Конспекты по воспитательной работе " Береза- символ России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Петрова Светлана Григорьевна

Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «День Русской березки» для детей старшей группы.

Цель и задачи:

-Познакомить детей с одним из символов нашей Родины – березой, с произведениями искусства (стихами, посвященными березе, а также с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом);

-развивать внимание, речь детей;

-воспитывать у детей патриотические чувства- любовь, гордость и уважение к Родине.

Ход мероприятия

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
   В зале детей встречает ведущая в русском сарафане.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас  праздник. А чему посвящен праздник, догадайтесь по загадке!
Стоит Алёна платок зеленый.
Тонкий стан, белый сарафан (береза).
Правильно, это береза! Сегодня праздник русской березки – символа нашей Родины - России. Этот праздник существует на Руси издавна. Люди чествуют березку, подарками ее оделяют, венки для нее завивают, водят вокруг березки хороводы, песни поют и веселый пир устраивают!

Берёза – самое распространённое дерево в нашей стране. Её можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома , и возле нашего детского сада..

На экране презентация про русскую березку.

1 Ребёнок: 

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: 

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,

3Ребенок:
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!

Ведущий: Сейчас поиграем и узнаем сможете ли вы найти листочки березы среди листьев других деревьев.

              Игра «Где берёзовый листочек?»
(Среди предложенных листочков, дети выбирают берёзовые листья)

Ведущая:

 О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
-Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные. 
Что это такое? (Ответ детей.)
- На каком дереве две коры вместо одной? 
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая? 
(Дети отвечают.)
- Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
-Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
- В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. 
Дети (хором): Береза!

           Дети читают стихи

1 ребенок 

– Стройная красавица,

Зелёная причёска,

Всем нам очень нравится

Русская берёзка.

2 ребенок

 – Берёзка белоствольная,

Высокая и стройная,

Кудрявая, пушистая,

С листочками душистыми.

3 ребенок 

– Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые –

В косоньки зелёные.

             Игра: «Кто быстрее заплетет березе косички»

(Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Ведущий: Вот какая красивая берёзка у нас стала! 

А теперь ребята, расскажите нашей березке пословицы

             Пословицы о березе

  • И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
  • Кривая берёза не удержит снега, плохой человек

не сдержит слова.

  • Березовый венок в бане — всем господин!
  • И береза наряжается.

Ведущий: С давних времён из березовой коры (бересты) березы люди плели туески для ягод и грибов и короба лукошки, из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. В старину, когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали палочками. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Береза лекарственное дерево. Берёзовые почки, листья используют для приготовления лекарств, дегтярное масло. С березовым веником люди ходят в баню. В апреле собирают березовый сок.

- Какой гриб чаще всего растет под этим деревом? (подберезовик).

 Вот такая она, наша березонька, поэтому ее надо беречь, охранять, любить и ухаживать.

Ведущая:  В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!

«Частушки» исполняет ведущая и 5-ть детей старшей группы.

Ведущая:

Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас 
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.
2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!
3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.
4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку. 
5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!
Ведущая: 

Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

Ведущий

 А теперь вокруг берёзки попляшем да в ложки поиграем!

                         «Во поле береза стояла»-  девочки- хоровод вокруг березки, мальчики- игра на ложках.

Игра «Домики»

Дети делятся на 2-3 круга, в каждом кружочке вед. Держит большой платок. Под музыку все дети пляшут под русскую народную мелодию по всему залу. Как только музыка остановится дети бегут к своим ведущим. берутся за кончики платков и делают крышу домика.

Ведущий: Что ж, ребята, пора нам с нашей березкой расставаться! И идти в группу пирогом угощаться.

Под березой под рушником пирог на блюде.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе «Береза — символ России»

Подготовила: Петрова С.Г.

воспитатель первой категории

Программное содержание:

Образовательные: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству.

Развивающие: Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.

Предварительная работа: Рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (дудочка, лапти, лукошко); заучивание стихотворений о березе, Родине.

Оборудование: презентация, аудиозапись «Во поле березка стояла», ленточки для украшения березы.

Ход занятия.

Воспитатель. Чтение стихотворения В. Степанова «Наш дом».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь;

И даже улице родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, свой общий дом.

Воспитатель: Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель. У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства. Дети. Флаг, герб.

Воспитатель. Какие цвета присутствуют на российском флаге.

Ответы детей.

Ребенок.

Белый – облако большое

Синий – небо голубое

Красный - солнышка восход

Новый день Россию ждет

Символ мира чистоты

Это флаг моей мечты.

Воспитатель: Мы живем в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов.

Показ слайдов.

Воспитатель: Посмотрите, как красивы и лес, и горы, и реки, и поля. Все это наша с вами страна.  Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. И оказалось, что многие люди думают о том, о чем будет моя загадка.

Загадка о березе.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

Дети. Береза.

Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее белая кора. Белый ствол.

Воспитатель: Да, ребята, это береза. Живет она в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется?

Дети: Березовая роща (показ слайда).

Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.

Мы с вами родились в России. В стране, где жара и мороз. Где небо то хмуро, то сине. В стране тонкоствольных берёз.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».

Показ слайдов:

Первое дело – лучина для освещения избы;

Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;

Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.

Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.

Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.

Воспитатель: Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась, снегом,

Точно серебром.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Дети: Летом.

Береза – символ и гордость русского народа.

Какие вы молодцы, а какие вы еще стихи о березе знаете?

Стих

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Показ слайда.

Воспитатель: Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — 11 апреля, праздник белоствольной березы. И еще летом есть  праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан».

Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы.

Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла»

В заключение  сделаем  «Обрывную аппликацию« Берëзки».

Рефлексия

-Символ России?(Берёза)

-Назовите символы нашего государства? (Дети- Флаг, герб.)

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель: Так давайте же беречь и любить природу родного края и гордиться нашей страной!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО " Познавательное развитие" на тему: «Береза — символ России»

Задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.Развивать творческие способности детей; воображ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Береза - символ России"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в музее "Береза - символ России"...

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Береза символ России"

Цель этого занятия- формировать представление у детей о русской березе — как символе России....