Пластилинография в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
методическая разработка
В соответствии с новым Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество» является развитие детского творчества.
Пластилинография - это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я леплю из пластилина, Пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина Кукол, клоунов, собак…» Ю.Мориц
Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Н. В. Сакулина
В соответствии с новым Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество» является развитие детского творчества.
Пластилинография - это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются: • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; • освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; • обучение умению ориентироваться на листе бумаги; • развитие мелкой моторики; • ознакомление с окружающим миром; • развитие эмоций и фантазии.
Методы и приёмы, используемые в работе с пластилином: показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей; использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм; игровые приёмы; - индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка; - обследование, рассматривание, наблюдение.
Техники и приемы рисования пластилином на картоне: Примазывание . Скатывание. Надавливание. Размазывание. Лепка из «колбасок». Лепка с использованием природных материалов. Рельефный рисунок с помощью стеки. Отпечатки. Трафаретное рисование. Процарапывание. Цветной пластилин, полученный резанием. Рисование пластилиновой стружкой.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография : использовать мягкий пластилин; твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком); во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон, лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок); основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем или клейкой плёнкой; устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером; покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь»; на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук; работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Материалы, используемые в пластилинографии : Картон (однотонный или цветной). Дерево, стекло или пластик. Набор пластилина. Дощечки для пластилина. Стека. Влажная и бумажная салфетка. Лак бесцветный для волос . Шприц без иголки, тёрка. Природный или бросовый материал Ручки, карандаши, ватные палочки и т.п. Баночка с водой . Скалка и тонкая проволока или канцелярский нож.
Виды пластилинографии : Прямая пластилинография . Обратная пластилинография (витражная). Контурная пластилинография . Многослойная пластилинография . Модульная пластилинография . Мозаичная пластилинография . Фактурная пластилинография .
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография (пластилиновая мозаика) - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
Многослойная пластилинография – миллефиор - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Этапы осваивания различных видов пластилинографии : Вторая младшая группа – прямая пластилинография . Средняя группа – мозаичная пластилинография , контурная пластилинография . Старшая группа - фактурная пластилинография , модульная пластилинография . Подготовительная группа - многослойная пластилинография ( миллефиори ).
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Мы волшебным пластилином создаём свои картины
Используемая литература: О.В.Узорова , Е.А.Нефедова «Технология», Москва, 2010 год. А.А.Анистратова, Н.И.Гришина «Поделки из пластилина соленого теста», Москва, ОНИКС, 2011 год. И.А.Лыкова «Лепим с мамой из пластилина», Москва, 2005 год.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников
В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...
Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...

Влияние театрализованной деятельности на художественно-эстетическое развитие дошкольников (из опыта работы)
Каждый из нас как педагог задается вопросами… Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мир...

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
