Конспект занятия познавательного цикла в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия познавательного развития в старшей группе
Занятие по теме: «Вода»
Цель:
- формирование умения самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты, используя знания о свойствах воды.
Развивающие задачи:
-развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.
Воспитательные задачи:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.
Предварительная работа:
Проведение опытов по определению других свойств воды.
Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок по теме.
Проведение сюжетно - ролевой игры «Научная лаборатория»
Материалы: диск с шумом воды, герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, иллюстрации с изображением воды и оборудования для проведения опытов, стенд « Свойства воды»
Для проведения опытов: вода, сосуды разной формы( воздушный шарик, блюдце, бутылка) воронка; прозрачные стаканчики.
Ход занятия:
Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций и оборудования. Дети заходят в группу под спокойную музыку.
- Ребята, мы попали с вами в научную лабораторию. Чтобы здесь находиться нужно надеть халаты.
- Послушайте ребята внимательно стихотворение, оно поможет ответить на вопрос, чем мы будем сегодня заниматься в лаборатории.
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варили кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …( воды)
- Так о чем мы сегодня поговорим?
- Правильно, ребята! Сегодня мы поведем с вами речь о воде. А в помощницы возьмём нашу старую знакомую «Мудрую Сову»
- Обратите внимание на звучащую музыку, на иллюстрации.
- Что изображено? (ответы детей)
- Правильно, здесь изображен лед, вода и т.д. На иллюстрациях изображено разное состояние воды и ее свойства. Об этом мы и побеседуем.
- А начнем мы с одной истории. Послушайте. « Жила – была на свете Капелька. Она ничего о себе не знала, поэтому была очень грустной, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что – то о ней знаете?
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что – нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (из воды)
- А «Мудрая Сова» припасла для вас конверты с заданиями. Нужно разгадать загадки! Слушаем, внимательно!
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. ( Дождь)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю стал горой (Снег)
Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло. ( Лед)
- Что случилось с речкой зимой?
С дальних просек и полян
К нам во двор приплыл …(Туман)
- Ребята, что же получается? Что вода бывает очень разной. Может быть, вода как волшебница, умеет превращаться во что? ( Дождь, снег, лед, туман, роса, иней)
- Вода не только волшебница, но и путешественница.
- Расскажите мне о том, как путешествуют капельки в природе?
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках и реках. Поят растения, а под лучами солнышка снова возвращаются домой – к маме тучке. Из которой когда – то пришли на землю в виде дождя.
- послушайте еще одну загадку:
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда,
Ну, конечно, я … вода!
- А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Летают над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Сели, посидели, снова улетели.
« По камушкам»
По дорожке мы идем
Перед нами водоем
Прыгать будем мы смелее,
Раз, два, раз, два
Позади уже вода.
- Ребята, а давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.
Опыт №1 « Вода прозрачная»
- Посмотрите, перед вами 2 стакана.
– дети, что налито в каждом стакане? На столе лежит картинка. Поставьте стакан с водой на картинку. Видно картинку? ( Да). Поставьте теперь стакан с соком.( Не видно картинку).Как вы думаете, почему? ( потому что вода прозрачная)
- значит, какой вывод можно сделать: вода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Сок в отличие от воды непрозрачный, мутный, поэтому картинку не видно.
- Отметим прозрачность воды таким символом! (к магнитной доске крепится условный символ)
- А если мы добавим в воду варенье?
- Что произойдет с водой? ( Вода приобретет цвет)
Опыт №2 « У воды нет вкуса»
- перед детьми 2 стакана – вода и сок.
- ребята, я вам предлагаю попробовать воду (стаканчики каждому ребенку, накрыты салфеткой)
-есть ли у нее вкус? (нет)
- а теперь пробуем сок? (есть вкус)
- снова для сравнения пробуем воду.
- когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Вывод: у воды нет вкуса.
- а если мы добавим варенье? ( Вода приобретет вкус и цвет)
Опыт №3 « У воды нет запаха»
- перед вами 2 стакана, один – с водой, другой – с соком.
- возьмите стаканчики и понюхайте воду.
- скажите, чем она пахнет ( или совсем не пахнет)
- А теперь понюхайте сок – пахнет?
Какой сделаем вывод?
ВЫВОД: у воды нет запаха.
Опыт №4 « Вода жидкая, может течь» (Дети делают сами)
- посмотрите, перед вами 2 стаканчика. Один с водой, другой – пустой. – Предлагаю, аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
- потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, вода может капать.
ВЫВОД: вода жидкая, может течь.
- отметим это свойство таким символом.
Опыт № 5 «Вода не имеет форму»
- дети, сейчас я вам каждому что – то раздам. (даю в руки каждому по кусочку льда)
- Скажите, что это? ( лед)
- какой он? ( Холодный, твердый, тяжелый)
- Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается вводу)
- что можно сказать про лед? (лед – это тоже вода, только замороженная)
- Давайте опустим его в стакан.
- Как вы думаете, что с ним произойдет? Опускаем кубик.
- Наблюдаем и делаем вывод: лед не изменяет свою форму. А если кубик льда положить на блюдце. Поменяет он свою форму или нет? Кладем, наблюдаем, делаем вывод: кубик льда твердый, он свою форму не меняет.
-Рассмотрите воду в стакане, и расскажите о ней, какая она? (жидкая)
- Есть ли у нее форма? (форма стакана)
- А если мы выльем воду в блюдце?
- произойдет ли что - нибудь с водой? (примет форму блюдца)
- А давайте нальем воду в воздушный шарик?
- что произойдет?
- Что мы, ребята, выяснили в результате нашего опыта (ответы детей)
ВЫВОД: вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в который налита.
(достаю термос)
- Кто знает, что это такое?
Кто - нибудь знает, для чего люди используют термос? ( В нем продукты сохраняются горячими.)
- Смотрите внимательно, ребята, я открываю крышку.
- что вы видите? (Идет пар) Я подношу к термосу зеркало. – Что появилось на зеркале? (капельки воды) Откуда они появились? ( Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале).
- Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? ( Кипящий чайник, при варке в кастрюле).
ВЫВОД: у воды есть три состояния:
-лед - твердая замороженная вода;
-пар - сильно нагретая вода, парообразная;
-жидкая - обычная вода.
-Обозначим все это еще одним символом.
- Ребята, мы сегодня с вами убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного.
-Мы узнали, что она может путешествовать, может превращаться в разные осадки и еще у нее много разных свойств.
- Для чего нужна вода на Земле? Кому она нужна? ( человеку, растениям, животным)
- Расскажите, как человек использует воду? (стирает, моет, купается, готовит еду)
- Как вы думаете, сколько воды употребляет человек в течение дня? (ответы)
- Вот, Капелька, мы тебе и рассказали как ты, нам нужна. Посмотрите, ребята, Капелька развеселилась, она улыбается!
-А теперь, мы поможем тебе вернуться к твоей семье – маме - тучке и твоим сестренкам (дети приклеивают капли)
Итог:
- Чем мы сегодня занимались?
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
- А дождливая тучка станет украшением нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».
Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...

Конспект занятия познавательного цикла в средней группе «Из чего сделана посуда»
Занятие с презентацией (по запросу)...

Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».
Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....

Конспект-занятие познавательного цикла в подготовительной группе
Тема: «Чем пахнут ремесла»Воспитатель: Иванова О.И. Цель: Беседа о профессиях. Решение противоречий.Образовательные задачи: Познакомить с разнообразием профессий....

Конспект –занятие познавательного цикла в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи
Тема: «Наши меньшие друзья»Задачи: Уточнить представления детей о классификации животных. Развивать связную речь. Обогащать словарь детей .Развива...

Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»
Спос Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...
