Конспект занятия познавательного цикла в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Кувенева Аниса Маратовна

Тема занятия : Вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательного развития в старшей группе

Занятие по теме: «Вода»

Цель:

- формирование  умения самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты, используя знания о свойствах воды.

Развивающие задачи:

-развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

Воспитательные задачи:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Предварительная работа:

Проведение опытов по определению других свойств воды.

Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок по теме.

Проведение сюжетно - ролевой игры «Научная лаборатория»

Материалы: диск с шумом воды, герои Капелька и Мудрая Сова с конвертом, иллюстрации с изображением воды и оборудования для проведения опытов, стенд « Свойства воды»

Для проведения опытов: вода, сосуды разной формы( воздушный шарик, блюдце, бутылка) воронка; прозрачные стаканчики.

Ход занятия:

Группа оформлена как научная лаборатория при помощи различных иллюстраций и оборудования. Дети заходят в группу под спокойную музыку.

- Ребята, мы попали с вами в научную лабораторию. Чтобы здесь находиться нужно надеть халаты.

- Послушайте ребята внимательно стихотворение, оно поможет ответить на вопрос, чем мы будем сегодня заниматься в лаборатории.

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варили кисели

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …( воды)

- Так о чем мы сегодня поговорим?

- Правильно, ребята! Сегодня мы поведем с вами речь о воде. А в помощницы возьмём нашу старую знакомую «Мудрую Сову»

- Обратите внимание на звучащую музыку, на иллюстрации.

- Что изображено? (ответы детей)

- Правильно, здесь изображен лед, вода и т.д. На иллюстрациях изображено разное состояние воды и ее свойства. Об этом мы и побеседуем.

- А начнем мы с одной истории. Послушайте. « Жила – была на свете Капелька. Она ничего о себе не знала, поэтому была очень грустной, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что – то о ней знаете?

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что – нибудь рассказать о ней? Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

- Капелька из чего состоит? (из воды)

- А «Мудрая Сова» припасла для вас конверты с заданиями. Нужно разгадать загадки! Слушаем, внимательно!

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. ( Дождь)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал горой (Снег)

Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло. ( Лед)

- Что случилось с речкой зимой?

С дальних просек и полян

К нам во двор приплыл …(Туман)

- Ребята, что же получается? Что вода бывает очень разной. Может быть, вода как волшебница, умеет превращаться во что? ( Дождь, снег, лед, туман, роса, иней)

- Вода не только волшебница, но и путешественница.

- Расскажите мне о том, как путешествуют капельки в природе?

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках и реках. Поят растения, а под лучами солнышка снова возвращаются домой – к маме тучке. Из которой когда – то пришли на землю в виде дождя.

- послушайте еще одну загадку:

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда,

Ну, конечно, я … вода!

- А сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Летают над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели, снова улетели.

« По камушкам»

По дорожке мы идем

Перед нами водоем

Прыгать будем мы смелее,

Раз, два, раз, два

Позади уже вода.

- Ребята, а давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.

Опыт №1 « Вода прозрачная»

- Посмотрите, перед вами 2 стакана.

– дети, что налито в каждом стакане? На столе лежит картинка. Поставьте стакан с водой на картинку. Видно картинку? ( Да). Поставьте теперь стакан с соком.( Не видно картинку).Как вы думаете, почему? ( потому что вода прозрачная)

- значит, какой вывод можно сделать: вода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Сок в отличие от воды непрозрачный, мутный, поэтому картинку не видно.

- Отметим прозрачность воды таким символом! (к магнитной доске крепится условный символ)

- А если мы добавим в воду варенье?

- Что произойдет с водой? ( Вода приобретет цвет)

Опыт №2 « У воды нет вкуса»

- перед детьми 2 стакана – вода и сок.

- ребята, я вам предлагаю попробовать воду (стаканчики каждому ребенку, накрыты салфеткой)

-есть ли у нее вкус? (нет)

- а теперь пробуем сок? (есть вкус)

- снова для сравнения пробуем воду.

- когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Вывод: у воды нет вкуса.

- а если мы добавим варенье? ( Вода приобретет вкус и цвет)

Опыт №3 « У воды нет запаха»

- перед вами 2 стакана, один – с водой, другой – с соком.

- возьмите стаканчики и понюхайте воду.

- скажите, чем она пахнет ( или совсем не пахнет)

- А теперь понюхайте сок – пахнет?

Какой сделаем вывод?

ВЫВОД: у воды нет запаха.

Опыт №4 « Вода жидкая, может течь» (Дети делают сами)

- посмотрите, перед вами 2 стаканчика. Один с водой, другой – пустой. – Предлагаю, аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

- потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, вода может капать.

ВЫВОД: вода жидкая, может течь.

- отметим это свойство таким символом.

Опыт № 5 «Вода не имеет форму»

- дети, сейчас я вам каждому что – то раздам. (даю в руки каждому по кусочку льда)

- Скажите, что это? ( лед)

- какой он? ( Холодный, твердый, тяжелый)

- Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается вводу)

- что можно сказать про лед? (лед – это тоже вода, только замороженная)

- Давайте опустим его в стакан.

- Как вы думаете, что с ним произойдет? Опускаем кубик.

- Наблюдаем и делаем вывод: лед не изменяет свою форму. А если кубик льда положить на блюдце. Поменяет он свою форму или нет? Кладем, наблюдаем, делаем вывод: кубик льда твердый, он свою форму не меняет.

-Рассмотрите воду в стакане, и расскажите о ней, какая она? (жидкая)

- Есть ли у нее форма? (форма стакана)

- А если мы выльем воду в блюдце?

- произойдет ли что - нибудь с водой? (примет форму блюдца)

- А давайте нальем воду в воздушный шарик?

- что произойдет?

- Что мы, ребята, выяснили в результате нашего опыта (ответы детей)

ВЫВОД: вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в который налита.

(достаю термос)

- Кто знает, что это такое?

Кто - нибудь знает, для чего люди используют термос? ( В нем продукты сохраняются горячими.)

- Смотрите внимательно, ребята, я открываю крышку.

- что вы видите? (Идет пар) Я подношу к термосу зеркало. – Что появилось на зеркале? (капельки воды) Откуда они появились? ( Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале).

- Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? ( Кипящий чайник, при варке в кастрюле).

ВЫВОД: у воды есть три состояния:

-лед - твердая замороженная вода;

-пар - сильно нагретая вода, парообразная;

-жидкая - обычная вода.

-Обозначим все это еще одним символом.

- Ребята, мы сегодня с вами убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного.

-Мы узнали, что она может путешествовать, может превращаться в разные осадки и еще у нее много разных свойств.

- Для чего нужна вода на Земле? Кому она нужна? ( человеку, растениям, животным)

- Расскажите, как человек использует воду? (стирает, моет, купается, готовит еду)

- Как вы думаете, сколько воды употребляет человек в течение дня? (ответы)

- Вот, Капелька, мы тебе и рассказали как ты, нам нужна. Посмотрите, ребята, Капелька развеселилась, она улыбается!

-А теперь, мы поможем тебе вернуться к твоей семье – маме - тучке и твоим сестренкам (дети приклеивают капли)

Итог:

- Чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось?

- А дождливая тучка станет украшением нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»

ПРОГРАММНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...

Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....

Конспект-занятие познавательного цикла в подготовительной группе

Тема: «Чем пахнут ремесла»Воспитатель: Иванова О.И. Цель: Беседа о профессиях. Решение противоречий.Образовательные задачи:    Познакомить с разнообразием профессий....

Конспект –занятие познавательного цикла в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи

Тема: «Наши меньшие друзья»Задачи:    Уточнить представления детей  о классификации животных.    Развивать связную речь. Обогащать словарь детей .Развива...

Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»

Спос               Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...