения А.П.Гайдара, А.С.Пушкина;
- художественная литература: сказки, рассказы, легенды.
6. Дидактические игры: «Прогулки по Арзамасу», лото «Природа Арзамаса», «Завод», «Кем быть», «Промыслы Арзамаса», «Посмотри и назови», «Путешествие по Нижнему Новгороду», лото «Народные промыслы Нижегородского края», «Подбери пару», «Животные и растения заповедников», «Собери национальный костюм», «Собери героя сказок», «Найди лишнее», «Одень куклу в национальный костюм», «Кто на чем играет», «Чей флаг», «Путешествие по Нижегородской области».
Хотелось бы остановиться на Создание настольной игры «Мой город»
открыло нам большие перспективы в сфере не только духовно-нравственного воспитания детей но и патриотизма тоже, а также и изучения краеведения на новом глубоком уровне.
Слайд №5
Создание музея в детском саду крайне важно, дать возможность детям прикоснуться к прошлому, почувствовать его и дать понять, что он тоже часть этого огромного мира. Основополагающим экспонатом нашего музея является Настольная игра «Мой город»
Сам проект этой игры был разработан вместе с родителями воспитанников, организовано мы изучали достопримечательности города и выбирали то, что не сомнено должно присутствовать в игре.
После проработки были выбраны основные макеты.
Это Воскресенский собор что без сомнения является душой нашего города и центром духовности.
Дом музей А. П. Гайдара что является культурной жемчужиной нашего города и ярчайшей страницей истории страны.
И конечно вечный огонь память тех, кто отдал жизни за наше мирное небо.
Семьи воспитанников создавали макеты самостоятельно дома из удобных материалов.
Тут вашему вниманию предоставляется коротко варианты использования данного пособия.
- Самостоятельная детская игра.
Набор карточек с заданиями, а также соблюдая правила игры дети могут самостоятельно пройти все игровое поле.
- Волонтерская деятельность.
Дети старшего дошкольного возраста, уже зная игру, могут самостоятельно проводить экскурсии младшим детям.
- Исследовательская деятельность совместно с родителями.
Разбиваясь на команды, делая шаг по количеству шагов получают задание исследовать достопримечательность города, подготовить рассказ о своем путешествии.
Последний вариант командной игры мне как педагогу симпатизирует особенно. Работая в сотрудничестве с родителями, мы не просто изучаем город, но также особое внимание уделяется уникальности каждого экспоната и музеям в целом, что не редко приводило к написаниям исследовательских работ на краеведческую тематику.
Так же игра доступна не только в самом музее ее можно взять в группу.
Слайд №6
Данные макеты разработаны и созданы семьями воспитанников. Какой макет брать в разработку дети вместе с родителями выбирали самостоятельно, исходя из личных симпатий.
Слайд №7
С помощью макетов мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к малой Родине.Знакомство детей с макетамипроисходит постепенно. Мы зачитываем отрывки из произведений об изучаемом объекте, составляем описательные рассказы. Рассматриваем презентации. проводим беседы, составляем рассказы с детьми, проводим игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности и обмениваются ими друг с другом.Используя макеты, дети с удовольствием под руководством взрослого, а затем самостоятельно закрепляют свои знания с помощью дидактических и сюжетно – ролевых игр.
Слайд №8Работая с макетами и музейными экспонатами дети начинают понимать и видеть не простые предметы в своем окружении. В рамках Мини- зоны «Предметы старины далёкой» выделили тему «История народного костюма»
Разрешите зачитать, то как родилась идея замечательной работы под названием « Чернухинская дивная обряда»
Недавно я гостила у бабушки в селе Чернуха Арзамасского района, и мы пошли на концерт, который проходил в местном Доме культуры. Концерт мне понравился. Но особое внимание привлекли костюмы, в которых выступали поющие артисты. Костюмы эти были необычные: нарядные, праздничные, ярко-красного цвета с золотистыми узорами. Бабушка сказала, что это чернухинскийзолóтный костюм. А носят его участники ансамбля «Золотые узоры», которые и выступали на сцене Дома культуры. Мне стало интересно: кто придумал такие костюмы? где артисты их взяли? из чего эти костюмы состоят? И поэтому мне захотелось узнать подробнее о самом костюме и истории его появления.
Это лишь часть того что мы исследовали) таким образом прививая привычку искать знания и бережно относиться к прошлому мы сможем воспитать поколение любящих свою землю и знающих свою историю людей что как показывает международная обстановка сейчас крайне важно.
В рамках этой работы были проведены следующие мероприятия Занятие по познавательному развитию « История русского костюма», беседа: «Русский народный костюм», Развлечение «Наш платочек голубой и др».
Слайд №9В мире вещей отразилась духовная жизньнарода, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки. В Русской избе детей знакомим с «Украшением кокошника», с «Городецкой росписью», с «Веселой хохломой», лепке и расписыванию дымковских птиц, и др.
При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретали навыки творческого преобразования, вкладывали свои впечатления в рисунок или слепок. При ознакомлении мыучитываем, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно – прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию мировой культуры и искусству, воспитывает душу ребенка.
Слайд №10Для достижения положительных результатов мы проводимпроекты, где дети принимают активное участие и привлекают к изучению вопросов родителей. Были проведены проекты: «Наша хата затеями богата», «Золотые руки мастеров». Данные проекты определяли новые ориентиры к приобщению детей к истокам русской народной культуры, традициям и искусству.
Слайд №11особенностью нашего музея является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка…
Слайд № 12Поразивший до глубины души детей расписной петушок стал отправной точкой для создания собственных игрушек.
Мастер-класс по изготовлению и росписи городецкой игрушки проходят с детьми разных возрастов на постоянной основе став уже доброй традицией нашего детского сада.
Подробное изучения различных народных промыслов дымковская, городецкая, филимоновская и конечно народные росписи хохлома, гжель.
Слайд № 13
В нашем детском саду стало традицией проведение Дней русской кухни.
Это не только кулинарный праздник, но и масса интересной информации о блюдахрусской кухни, знакомство с традициями, расширение кругозора и познание русских обычаев, которые передаются из поколения в поколение.
В ходе просмотра презентации дети знакомятся с блюдами русской. Мероприятия также сопровождаются песнями, хороводными и подвижными играми, сюрпризными моментами, стихами, загадками, рассказами о кулинарных традициях, историями и рецептами блюд. А самое любое дело детей, это поедание приготовленных блюд.
Слайд № 14
Закрепляющим и самым важным является понимание что важно не только знать, но и сохранить и передать всю культурно-историческую ценность нашего народа последующим поколениям. Дети знакомятся с не только музеями города, но и с музеями мира, произведениями искусств чем закрепляется понимание того почему и зачем создаются музеи и формируется гордость за собственный вклад в сбережение культуры родного края и страны.
Спасибо за внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей нашего сада. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Цель: Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Мини-зона «Наш город Арзамас» Цель: ознакомление с историческим аспектом возникновения культурного наследия г. Арзамаса и Нижегородской области, успешная социализация личности дошкольника в процессе приобщения к социальной среде, культуре, истории родного края, процессе воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Настольная игра «Мой город» Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания у детей 6-7 лет. Формирование представлений о досто - примечательностях родного города.
Дом – музей А.П.Гайдара Воскресенский Собор «Макеты архитектурных построек»
«История народного костюма» Цель: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
«Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами . Приобщать к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской, росписи Богородской игрушки и др. , с их особенностями. - Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
«Любимые экспонаты детей».
«Дни русской кухни» «ДЕНЬ БЛИНА» « Щи да каша, пища наша». Цель: воспитывать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и традициям, упорядочить их знания о традиционных народных блюдах.
Контакты: 607224, Нижегородская область, г.о.г.Арзамас , ул.9Мая, д.3 А Телефон: 8(83147) 7-03-64 e - mail: arzamas_mbdou47@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

Диафильм как аудиовизуальное средство обучения и воспитания в детском саду
Рассматриваются достоинства диафильма в ряду экранных средств обучения в ДОУ....

Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)
Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса ...
Фольклор, как средство духовно - нравственного развития дшкольников в детском саду
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» ...

Родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду и семье»
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.Задачи:1. повы...
Фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему&r...
Проекта “Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно-нравственных ценностей в семье, детском саду
Актуальность Проекта “Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно-нравственных ценностей в семье, детском саду, социуме” обусловлена социальным з...
