План по самообразованию педагога на тему: "Нейроигры-средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности детей 4-5 лет"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Суптеля Виктория Олеговна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samooobrazovanie_po_teme_neyroigry.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 53

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию педагога

Суптели Виктории Олеговны

Тема: «Нейроигры - средство активизации межполушарного

взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»

2024-2025 учебный год

Возрастная группа: 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа: воспитанники средней группы

Начало работы: 01.09.2024 г.

Окончание работы: 30.05.2025 г.

Актуальность:

   Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.                                       Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.  Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.                              Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

 Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с младшими дошкольниками.

Задачи:

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия;

Повышение умственной работоспособности;

Оптимизация интеллектуальных процессов.

Совершенствование способности к концентрации внимания;

Стабилизация эмоционального фона;

Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

Оздоровление организма, мобилизации ресурсов;

Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

Лучше ориентируется в окружающем мире;

Повышается работоспособность;

Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

Повышается самооценка ребенка;

Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей понейропсихологических игр;

- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников младшей группы:

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма

• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление.

Этапы реализации самообразования

Первый этап (организационно-теоретический)

Период: Сентябрь

Реализация:

изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации.

Второй этап (накопительно-практический)

Период: Октябрь-Апрель

Реализация:

Октябрь:

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений.

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений.

Ноябрь:

Повышение квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями.

Создание интерактивной презентации

- Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.

Декабрь:

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:

- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников».

- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?».

- Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».

Январь:

- Создание авторских нейроигр.

- Создание кинезиологических сказок; создание альбома по к/сказкам.

Использование игр и упражнений в работе: «Выложи узор», «ухо, нос, хлопок»; нейротаблицы на внимание.

Февраль:

Оформление информационного материала по теме в родительском уголке (Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»)

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения с детьми дома».

Использование игр и упражнений в работе: «Кулак-ребро-ладонь»; «Живот-голова» «Разноцветные башни» «Классики для пальчиков»

Март:
Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием.

Апрель: Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.

Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».

Третий этап (заключительный)

Период: Май

Реализация:

Закрепление с детьми знаний и умений в играх.

Осуществление распространения опытом.

Мастер-класс «Применение нейроигр и и кинезиологических упражнений в образовательном процессе».

Доклад о проделанной работе.

План работы с детьми.

Сентябрь.

Нейрогимнастика: «Клювики», «Пальчики здороваются».

Дыхательные упражнения: Нюхаем цветок», Свечка». 

Пальчиковая игра-гимнастика «Солнышко проснулось».

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков «Су-джок»

Октябрь

Нейрогимнастика: «Змейка», «Колечко».

Дыхательное упражнение «Бычок»

Нейроупражнение «Дорожка»

Релаксация «Звуки леса»

Ноябрь

Нейрогимнастика: «Кулак – кольцо» «Домик»

Игра на сплочения «Где мы были, мы не скажем!»

 Глазодвигательное упражнение «Пчелка»

Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри»

Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.

Декабрь

Игра в паре одним мячиком «Квадрат»

Нейрогимнастика: «Канатоходец», «Ухо-нос».

Дыхательное упражнение «Трубочки и кораблики»

Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».

Релаксация «Пушистый снежок»

Январь

Нейродинамическое упражнение «Цветные шарики»

Дыхательное упражнение «Надуй шарик»

Упражнение: «Подбрасывание мячика одной рукой, ловля другой»

Нейроигры: «Выложи узор», «ухо, нос, хлопок»; нейротаблицы на внимание.

Релаксация «Улыбка»

Февраль

Нейродинамическое упражнение: «Нейродорожка геометрические фигуры»;

 «Ладошки парами»

Глазодвигательное упражнение «Полет звезды»

Нейропсихологическая зарядка «Нос-пол-потолок»

Дыхательное упражнение «Ныряльщик»

Пальчиковая нейроигра «Кольцо - коза»

Использование игр и упражнений в работе: «Кулак-ребро-ладонь»; «Живот-голова» «Разноцветные башни» «Классики для пальчиков»

Релаксация «Сон в саду»

Март

Нейропсихологическая зарядка «Кулак-ребро-ладонь»

Пальчиковая нейроигра «Зонтик»

Нейроупражнение «Подбрасывание мячика одной рукой, ловлю другой»

Глазодвигательное упражнение «Потолок, нос пол»

Нейропсихологические игры: Лабиринт «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу», Рисование двумя руками «Елочка»

Апрель

Нейродинамическое упражнение «Классики для пальчиков»

Пальчиковая нейроигра «Дом – еж - замок»

Дыхательное упражнение «Свеча»

Глазодвигательное упражнение «Глазки»  

Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».

Релаксация «Игрушки спят»

Май

Закрепление с детьми знаний и умений в играх.

Литература по теме:

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c.

Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c.

Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c.

Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.

Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.

Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.

Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c.

Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...