патриотическая парциальная программа
рабочая программа (средняя группа)
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:-
-- -приобщить детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.
--- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
--- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
--- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
1.Формирование устойчивого интереса к традициям русского народа, устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству;
2.Воспитание уважения к труду и таланту мастеров.
3.Развитие речи на основе фольклорного материала, знакомства с предметами народного обихода в прошлом.
4.Воспитание чувства любви к Родине, уважения её прошлого и настоящего.
5.Знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
6.Формирование навыков социального общения.
В работе используются различные методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый;
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующий МБДОУ
Б-Косульский детский сад
___________ Е.Г. Колосовская
Приказ № ____ «___» ____ 2023г
Образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханева
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Содержание
- Целевой раздел___________________________________________3
1.1. Пояснительная записка______________________________________________3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы__________________________4
2. Содержательный раздел______________________________________4
2.1. Содержание образования по образовательным областям___________________4
2.2. Формы работы по образовательным областям___________________________5
3. Организационный раздел_____________________________________7
3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса______________________7
3.2. Особенности организации предметно-пространственной
развивающей среды __________________________________10
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы_______12
Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О.Л. Князевой М.Д. Маханева
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой М.Д. Маханева определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие». Представленная программа определяет новые ориентиры приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели: -
-- -приобщить детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.
--- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
--- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
--- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
1.Формирование устойчивого интереса к традициям русского народа, устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству;
2.Воспитание уважения к труду и таланту мастеров.
3.Развитие речи на основе фольклорного материала, знакомства с предметами народного обихода в прошлом.
4.Воспитание чувства любви к Родине, уважения её прошлого и настоящего.
5.Знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
6.Формирование навыков социального общения.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
• Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки);
• Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
• Знает основные литературные понятия по фольклору;
• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Знает быт и традиции русского народа, историю русского народного костюма, головных уборов;
• Использует в игре предметы быта русского народа;
• Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям;
• Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Программа рассчитана на работу с детьми пяти-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий. Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого - педагогической работы |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Старший дошкольный возраст |
Физическое развитие | 1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное | 1. Индивидуальная игра 2. Совместная с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Речевое развитие | 1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4. Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12. Ситуативный разговор с детьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | 1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов 4. Игра 5. Организация выставок 6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально-дидактическая игра 8. Интегративная деятельность 9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение 10. Музыкальное упражнение 11. Попевка, распевка 12. Танец 13. Творческое задание 14. Концерт- импровизация 15. Музыкальная сюжетная игра |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей
НОД по программе проводится 2 раза в месяц. Но почти каждый день в совместной деятельности. детей знакомят со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д. НОД планируется как в первой, так и во второй половине дня
Возраст детей | Регламентированная деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, мин | В день |
В месяц | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
4- – 5 лет | 2 по 20 мин | 42 мин | 18 – 21 мин |
В работе используются различные методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый;
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проектной деятельности, в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов для «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
Отличительной особенностью данной программы является организация образовательной деятельности с детьми в условиях специально организованной развивающей среды, музейной композиции - «Русской избы». Связующим персонажем при проведении занятии является образ «Хозяюшки», который принимает на себя педагог.
3. Организационный раздел
3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса
Тематическое планирование
Средняя группа
Месяц | НОД | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | 1. «Во саду ли, в огороде». Разучивание потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. 2. Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка. | 1. «Чудесный мешочек». Повторение песенки – потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 2. Лепка овощей из солёного теста. Раскрашивание овощей после высыхания. 3. «Приглашаем в гости к нам». Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. | 1. Сбор урожая на огородах. 2. Поделки из овощей. |
Октябрь | 1. «Бычок – чёрный бочок». Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». 2. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | 1. «Чудесный сундучок». Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение попевок и потешек о домашних животных. 2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин овощей». 3. Подвижная игра «Гуси – лебеди». | 1. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное рядом». 2. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». |
Ноябрь | 1. «Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой. 2. «Золотое веретено». Знакомство с Предметами обихода – прялкой и веретеном. | 1.Развлечение «Осенины». 2. Чтение сказки «Золотое веретено» 3. П/и «Жмурки». | 1. Участие в развлечении «Осенины». 2. Наглядная информация «Народный фольклор осени». |
Декабрь | 1.»Зимовье зверей». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Одень зверей». Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей». | 1. «Здравствуй, зимушка- зима». Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». 2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». 3. «Лисичка – сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк». | 1. Помощь в подготовке к Новому году. 2. Заучивание колядок и стихов к празднику. 3. Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». |
Январь | 1.»Сундучок Деда Мороза». Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос». | 1. Развлечение «Рождественские святки». 2. Вечер зимних загадок. 3. п/и «Снежная крепость». 4. «Петушок – золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к гостью. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1. Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки». 2. Изготовление атрибутов к развлечению. 3. Участие в вечере зимних загадок. 4. Наглядная информация «Русский фольклор зимы». |
Февраль | 1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья). дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». | 1. «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Игра - драматизация «Лиса и козёл». 2. «Сарафан для труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток. 3. «Весёлые ложки». Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | 1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток. 2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивная семья». 3. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы» старинными вещами. |
Март | 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме. 2. «Весна, весна, поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | 1. Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». 2. «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметом обихода – скалкой. Настольный театр «Лисичка со скалочкой». 3. «Пришла весна!». Повторение заклички о весне. Коллективная аппликация из цветных лоскутков «Пришла весна». | 1. Участие в подготовки и проведении развлечения «Масленица» и праздника «8 – Марта». 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3. Участие в выставке детских рисунков «Весна, весна, поди сюда!». |
Апрель | 1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. 2. Русская свистулька. Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | 1. «Небылица – небывальщина». Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. 2. «Чудесный сундучок». Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. 3. «Крошечка – Хаврошечка». Просмотр мультфильма по сказке «Хаврошечка». | 1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2. Выращивание семян цветов. |
Май | 1. Времена года. Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. 2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | 1. Русская балалайка. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. 2. Игра с Колобком. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок». 3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие | 1. Участие в организации чаепития. 2. Помощь в посадке цветочных клумб . |
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место и оборудовали его в виде музея – экспоната «Русская изба», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, люлька и т. д. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.
Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.
В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились: корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка (педагог) встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
Посещения избы детьми старших групп подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.
Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
В группе также создана предметно-развивающая среда:
• «Полочка народного декоративно-прикладного искусства»,
• Макет «Русская горница»
• Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
• Альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др.
• Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др.
• Игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка».
• Книги со сказками, потешками, загадками и т.д.
- Тематические Лэпбук
- Настольные игры и многое др.
Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Методические рекомендации к программе
Учебно-методические пособия
Автор | Название | |
Князева О.Л., Маханева М.Д | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа. | |
Куприна Л.С., Бударина Т.А | Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие | |
Электронные образовательные ресурсы | ||
Дыбина О.В. | CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада. | |
Дыбина О.В. | CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе детского сада. | |
Краснушкин Е.В. | CD-ROM. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет. | |
CD-ROM. Русские народные сказки. | ||
Аудио-кассета. Русские народные сказки. | ||
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | ||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Методические пособия | ||
Буре Р.С. | Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС. | Методическое пособие |
Колобанова А.И. | Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. | |
Ривина | Знакомим дошкольников с семьей и родословной 2-7 лет | |
Наглядно-дидактические пособия | ||
Азбука безопасности. Один дома. | Демонстрационный материал | |
Две столицы. Картотека предметных картинок. Выпуск 19. | Наглядный дидактический материал | |
Ермакова И.А. | Поиграй со мной, мама! | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Методические пособия | ||
Веракса Н.Е. | Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС | |
Веракса Н.Е. | Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС | |
Вохринцева С.В. | Урожай «Овощи» | Методическое пособие |
Дыбина О.В | Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. ФГОС | Методическое пособие |
Дыбина О.В | Что было до… Игры-Путешествие в прошлое предметов. | |
Крашенников Е.Е | Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. | |
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной группе | Методическое пособие | |
Толкачева Ю.В., Ступикова Л.Г. | Игротека. Выпуск 7. Колесо истории. Игра-путешествие во времени | |
Игротека. Выпуск 8. Музей прошлого. Игра-путешествие в мир рукотворных вещей. | ||
Шорыгина Т.А | Беседы о домашних и декоративных птицах | |
Беседы по картинкам «Весна. Лето». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы | Демонстрационный материал | |
Ботякова О.А | Картотека предметных картинок. Выпуск 20. Часть 1. Традиционный костюм в культуре народов России | Наглядный дидактический материа |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А | Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 1. Овощи, фрукты, ягоды | Наглядный и раздаточный материал |
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 2. Деревья, грибы, цветы. | ||
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 11. Животные. | ||
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 5. Одежда, обувь | ||
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 4. Посуда | ||
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. 10. Птицы | ||
Бытовая техника. «Окружающий мир». В деревне. Серия «Рассказы по картинкам». | Дидактический материал | |
Васильева И. | Мир вокруг нас «Фрукты». | |
Вохринцева С.В. | Весна. «Окружающий мир» | Дидактический материал |
Садовые цветы. «Окружающий мир» | Дидактический материал | |
Окружающий мир «Деревья и листья» | ||
Окружающий мир «Дикие животные» | ||
Окружающий мир «Насекомые» | ||
Времена года. Серия «Рассказы по картинкам». | Дидактический материал | |
Герои сказок. Серия «Мир в картинках» | ||
Демонстрационные картинки Птицы домашние | ||
Демонстрационные картинки «Птицы России» | ||
Домашние животные. Серия «Мир в картинках». Домашние животные и птицы | Дидактический материал | |
Игра «Цветы. Лесные, луговые, садовые». Инструменты домашнего мастера. Серия «Мир в картинках». Как предки одежду шили Картинки «Наша Родина – Россия» | Игра Дидактический материал | |
Картотека предметных картинок. Одежда. Обувь. Головные уборы. Картотека предметных картинок - Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши. Карточки для развития ребенка «Деревья России». | Наглядный дидактический материал | |
Карточки для развития ребенка «Профессии и ремесла» | ||
Карточки для развития ребенка «Транспорт». | ||
Лото «Животные» | ||
Лото «Кто что ест» Мир растений-2/Разрезные карточки. Деревья и кустарники. Полевые растения. Комнатные растения. Грибы. | Наглядный дидактический материал | |
Расскажите детям 3-7 лет о рабочих инструментах (карточки для занятий в детском саду и дома) | ||
Расскажите детям 3-7 лет о хлебе (карточки для занятий в детском саду и дома) | ||
Шапиро А.И | Секреты знакомых предметов. Нитка, веревка, канат. Секреты знакомых предметов. Свеча. Секреты знакомых предметов. Труба | |
Шорыгина Т.А | Беседы о тайге и ее обитателях Домашние животные Ягоды лесные. | Нагляднодидактическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Методические пособия | ||
Нищева Н.В. | Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок | Методическое пособие |
Загадки, считалки и скороговорки | ||
Русские народные сказки | ||
Наглядно-дидактические пособия | ||
Вохринцева С.В | Сказка за сказкой «Гуси-лебеди» Сказка за сказкой «Бычок – смоляной бочок» | Демонстрационный материал |
Сказка за сказкой «Как коза избушку построила». Сказка за сказкой «Кот и петух» Сказка за сказкой «Лиса и волк» Карточки для развития ребенка «Герои сказок» Карточки расскажи сказку: Колобок, Волк и семеро козлят. Пазлы | ||
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Методические пособия | ||
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет | ||
Предметный мир как средство формирования творчества детей | ||
Комарова Т.С. | Детское художественное творчество. Народное искусство в воспитании детей | |
Развитие художественных способностей дошкольников 3-7 лет. ФГОС. Никита Кожемяка | ||
Халезова Н.Б | Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Театральная деятельность в детском саду Декоративная лепка в детском саду. | |
Окружающий мир: «Музыкальные инструменты: духовые». | ||
Вохринцева | Раскраска «Росиночка». Хохломская роспись. Раскраска «Росиночка». Гжель Раскраска «Росиночка». Дымковская роспись. Раскраска «Росиночка». Полохов майданская роспись. Дымковская игрушка. Серия «Мир в картинках» | |
Картины русских художников. Ф.Васильев., И.Шишкин. Формат | ||
Картины русских художников. В.Васнецов., И. Билибин | ||
Картотека предметных картинок. - Музыкальные инструменты. | ||
Мир искусства. Пейзаж. (4-7 лет) Мир искусства. Сказка в русской живописи. 5-9 лет. Знакомим с натюрмортом: цикл «Большое искусство – маленьким»/Детство. Музыкальные инструменты. Картотека предметных картинок Песенки-загадки о музыкальных инструментах. Набор обучающих карточек «Музыкальные инструменты». Набор обучающих карточек «Шедевры художников». Учимся рисовать «Хохломская роспись» | Демонстрационный материал Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. | |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Методические пособия | ||
Сборник подвижных игр 2-7 лет. ФГОС. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Парциальная программа дополнительного образования «Родничок» по нравственно-патриотическому воспитанию
Воспитание начала гражданственности на основе формирования у детей дошкольного возраста представлений о русской национальной культуре...

Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»
Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...
Парциальная программа патриотического воспитания "Тамань - моя Родная"
Изучая материал тем программы «Тамань – моя родная», воспитанники познакомятся с различными уголками нашей станицы, узнают, что нужно делать для сохранения природных богатств, народн...
Парциальная программа патриотического воспитания "Тамань - моя Родная"
Формирование нравственных основ и этических ценностей на основе приобщения к родной культуре с раннего детства. Развитие интереса к прошлому и настоящему своей семьи, станицы, края, а так же формирова...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «Сочи – Родина моя»
В настоящее время одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Оно должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, к...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...
