Проект. Тема: «Полисенсорный подход в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современный педагогический процесс должен быть направлен на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.

В Федеральном законе «Об образовании» говорится о создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_no_144_prekt.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.

Тема: «Полисенсорный подход в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Голубович. К. А.

воспитатель.

Мутовина Г.А.

Логопед.

Новосибирск-2021

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современный педагогический процесс должен быть направлен на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.

В Федеральном законе «Об образовании» говорится о создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и методов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уточняется, что коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу детского сада в группах комбинированной и компенсирующей направленности, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

С каждым годом увеличивается количество детей с особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). Дети с ТНР, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, внимание.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи, где первичным дефектом является недоразвитие речи, отличается качественным своеобразием. При полной сохранности анализаторных систем процесс восприятия имеет ряд трудностей: темп восприятия снижен, точность – недостаточна, объем – сужен, снижена скорость выполнения перцептивных операций, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.

Причиной этого явления становится тот факт, что правильно сформированная речь организует чувственный опыт детей. Первоисточником познания является восприятие, но роль возбудителя для его воспроизведения выполняет словесный раздражитель. Речь систематизирует и уточняет перцептивные процессы. При нарушении речевого развития бедность словарного запаса затрудняет формирование системы понятий о характерных особенностях предмета. Таким образом, недоразвитие речи сказывается на формировании сенсорных эталонов.

Дети с особыми возможностями здоровья зачастую не могут самостоятельно получить необходимый сенсорный опыт, поэтому им необходима специального организованная среда и упражнения направленные на сенсорное развитие.

Заинтересовать дошкольника, повысить мотивацию, повысить качество коррекции речевых нарушений возможно с помощью использования сенсорных игр и упражнений, здоровьесберегающих технологий.

Все это поставило перед нами задачу создания модели комплексной системы, направленной на сенсорное развитие, коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение психофизического здоровья.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: создание системы коррекционно – развивающей работы, направленной на формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством полисенсорного подхода.

Задачи:

  • разработать и внедрить модель системы коррекционной работы с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
  • создать комфортную предметно-пространственную развивающую среду;
  • развивать и корректировать речевые и сенсомоторные навыки, познавательные процессы, стимулировать сенсорную чувствительность;
  • организовать взаимодействие с родителями, для объединения усилий в процессе коррекции и развития детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Система комплексной коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, включает в себя традиционные и инновационные технологии, способствующие коррекции речевых нарушений, развитию сенсорного опыта, двигательной активности детей.

Полисенсорный подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи – это комплекс специальных инновационных методов и приёмов, совершенствующий процесс коррекции речи, путём активизации различных сенсорных систем ребёнка.

Инновационные методы воздействия являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Инновационные технологии, используемые в работе:

  • арт – терапевтические технологии (изо-терапия, сказкотерапия, мнемотехника);
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа, самомассажа;
  • упражнения на развитие сенсорных процессов;
  • дыхательные упражнения;
  • телесноориентированные техники (биоэнергопластика, кинезиология, глазодвигательные упражнения);
  • «Су-Джок» терапия;
  • ИКТ- технологии.

Сенсорное развитие детей обеспечивает:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

•расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• обеспечивает значительные возможности в развитии ВПФ;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Для осуществления развивающих и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются массажные коврики, разнообразное пространство в помещениях группы. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.

Для обеспечения условий реализации образовательного процесса, организована развивающая предметно – пространственная среда с использованием авторских сенсорных игры, тренажеров, которые позволяют процесс коррекции речи сделать более увлекательным, продуктивным. Сенсорные упражнения, игры формируют языковые навыки и развивают речевые умения, необходимые для общения.

Система работы реализуется через: непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты, самостоятельную деятельность, «коррекционные часы», индивидуальные занятия с учителем – логопедом, взаимодействие с семьей.

Система коррекционной работы

  1. Первая половина дня: «Коррекционно-оздоровительный час»

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Утренняя гимнастика

Комплекс кинезиологических упражнений

Артикуляционная гимнастика

Элементы биоэнергопластики

Самомассаж

Перчатки массажные, массажные мячики

Дыхательная гимнастика

Дыхательные тренажёры, воздушные шарики, губные гармошки, мыльные пузыри и т.д.

Пальчиковая гимнастика

Су-Джок

Непосредственно образовательная деятельность:

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Зарядка для глаз

Зрительные таблички, зрительные дорожки

Физ.минутки

Кинезиологический комплекс

Пальчиковая гимнастика

Разнообразные комплексы упражнений

«Я слушаю»

Фонотека (звуки природы, окружающего мира и др),

звуковые дорожки, нотная азбука, звуковые капсулы

«Я познаю»

Тактильные кубики, объёмные цифры, геометрические фигуры

Эксперименты со звуками

Релаксационные минутки

Тактильные буквы

Релаксационная музыка, упражнения

Индивидуальная коррекционная деятельность:

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Логопедический массаж

Методика Новиковой Е.В.

Дыхательная гимнастика

Методика Стрельниковой А.С., дыхательные тренажеры

Звуковая коррекция

Многофункциональное пособие «Говорилка»;

Тактильные дорожки;

Стеклянные фигурки;

Пластиковые игрушки

Игры на развитие фонематического слуха

Тактильные таблички,

Звуковые дорожки,

Звуковые классики

  1. Вторая половина дня: «Коррекционно-оздоровительная минутка»

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Гимнастика после сна:

«Я проснулся, потянулся»

Кинезиологический комплекс упражнений для бодрствования

Самомассаж рук, ног

Массаж карандашами, су-джок, массажные перчатки

Закаливание

Солевое закаливание

Босохождение

Рефлекторные дорожки, шишки, камушки, ракушки, пуговицы

«Коррекционный час»

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Закрепление корректируемых звуков.

Тактильные дорожки;

Сенсорные игры;

Лабиринты;

Счётные палочки;

Шнуровки;

Мелкий конструктор;

Блоки Дьенеша;

Палочки Кюизенера;

Пазлы

Самостоятельная деятельность в сенсорном уголке

Мероприятия

Техники/Ресурсы

Сенсорный уголок

Сухой и влажный бассейн;

Кинетический песок;

Бизиборд "Резиночки";

Головоломки Никитина;

«Весёлый репейник»;

Прищепки;

Планшеты Б.П.Никитина;

Магнитный конструктор;

Конструкторы разной сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Консультация для родителей на тему: «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Народное творчество дает возмож­ность окунуться в особый, свой­ственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

Выступление на тему: «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Использование устного народного творчества  в коррекции речевых нарушений  у детей дошкольного возраста»...