"Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования развития дошкольников"
методическая разработка
Не секрет, что в современном мире общество сложно найти абсолютно здорового ребёнка, не имеющего отклонения в психическом развитии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса для педагогов
«Нейроигры – средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования развития дошкольников»
Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов и форм в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
План проведения мастер-класса :
1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога. Вхождение в тему.
2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1 этап. Теоретический.
1 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем рассматривать одну из нетрадиционных технологий работы с дошкольниками. А вот какую технику, ВЫ узнаете, отгадав загадку.
УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ КООРДИНИРУЮТ РАБОТУ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ И РАЗВИВАЮТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛА И ИНТЕЛЛЕКТА.
Правильно, это нейроигры или нейроупражнения.
2 слайд
Итак тема моего мастер- класса «Нейроигры – средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования развития дошкольников».
Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – « Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
3 слайд
Что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры-эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают, по мнению психологов вследствие недостаточного развития межполушарных связей.
4 слайд
Использование нейроигр в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Мы сталкиваемся с Вами с такими понятиями как ЗПР, ОВЗ и прочее, так же в поле зрения обычного педагога попадают дети, испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое. Но важно помнить, что методика нейроигр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми. Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры или нейроупражнения.
Целью нейроигр и нейроупражнений является:
развитие межполушарного взаимодействия
развитие мелкой моторики
развитие мышления
развитие памяти, внимания
развитие способностей
Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть:
• проблемы с памятью;
• снижение внимания;
• проблемы с усвоением материала;
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);
• леворукость;
• тики, заикание, навязчивые движения;
• отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
• быстро наступает усталость;
• желание заниматься в основном только тем, что интересно;
• частые головные боли;
• частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
• проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.
Хочу отметить, нейрозанятия должны проводится систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Все занятия начинаются с изучения «От простого к сложному». Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним. Можно использовать нейроупражнения в начале занятия для активизации мозговых процессов.
5 слайд
Как Нам известно, наш мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон, которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга, поэтому применение упражнений.
Правое полушарие отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за правую половину тела.
2 этап. Практический
6-8слайд
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление.
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого Я предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.
#1055;ереплетите пальцы
Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху? Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки — букву «Л». Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.
2. Поза Наполеона
Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки
лежит сверху? Если кисть левой руки — ставьте «П», если правой — «Л».
3. Аплодисменты
Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом
оказалась у вас сверху.
Если левая ладонь — ставьте букву «П», если правая — букву «Л»
4. Положите ногу на ногу
Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если
правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П».
#1055;одмигните
Каким глазом вы подмигнули? Если правым — «Л», левым — «П».
Давайте посчитаем с Вами ваши результаты.
Если у вас больше преобладала левая сторона, значит у вас ведущее правое полушарие.
Если у вас больше преобладала правая сторона, значит у вас ведущее левое полушарие.
«Правополушарные» люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали. Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.
«Левополушарные» люди любят углубляться в детали, они скрупулезны. Эти люди, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Они хорошо запоминает логические связи, графики и системы.
(Ну вот мы с Вами и выяснили, какое полушарие является у Вас ведущем).
9 слайд
Нейроигры можно условно разделить на три функциональных блока:
1. Упражнения и приёмы, которые поднимают тонус коры полушарий мозга.
2. Упражнения и приёмы, которые улучшают возможности приема и переработки информации.
3. Упражнения и приёмы, которые улучшают контроль и регулирование.
10 слайд
Первый блок - это упражнения и приёмы, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж, двуручное рисование, межполушарные доски)
Давайте мы с Вами сейчас выполним несколько упражнений, которые относятся к этому блоку.
Выполнение упражнения «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Упражнение «Колечки» (автоматизация звука в обратных слогах). Развитие межполушарного взаимодействия.
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.
Упражнение «Умные ушки». Уши потягиваются в трех направлениях (вверх, вниз, к затылку) последовательно по 3-5 раз, затем вращение ушей по - часовой линии, против часовой линии.
11 слайд
Второй блок – это упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)
«Кулак-ребро-ладонь»
Для этой игры у нас есть заготовленные схемы. От простого, к сложному. При выполнении этой игры нужно соблюдать не только правильность выполнения движений, но и нарабатывать темп.
«Межполушарные доски»
Эта игра выглядит как два зеркально отраженных лабиринта, Вам необходимо передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, а также развивает усидчивость, внимательность, мелкую моторику.
12 слайд
Третий блок - это упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
Нейротаблицы.
В данной игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые цвета левой и правой рукой. Сейчас мы с Вами использовали простой способ выполнения упражнения. В дальнейшем игра должна идти на усложнения…….. Также хочу показать нашу таблицу с цифрами (старшие дети могут находить одинаково заданные цифры, или выполнять хлопки, топот…..) Объекты в таблицах могут быть абсолютно разные.
«Игра двумя руками».
В процессе игры мы с Вами будем выполнять движения парно по образцу. Эта игра развивает координацию движений, коммуникативные навыки, способствует синхронизации работы глаз и рук.
Игра «Графический диктант».
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания
Вариант 1. Ребёнок должен рисовать (не видя рисунок) по устно инструкции взрослого.
Вариант 2. Графический диктант «Наоборот». В этом варианте, помимо развития пространственных представлений и внимания, идёт работа над повышением самоконтроля у ребёнка. Ребёнок должен рисовать по устной инструкции взрослого, но всё делать наоборот. Если взрослый говорит: «2 клетки влево», ребёнок рисует 2 клетки вправо. Если взрослый говорит: «Вверх», ребёнок рисует вниз и т. д.
Игра «Услышь букву».
Развитие слухового внимания, скорости реакции.
Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал.
Более сложный вариант включает работу над переключением, на пример: «На К хлопни в ладоши, на И топни ногой». (провести)
Текст: «У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост длинный и пушистый. Мурзик любит играть в «Кошки-мышки».
Игра «Запоминалочка».
Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.
Улица…. Зелёная улица… Зелёная улица с домиками…. Зелёная улица с красивыми домиками…. и т. д.
Вот такие нехитрые игры помогут деткам в полноценном развитии. Пусть игры будут легкими, веселыми, интересными. Покажите ребенку, как нужно играть с улыбкой на лице, а если он не хочет – не заставляйте. Подождите, пока у ребенка будет настроение или когда он заскучает, и предложите ему поиграть в игру.
12 слайд
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия
В заключении хотелось бы отметить, прежде всего нейроигры и нейроупражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, что способствует улучшению мозгового кровообращению, а также приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости. Систематическое использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, улучшается память, внимание. Ребенок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя. Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в работе нейропсихологических игр для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своем работе.
А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:
• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.
• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.
• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.
В завершении хочу вам напомнить, что «Возможности нашего мозга в наших руках!»
Спасибо за внимание!
«Продолжи узор»
Игра на тренировку концентрации внимания.
Ребёнку предлагается дорисовать повторяющиеся элементы узора.
«Логико-грамматические задачи»
Развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций.
«Копирование точек».
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, концентрации и распределения внимания
Вариант 1. Предложите ребёнку скопировать точки так, как они рас положены на образце.
Вариант 2. Копирование цветных точек. Происходит переключение деятельности, в данном случае с одного цвета на другой.
«Нейротаблицы»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, буквы и т. д.
Можно полностью изменить изображения по вашим педагогическим задачам. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
«Рисование двумя руками».
Развитие межполушарных взаимодействий.
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Стрелкой указано направление рисования.
«Кулак – ребро – ладонь»
Вариант 1. С помощью схематических изображений (ладошка – силуэт ладони, кулак – кружок, ребро – прямоугольник) педагог выкладывает ритм и предлагает ребёнку повторить.
«Двойная игра»
Выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.
Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
«Игра двумя руками».
Вариант 1. Ребёнку предлагаются две ёмкости, зелёные и красные пуговицы. В процессе игры используются сразу две руки. Ребёнок должен расформировать пуговицы по цветам. Например, правой рукой выбираются зелёные, а левой – красные пуговицы.
Вариант 2. Ребёнку предлагается выложить фигуры сразу двумя руками (фигуры должны быть разные).
«Нейродорожки»
Ребёнку предлагается пройти по следам ног и ладошек, при этом надо учитывать расположение следов (правая – левая ступня, правая – левая ладошка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...

: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...

«Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»
laquo;Нейроигры - средство активизации межполушарноговзаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»...

План по самообразованию на 2023-2024 учебный год Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования развития дошкольников"
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способност...

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников
Психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи. Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра...

