Поддержка детской инициативы
материал

Кутовая Полина Сергеевна

Появление у ребенка возможности исследовать, играть, лепить и рисовать, сочинять, петь и танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка, как уверенность в себе, чувство защищенности и комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy.docx21.71 КБ
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы

Здравствуйте коллеги!

Для поддержки детской инициативы я поощряю свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление у ребенка возможности исследовать, играть, лепить и рисовать, сочинять, петь и танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка, как уверенность в себе, чувство защищенности и комфорта.

Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок только приходит в детский сад, и вторая половина дня, после сна.

Любая деятельность ребенка в детском саду может протекать в форме самостоятельной и инициативной, например:

  • самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
  • свободные сюжетно-ролевые, театрализованные игры;
  • игры-импровизации и музыкальные игры;
  • речевые и словесные игры, игры с буквами, звуками;
  • логические игры, развивающие игры математического содержания;
  • самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
  • самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.

Для поддержки детской инициативы, Я

  1. Уделяю внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощряю желание ребенка получать новые знания и умения, задавать познавательные вопросы.
  2. Организовываю ситуации, побуждающие детей к применению знаний и умений при выборе способов деятельности и активизирующие  личный опыт ребенка в деятельности,.
  3. Расширяю и усложняю область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно в соответствии с возможностями и особенностями развития детей;

 уделяю внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов.

  1. Поощряю проявление детской инициативы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, использую приемы поддержки, одобрения, похвалы.
  2. Создаю условия для развития произвольности в деятельности, использую  игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата.
  3. Поощряю и поддерживаю желание детей получить результат деятельности, обращаю внимание на важность стремления к качественному результату, подсказываю ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата.
  4. Внимательно наблюдаю за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказываю помощь, но стремлюсь к её дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то достаточно использовать приемы наводящих вопросов и  активизировать смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  5. Поддерживаю у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркиваю рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждаю к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.

В своей работе для  поддержки детской инициативы я использую ряд способов и приемов:

  1. Не помогаю ребенку сразу, если он испытывает затруднения в решении задачи, а побуждаю его к самостоятельному решению, подбадриваю и поощряю попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, сначала стремлюсь к её минимизации: даю совет, задаю наводящие вопросы, помогающие активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
  2. У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. Для этого помогаю детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряю активность детей в поиске, принимаю любые предположения детей, связанные с решением задачи; поддерживаю инициативу и творческие решения, а также акцентирую внимание детей на качестве результата, их достижениях; обязательно одобряю и хвалю за результат, что вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
  3. Особое внимание уделяю общению с ребенком в период проявления кризисых моментов: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Важно уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании; активно поддерживать стремление к самостоятельности. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
  4. Акцентирую внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель, обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задачу развития данных умений я ставлю в разных видах деятельности. Использую средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: схемы, наглядные модели.
  5. Создаю творческие ситуации в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, которые в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи или проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
  6. Уделяю особое внимание обогащению развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

        Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поддержка детской инициативы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №24» г . Усинска Кутовая П.С., воспитатель

Слайд 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Слайд 3

СВОБОДНЫЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Слайд 4

ИГРЫ – ИМПРОВИЗАЦИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Слайд 5

РЕЧЕВЫЕ И СЛОВНЕСНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ С БУКВАМИ, ЗВУКАМИ

Слайд 6

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Слайд 7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНИЖНОМ УГОЛКЕ

Слайд 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Слайд 9

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Слайд 10

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Слайд 12

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...