Конспекты по воспитательной работе " Береза- символ России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.91 КБ | |
| 1.32 МБ | |
| 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения «День Русской березки» для детей старшей группы.
Цель и задачи:
-Познакомить детей с одним из символов нашей Родины – березой, с произведениями искусства (стихами, посвященными березе, а также с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом);
-развивать внимание, речь детей;
-воспитывать у детей патриотические чувства- любовь, гордость и уважение к Родине.
Ход мероприятия
Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
В зале детей встречает ведущая в русском сарафане.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник. А чему посвящен праздник, догадайтесь по загадке!
Стоит Алёна платок зеленый.
Тонкий стан, белый сарафан (береза).
Правильно, это береза! Сегодня праздник русской березки – символа нашей Родины - России. Этот праздник существует на Руси издавна. Люди чествуют березку, подарками ее оделяют, венки для нее завивают, водят вокруг березки хороводы, песни поют и веселый пир устраивают!
Берёза – самое распространённое дерево в нашей стране. Её можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома , и возле нашего детского сада..
На экране презентация про русскую березку.
1 Ребёнок:
На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок:
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
3Ребенок:
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
Ведущий: Сейчас поиграем и узнаем сможете ли вы найти листочки березы среди листьев других деревьев.
Игра «Где берёзовый листочек?»
(Среди предложенных листочков, дети выбирают берёзовые листья)
Ведущая:
О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
-Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
- На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
- Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
-Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
- В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
Дети читают стихи
1 ребенок
– Стройная красавица,
Зелёная причёска,
Всем нам очень нравится
Русская берёзка.
2 ребенок
– Берёзка белоствольная,
Высокая и стройная,
Кудрявая, пушистая,
С листочками душистыми.
3 ребенок
– Станем мы берёзку украшать,
Веточки в косички заплетать,
Ленточки шелковые –
В косоньки зелёные.
Игра: «Кто быстрее заплетет березе косички»
(Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)
Ведущий: Вот какая красивая берёзка у нас стала!
А теперь ребята, расскажите нашей березке пословицы
Пословицы о березе
- И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек
не сдержит слова.
- Березовый венок в бане — всем господин!
- И береза наряжается.
Ведущий: С давних времён из березовой коры (бересты) березы люди плели туески для ягод и грибов и короба лукошки, из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. В старину, когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали палочками. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Береза лекарственное дерево. Берёзовые почки, листья используют для приготовления лекарств, дегтярное масло. С березовым веником люди ходят в баню. В апреле собирают березовый сок.
- Какой гриб чаще всего растет под этим деревом? (подберезовик).
Вот такая она, наша березонька, поэтому ее надо беречь, охранять, любить и ухаживать.
Ведущая: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки» исполняет ведущая и 5-ть детей старшей группы.
Ведущая:
Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.
2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!
3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.
4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.
5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!
Ведущая:
Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.
Ведущий
А теперь вокруг берёзки попляшем да в ложки поиграем!
«Во поле береза стояла»- девочки- хоровод вокруг березки, мальчики- игра на ложках.
Игра «Домики»
Дети делятся на 2-3 круга, в каждом кружочке вед. Держит большой платок. Под музыку все дети пляшут под русскую народную мелодию по всему залу. Как только музыка остановится дети бегут к своим ведущим. берутся за кончики платков и делают крышу домика.
Ведущий: Что ж, ребята, пора нам с нашей березкой расставаться! И идти в группу пирогом угощаться.
Под березой под рушником пирог на блюде.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе «Береза — символ России»
Подготовила: Петрова С.Г.
воспитатель первой категории
Программное содержание:
Образовательные: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству.
Развивающие: Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.
Предварительная работа: Рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (дудочка, лапти, лукошко); заучивание стихотворений о березе, Родине.
Оборудование: презентация, аудиозапись «Во поле березка стояла», ленточки для украшения березы.
Ход занятия.
Воспитатель. Чтение стихотворения В. Степанова «Наш дом».
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь;
И даже улице родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, свой общий дом.
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель. У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства. Дети. Флаг, герб.
Воспитатель. Какие цвета присутствуют на российском флаге.
Ответы детей.
Ребенок.
Белый – облако большое
Синий – небо голубое
Красный - солнышка восход
Новый день Россию ждет
Символ мира чистоты
Это флаг моей мечты.
Воспитатель: Мы живем в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов.
Показ слайдов.
Воспитатель: Посмотрите, как красивы и лес, и горы, и реки, и поля. Все это наша с вами страна. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. И оказалось, что многие люди думают о том, о чем будет моя загадка.
Загадка о березе.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Дети. Береза.
Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?
Дети: У нее белая кора. Белый ствол.
Воспитатель: Да, ребята, это береза. Живет она в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется?
Дети: Березовая роща (показ слайда).
Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.
Мы с вами родились в России. В стране, где жара и мороз. Где небо то хмуро, то сине. В стране тонкоствольных берёз.
Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».
Показ слайдов:
Первое дело – лучина для освещения избы;
Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;
Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.
Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.
Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.
Воспитатель: Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась, снегом,
Точно серебром.
Дети: Зимой.
Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Дети: Летом.
Береза – символ и гордость русского народа.
Какие вы молодцы, а какие вы еще стихи о березе знаете?
Стих
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Показ слайда.
Воспитатель: Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — 11 апреля, праздник белоствольной березы. И еще летом есть праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан».
Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы.
Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла»
В заключение сделаем «Обрывную аппликацию« Берëзки».
Рефлексия
-Символ России?(Берёза)
-Назовите символы нашего государства? (Дети- Флаг, герб.)
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель: Так давайте же беречь и любить природу родного края и гордиться нашей страной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Береза — символ России"
приложение к проекту...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО " Познавательное развитие" на тему: «Береза — символ России»
Задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.Развивать творческие способности детей; воображ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Береза - символ России"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в музее "Береза - символ России"...

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Береза символ России"
Цель этого занятия- формировать представление у детей о русской березе — как символе России....

