Творческое объединение для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»
проект (средняя группа)

Артемьева Ольга Анатольевна

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А.Сухомлинский

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях художественно-эстетического развития актуальна, так как  эти занятия способствуют согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл to_tvorcheskaya_masterskaya.docx691.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Новоисетский детский сад»

Творческое объединение для детей средней группы

художественной направленности

«Творческая мастерская»

Руководитель: воспитатель

 первой квалификационно

 категории: Артемьева О.А.

2023-2024 г.

Пояснительная записка.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А.Сухомлинский

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях художественно-эстетического развития актуальна, так как  эти занятия способствуют согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель. Создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи.

  • Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, за счет использования разных приемов работы с красками, бумагой, пластилином, тестом.
  • Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В основу данной программы легли принципы:

1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к художественно – продуктивной деятельности.

2. Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.

3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.

4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения детей к выполнению работы.

5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала.

6. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

7. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения конструктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

8. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно – продуктивной деятельности

Основные направления.

  1. Пластилинография.
  2. Тестопластика.
  3. Бумагопластика .

Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования.

Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

Ребенок способен к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности,к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их«язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребенок овладевает обобщенными (типичными) и  самостоятельными способами творческой деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах творческой деятельности, свободно пользуется техническими приемами и способами изготовления поделок и картин из пластилина, соленого теста или бросового материала.

Детей отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты познавательные, творческие и художественные способности, творческая активность, самостоятельность. Дети овладевают навыками совместной работы.

Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

При реализации данной программы педагог:

  • продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
  • соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
  • осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
  • сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.

Формы организации:

  • тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • тематические беседы.

Методы организации:

  • Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
  • наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
  • практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
  • репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
  • проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
  • методы работы под руководством педагога

Методы стимулирования и мотивации:

  • поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
  • познавательные игры;
  • игры-соревнования;
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ.

Формы контроля:

  • устный опрос;
  • практические задания;
  • самостоятельные творческие работы;
  • самоконтроль.

Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения.

Возраст детей 4-5 лет.

Продолжительность занятия 20-25 минут.

Объем программы: количество занятий в неделю: 2;

    количество занятий в год: 59.

Срок реализации программы: с 1 ноября по 31 мая.

По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Формы организованной образовательной деятельности: групповая (индивидуально-коллективная) по 5 человек.

Условия реализации программы:

  • картон белый и цветной;
  • белая и цветная бумага;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • салфетки;
  • доски;
  • пластилин, соленое тесто;
  • полуготовый рисунок – основа будущей композиции на картоне;
  • стеки, палочки;
  • кисти белка, щетина;
  • бросовый и природный материал (спичечные коробки, бусины, пайетки, шишки, скорлупа от грецких орех, трубочки и т.п.).

Оборудование:

  • столы, стулья;
  • мольберт;
  • образцы объектов труда,
  • инструкционные карты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • составление альбома лучших работ;
  • участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
  • презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • творческий отчет воспитателя на педсовете

Методическое обеспечение программы

  1. Давыдова Г.Н.  Детский дизайн: Пластилинография.Издательство: Скрипторий 2003, 2015.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2, Пособие, Москва, Изд-во: Скрипторий 2003, 2015.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Конощук С.И. Фантазии круглый год: пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
  5. Новикова, И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду/ И. В. Новикова; — Ярославль: Академия развития, 2009.
  6. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2000.
  8. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  9. Халезова Н.Б. и др. Декоративная лепка  в детском саду.- М.: Просвещение, 2008.
  10. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
  11. Шницкая И.О.  «Аппликация из пластилина» Д.:Феникс, 2008.

C:\Users\Пользователь\Desktop\ae4557dc-01ee-4df3-98a5-8ed78d4a53c2.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\d1c255dd-3988-4ae4-91c7-112f1161c26f.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\fef9283a-087b-4912-968e-fd0c080e77f8.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\473f945d-0e1f-42a5-83da-d793c8f5cf74.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации творческого объединения для детей подготовительной группы по вышиванию в ДОУ

Уважаемые педагоги! Разрешите представить проект по организации творческого объединения для детей подготовительной группы по вышиванию в ДОУ «Мастерилка», руководителем которого я являюсь....

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...

Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»

 Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...

Конспект образовательной деятельности по художественно-творческому развитию для детей средней группы на тему «Чудо - дерево»

Образовательные задачи:- Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара и цилиндра (сплющивание, прищипывание, замыкание в кольцо, свивание и другие).- Формировать навыки со...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Комнатные растения» (с элементом коллективно-творческой деятельности)

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Комнатные растения»  (с элементом коллективно-творческой деятельности)...

«Варежки для Маши» конспект интегрированного занятия для детей средней группы художественно-творческая деятельность

Тема: Интегрированное занятие по художественно-творческой деятельности «Варежки для Маши»Возраст: 4-5 лет (средняя группа).Цель: создание условий для развития интереса к художест...

Рабочая программа кружка "Веселая мастерская" средняя группа художественной направленности

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к...