«Пямять и правда о Великой Победе»
методическая разработка (старшая группа)
Ахмедова Светлана Абдурахмановна
Воспитатель ГБДОУ №100
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
«Важность исторической памяти россиян о Великой Отечественной Войне»
Аннотация :На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной Войне.Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодняв знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.
Ключевые слова:Великая Отечественная война, историческая память, роль СМИ.
Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны. Вторая мировая война имеет всемирно-историческое значение.
Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
В 2010 году Россия и весь мир праздновали 65 лет со дня победы в борьбе с фашизмом - победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. А что общество 21 века знает о Второй Мировой, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения. К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие.
Именно поэтому тема статьи является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.
Для понимания исторической памяти необходимо иметь в виду её двойственное содержание.
Это, во-первых, память, которая является «живой», то есть непосредственная память народа. Её хранителями выступают: семья, нации, государство; отдельный член общества.
Каждый второй из ныне живущих россиян знает о войне из свидетельств её участников-своих близких, из оставшихся от них писем, историй с фактами и событиями о войне, а также то, как она происходила, включая документы, фотографий, вещи, которые более действенно доносят до народа всю красочность, конкретику и многообразие.
Во-вторых, это память, которую население получает из исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д. Здесь факты, процессы и события более систематизированы и обобщены.
В-третьих, это оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания оних, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.
К сожалению, на современном этапе стоит говорить о том, что память народа о Великой Отечественной Войне ослабевает и растворяется.
Этому могут служить различные факторы:
а) временные: годы войны и Победа все больше отдаляются по времени. С момента окончания, Второй Мировой прошло уже 65 лет;
б) политико-идеологические, связанные с негативной оценкой многих аспектовОтечественной войны, особенно с начала трансформации общества;
в) естественные(и противоестественные): с каждым годом Россия теряет тех, кто с честью и достоинством защищал нашу Родину, тем самым народ теряет бесценную, «живую» память о войне.
По мнению М.В. Соколовой, с естественным уходом людей современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется.[1]
Действительно трудно не согласиться с данным мнением, так как на сегодняшний момент память о Великой Отечественной Войне представляет собой систему как правдивых и истинных, так и ложных, искажённых знаний, представлений, понятий, образов и т.д.
К сожалению, в связи с тем, что ряды ветеранов с каждым годом редеют, информация о Великой Отечественной Войне берётся из многообразных источников.
В табл. 1 указаны все возможные источники, которыми пользуется современное общество, чтобы больше знать о Второй Мировой Войне.
Одной из причин, влияющих на неоднозначное понимание и представление общества о войне, являются СМИ. Примерами тому могут служить «положительные» оценки тех, кто во время войны действовал на стороне гитлеровцев против СССР.
Это Степан Бандера глава организации украинских националистов; генерал Власов, который сотрудничал с нацистами и возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА); командующий карательной дивизией в Белоруссии группенфюрер СС фон Панвиц и многие другие. При этом необходимо отметить тот факт, что в наибольшей степени последствия разрушительной информационной кампании проявляются умолодёжи.
Также к одному из негативных примеров можно отнести неоправданную информацию о том, что СССР ни каким образом не может относить себя к стране, которая завершила, выиграла войну с фашистской Германией.
Был проведён социологический опрос, целью которого было выяснить у общества, искажается ли история, Второй Мировой войны в некоторых публикациях, радио и т.д. Результаты таблицы приведены ниже.
На мой взгляд, именно поколению того времени можно с уверенностью доверять, так как эти люди видели «войну в глаза» и могут с уверенностью сказать, где правда.
Действительно трудно не согласиться с поставленной задачей президента о необходимости сохранить светлую память о войне, но и, по- моему мнению, просто необходимо суметь передать будущему поколению ценность того, что россияне живут под «мирным небом», благодаря доблестным солдатам, благодаря Красной Армии.
Подводя итоги всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.
Литература:
1. Соколова М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории в школе. 2008.№ 6.
2. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная Война в исторической памяти россиян// Социс. 2005.№5.
3.Тавокин Е. П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной Войне// Социс. 2010.№ 5.
4. Саралиева З.С., Балабанов С.С. Отечественная Война в памяти трёх поколении// Социс.2006. № 11.
5.Тощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пямять и правда о Великой Победе»
Ахмедова Светлана Абдурахмановна
Воспитатель ГБДОУ №100
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
«Важность исторической памяти россиян о Великой Отечественной Войне»
Аннотация :На сегодняшний день одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной Войне.Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодняв знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память населения, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.
Ключевые слова:Великая Отечественная война, историческая память, роль СМИ.
Великая Отечественная война - эпохальное событие XX столетия не только для народов нашей страны. Вторая мировая война имеет всемирно-историческое значение.
Прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а его сохранение в памяти народной - важнейшая политическая, нравственная, культурная задача.
В 2010 году Россия и весь мир праздновали 65 лет со дня победы в борьбе с фашизмом - победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. А что общество 21 века знает о Второй Мировой, что пытается сделать для того, чтобы сохранить память о войне для будущего поколения. К сожалению, сегодня над данным вопросом задумываются далеко немногие.
Именно поэтому тема статьи является, на мой взгляд, актуальной в современном обществе как никогда. Важно не забывать, что память это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и в то же время трагическом для всего человечества событии.
Для понимания исторической памяти необходимо иметь в виду её двойственное содержание.
Это, во-первых, память, которая является «живой», то есть непосредственная память народа. Её хранителями выступают: семья, нации, государство; отдельный член общества.
Каждый второй из ныне живущих россиян знает о войне из свидетельств её участников-своих близких, из оставшихся от них писем, историй с фактами и событиями о войне, а также то, как она происходила, включая документы, фотографий, вещи, которые более действенно доносят до народа всю красочность, конкретику и многообразие.
Во-вторых, это память, которую население получает из исторической литературы, телевидения, кинофильмов и т.д. Здесь факты, процессы и события более систематизированы и обобщены.
В-третьих, это оценочный компонент, представляющий спектр оценок конкретных исторических объектов и субъектов действия и самого знания оних, а также суждения по поводу того или иного исторического факта, события, действия.
К сожалению, на современном этапе стоит говорить о том, что память народа о Великой Отечественной Войне ослабевает и растворяется.
Этому могут служить различные факторы:
а) временные: годы войны и Победа все больше отдаляются по времени. С момента окончания, Второй Мировой прошло уже 65 лет;
б) политико-идеологические, связанные с негативной оценкой многих аспектовОтечественной войны, особенно с начала трансформации общества;
в) естественные(и противоестественные): с каждым годом Россия теряет тех, кто с честью и достоинством защищал нашу Родину, тем самым народ теряет бесценную, «живую» память о войне.
По мнению М.В. Соколовой, с естественным уходом людей современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется.[1]
Действительно трудно не согласиться с данным мнением, так как на сегодняшний момент память о Великой Отечественной Войне представляет собой систему как правдивых и истинных, так и ложных, искажённых знаний, представлений, понятий, образов и т.д.
К сожалению, в связи с тем, что ряды ветеранов с каждым годом редеют, информация о Великой Отечественной Войне берётся из многообразных источников.
В табл. 1 указаны все возможные источники, которыми пользуется современное общество, чтобы больше знать о Второй Мировой Войне.
Одной из причин, влияющих на неоднозначное понимание и представление общества о войне, являются СМИ. Примерами тому могут служить «положительные» оценки тех, кто во время войны действовал на стороне гитлеровцев против СССР.
Это Степан Бандера глава организации украинских националистов; генерал Власов, который сотрудничал с нацистами и возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА); командующий карательной дивизией в Белоруссии группенфюрер СС фон Панвиц и многие другие. При этом необходимо отметить тот факт, что в наибольшей степени последствия разрушительной информационной кампании проявляются умолодёжи.
Также к одному из негативных примеров можно отнести неоправданную информацию о том, что СССР ни каким образом не может относить себя к стране, которая завершила, выиграла войну с фашистской Германией.
Был проведён социологический опрос, целью которого было выяснить у общества, искажается ли история, Второй Мировой войны в некоторых публикациях, радио и т.д. Результаты таблицы приведены ниже.
На мой взгляд, именно поколению того времени можно с уверенностью доверять, так как эти люди видели «войну в глаза» и могут с уверенностью сказать, где правда.
Действительно трудно не согласиться с поставленной задачей президента о необходимости сохранить светлую память о войне, но и, по- моему мнению, просто необходимо суметь передать будущему поколению ценность того, что россияне живут под «мирным небом», благодаря доблестным солдатам, благодаря Красной Армии.
Подводя итоги всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.
Литература:
1. Соколова М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории в школе. 2008.№ 6.
2. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная Война в исторической памяти россиян// Социс. 2005.№5.
3.Тавокин Е. П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной Войне// Социс. 2010.№ 5.
4. Саралиева З.С., Балабанов С.С. Отечественная Война в памяти трёх поколении// Социс.2006. № 11.
5.Тощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"
Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы
Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»
В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщ...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...
План мероприятий ко Дню празднования Великой Победы, посвященное 71-летию со Дня Победы в великой Отечественной войне.
План мероприятий....

Проект «Детям о Великой Победе!» посвященный к 75летию победы в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Гилязова Елизавета Андреевна
Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.Цель: Расширят...