План по самообразованию педагога на тему: "Нейроигры-средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности детей 4-5 лет"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 53
План по самообразованию педагога
Суптели Виктории Олеговны
Тема: «Нейроигры - средство активизации межполушарного
взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей»
2024-2025 учебный год
Возрастная группа: 4-5 лет
Группа: воспитанники средней группы
Начало работы: 01.09.2024 г.
Окончание работы: 30.05.2025 г.
Актуальность:
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с младшими дошкольниками.
Задачи:
-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;
-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.
С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:
Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
Развитие межполушарного взаимодействия;
Повышение умственной работоспособности;
Оптимизация интеллектуальных процессов.
Совершенствование способности к концентрации внимания;
Стабилизация эмоционального фона;
Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
Оздоровление организма, мобилизации ресурсов;
Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
Лучше ориентируется в окружающем мире;
Повышается работоспособность;
Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
Повышается самооценка ребенка;
Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Основные вопросы:
- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;
- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;
- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;
- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;
- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей понейропсихологических игр;
- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
• Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»
• Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»
3. Взаимодействие с дошкольниками
• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
• Создание игровых ситуаций, с использованием иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки».
• Работа с иллюстрированной картотекой.
4. Взаимодействие с родителями
• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»
• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»
• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»
5. Ожидаемые результаты
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников младшей группы:
• Снижение тревожности детей
• Повышение стрессоустойчивости организма
• Высокая способность к произвольному контролю
• Развитая координация движений, точное выполнение движений
• Высокая познавательная активность
• Развитые память, внимание, творческое мышление.
Этапы реализации самообразования
Первый этап (организационно-теоретический)
Период: Сентябрь
Реализация:
изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации.
Второй этап (накопительно-практический)
Период: Октябрь-Апрель
Реализация:
Октябрь:
- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений.
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений.
Ноябрь:
Повышение квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями.
Создание интерактивной презентации
- Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.
Декабрь:
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:
- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников».
- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?».
- Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».
Январь:
- Создание авторских нейроигр.
- Создание кинезиологических сказок; создание альбома по к/сказкам.
Использование игр и упражнений в работе: «Выложи узор», «ухо, нос, хлопок»; нейротаблицы на внимание.
Февраль:
Оформление информационного материала по теме в родительском уголке (Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»)
Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения с детьми дома».
Использование игр и упражнений в работе: «Кулак-ребро-ладонь»; «Живот-голова» «Разноцветные башни» «Классики для пальчиков»
Март:
Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием.
Апрель: Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.
Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».
Третий этап (заключительный)
Период: Май
Реализация:
Закрепление с детьми знаний и умений в играх.
Осуществление распространения опытом.
Мастер-класс «Применение нейроигр и и кинезиологических упражнений в образовательном процессе».
Доклад о проделанной работе.
План работы с детьми.
Сентябрь.
Нейрогимнастика: «Клювики», «Пальчики здороваются».
Дыхательные упражнения: Нюхаем цветок», Свечка».
Пальчиковая игра-гимнастика «Солнышко проснулось».
Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков «Су-джок»
Октябрь
Нейрогимнастика: «Змейка», «Колечко».
Дыхательное упражнение «Бычок»
Нейроупражнение «Дорожка»
Релаксация «Звуки леса»
Ноябрь
Нейрогимнастика: «Кулак – кольцо» «Домик»
Игра на сплочения «Где мы были, мы не скажем!»
Глазодвигательное упражнение «Пчелка»
Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри»
Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д.
Декабрь
Игра в паре одним мячиком «Квадрат»
Нейрогимнастика: «Канатоходец», «Ухо-нос».
Дыхательное упражнение «Трубочки и кораблики»
Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».
Релаксация «Пушистый снежок»
Январь
Нейродинамическое упражнение «Цветные шарики»
Дыхательное упражнение «Надуй шарик»
Упражнение: «Подбрасывание мячика одной рукой, ловля другой»
Нейроигры: «Выложи узор», «ухо, нос, хлопок»; нейротаблицы на внимание.
Релаксация «Улыбка»
Февраль
Нейродинамическое упражнение: «Нейродорожка геометрические фигуры»;
«Ладошки парами»
Глазодвигательное упражнение «Полет звезды»
Нейропсихологическая зарядка «Нос-пол-потолок»
Дыхательное упражнение «Ныряльщик»
Пальчиковая нейроигра «Кольцо - коза»
Использование игр и упражнений в работе: «Кулак-ребро-ладонь»; «Живот-голова» «Разноцветные башни» «Классики для пальчиков»
Релаксация «Сон в саду»
Март
Нейропсихологическая зарядка «Кулак-ребро-ладонь»
Пальчиковая нейроигра «Зонтик»
Нейроупражнение «Подбрасывание мячика одной рукой, ловлю другой»
Глазодвигательное упражнение «Потолок, нос пол»
Нейропсихологические игры: Лабиринт «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу», Рисование двумя руками «Елочка»
Апрель
Нейродинамическое упражнение «Классики для пальчиков»
Пальчиковая нейроигра «Дом – еж - замок»
Дыхательное упражнение «Свеча»
Глазодвигательное упражнение «Глазки»
Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки».
Релаксация «Игрушки спят»
Май
Закрепление с детьми знаний и умений в играх.
Литература по теме:
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c.
Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c.
Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c.
Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c.
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...

: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...
Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...

План работы по самообразованию "Нейроигы - как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей с ОВЗ"
Изучения и использования нейроигр и упражнений в работе с детьи ОВЗ....

