Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей среднего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
Проект на тему:
«Использование кинезиологии в развитии детей
среднего дошкольного возраста»
Воспитатели:
Оганисян К.В.
Казначеева Ю.В.
г. Железногорск 2025г.
Паспорт проекта
Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный
Тип проекта: среднесрочный
Срок реализации: апрель - август 2025г.
База реализации проекта: МДОУ детский сад №2 «Капитошка», г. Железногорск, Курская обл.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников
Условия реализации проекта: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа, в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями)
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Продукты проекта:
1. Картотека кинезиологических упражнений
2.Изготовление картотеки и пособия для дыхательных упражнений
3.Картотека кинезиологических сказок
4.Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки»
5.Уголок для развития мелкой моторики
6.Изготовление офтальмо-тренажёры
7.Изготовление д/и на ориентировку в пространстве
Актуальность проекта: Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
Методическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Цель проекта: Развитие умственных способностей и физического здоровья детей, через определённую систему двигательных упражнений.
Задачи проекта:
- Развитие межполушарной специализации
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Синхронизация работы полушарий
- Снятие эмоциональной напряжённости
- Развитие мелкой моторики
- Развитие способностей
- Развитие памяти, внимания
- Развитие мышления.
Ожидаемые результаты:
- Повысится стрессоустойчивость организма
- Разовьется координация движений, точное выполнение движений
- Активируется высокая познавательная активность
- Разовьется память, внимание, творческое мышление
Методы и приемы:
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга
- Массаж – воздействует на биологически активные точки
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
Взаимодействие с родителями детей:
1. Консультации, буклеты, изготовление д/и, пособий.
Перспективно – тематический план кинезиологических упражнений
№ | Основные направления | Месяц учебного года
Апрель | Месяц учебного года
Май | Месяц учебного года
Июнь
| Месяц учебного года
Июль | Месяц учебного года
Август |
1 | Формирование пространственных представлений | Д/и «Карточки» Д/и «Подними правую (левую) руку» Д/и «Еду на машине» | Д/и «Мое место» Д/и «Где находится предмет» | Д/и «Холодно горячо» Д/и «Геометрический диктант» | Д/и «Лабиринт» Д/и «Задания» | Д/и «Теремок» Д/и «Клад» |
2 | Межполушарное взаимодействие | «Кулак-ребро ладонь» «Ухо – нос» «Колечко» | «Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба» «Зайчик – коза – Вилка» | «Рисующий слон» «Замок» | «Зеркальное рисование» «Лезгинка» | «Лягушка» «Носик – художник» |
3 | Общая моторика
| «Растяжки по «осям» (верх-низ)
| «Растяжки по осям» (лево – право) | «Растяжки по осям» «Тряпичная кукла и солдат» | «Растяжки по осям» «Дерево» | «Растяжки по осям» «Снеговик» |
4 | Самомассаж.
| Самомассаж рук ( см. картотеки) | Самомассаж ушей (см. картотеки)
| Самомассаж ног ( см. картотеки) | Самомассаж тела ( см. картотеки) | Самомассаж тела ( см. картотеки) |
5 | Перекрестные движения | «Горизонтальная восьмерка» | «Перекрестные движения» Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» | Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому | Лежа на полу коснуться локтем колена: левым правой ноги, правым – левой ноги |
6 | Дыхательная гимнастика | Д/и «Сдуй бабочку» | Д/и « Горячий чай» | «Ныряльщик» | «Свеча» | Д/и «Закати мяч в ворота» |
7 | Мимические движения | «Рожицы» «Съели кислый лимон» (дети морщатся) | «Рожицы» Рассердились на драчуна ( сдвигают брови) | «Рожицы» «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза) | «Рожицы» «Обиделись» (опускают уголки губ). | «Рожицы» «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым). |
8 | Мелкая моторика | «Колобок» (Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки). «Пальчики здороваются» «Зайчик – кольцо» «Колечки» «Колечки с усложнением» | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. Д/и «Пальчиковый твистор» «Карандаши» « Выкладывание дорожки, рисунка из пуговиц» | Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни - толкай» | Отщипать кончиками пальцев клочков бумаги. «Замок» «Бусинка» Д/и «Цветные дорожки двумя руками» Д/и «Лабиринт» | Д/и «Шнуровка» «Змейки» «Пальчики шагают» «Обратные колечки» |
9 | Тактильный гнозис | «Найди, из чего сделано» Ощупать три – пять | «Пальчиковый бассейн» В коробку с фасолью поместить мелкие | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие | «Волшебный мешочек» |
|
| игрушек, определить материал, из которого она сделана | игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать | бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) | игрушки | На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) |
10 | Зеркальное рисование | Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (одно направление) | Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (разное направление) | «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе | Рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные рисунки | Рисовать одновременно двумя руками буквы |
11 | Симметричное рисование | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей |
12 | Упражнения для глаз | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком |
Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения
|
Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку |
13 | Кинезиологические сказки | Сказка «Лесные истории» | Сказка «Городской парк» | Сказка «Две обезьянки» | Сказка «Два котенка» | Сказка «Лесной домик» |
Использованная литература:
Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985
Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997
Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы
Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь,2001
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002
Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.Сфера, 2001
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»
Проект на тему:
«Использование кинезиологии в развитии детей
среднего дошкольного возраста»
Воспитатели:
Оганисян К.В.
Казначеева Ю.В.
г. Железногорск 2025г.
Паспорт проекта
Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный
Тип проекта: среднесрочный
Срок реализации: апрель - август 2025г.
База реализации проекта: МДОУ детский сад №2 «Капитошка», г. Железногорск, Курская обл.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников
Условия реализации проекта: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа, в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями)
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Продукты проекта:
1. Картотека кинезиологических упражнений
#1048;зготовление картотеки и пособия для дыхательных упражнений
#1050;артотека кинезиологических сказок
#1057;хемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки»
#1059;голок для развития мелкой моторики
#1048;зготовление офтальмо-тренажёры
#1048;зготовление д/и на ориентировку в пространстве
Актуальность проекта: Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
Методическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Цель проекта: Развитие умственных способностей и физического здоровья детей, через определённую систему двигательных упражнений.
Задачи проекта:
- Развитие межполушарной специализации
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Синхронизация работы полушарий
- Снятие эмоциональной напряжённости
- Развитие мелкой моторики
- Развитие способностей
- Развитие памяти, внимания
- Развитие мышления.
Ожидаемые результаты:
- Повысится стрессоустойчивость организма
- Разовьется координация движений, точное выполнение движений
- Активируется высокая познавательная активность
- Разовьется память, внимание, творческое мышление
Методы и приемы:
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга
- Массаж – воздействует на биологически активные точки
- Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
Взаимодействие с родителями детей:
1. Консультации, буклеты, изготовление д/и, пособий.
Перспективно – тематический план кинезиологических упражнений
№ | Основные направления | Месяц учебного года Апрель | Месяц учебного года Май | Месяц учебного года
Июнь | Месяц учебного года Июль | Месяц учебного года Август |
1 | Формирование пространственных представлений | Д/и «Карточки» Д/и «Подними правую (левую) руку» Д/и «Еду на машине» | Д/и «Мое место» Д/и «Где находится предмет» | Д/и «Холодно горячо» Д/и «Геометрический диктант» | Д/и «Лабиринт» Д/и «Задания» | Д/и «Теремок» Д/и «Клад» |
2 | Межполушарное взаимодействие | «Кулак-ребро ладонь» «Ухо – нос» «Колечко» | «Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба» «Зайчик – коза – Вилка» | «Рисующий слон» «Замок» | «Зеркальное рисование» «Лезгинка» | «Лягушка» «Носик – художник» |
3 | Общая моторика
| «Растяжки по «осям» (верх-низ)
| «Растяжки по осям» (лево – право) | «Растяжки по осям» «Тряпичная кукла и солдат» | «Растяжки по осям» «Дерево» | «Растяжки по осям» «Снеговик» |
4 | Самомассаж.
| Самомассаж рук ( см. картотеки) | Самомассаж ушей (см. картотеки)
| Самомассаж ног ( см. картотеки) | Самомассаж тела ( см. картотеки) | Самомассаж тела ( см. картотеки) |
5 | Перекрестные движения | «Горизонтальная восьмерка» | «Перекрестные движения» Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» | Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому | Лежа на полу коснуться локтем колена: левым правой ноги, правым – левой ноги |
6 | Дыхательная гимнастика | Д/и «Сдуй бабочку» | Д/и « Горячий чай» | «Ныряльщик» | «Свеча» | Д/и «Закати мяч в ворота» |
7 | Мимические движения | «Рожицы» «Съели кислый лимон» (дети морщатся) | «Рожицы» Рассердились на драчуна ( сдвигают брови) | «Рожицы» «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза) | «Рожицы» «Обиделись» (опускают уголки губ). | «Рожицы» «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым). |
8 | Мелкая моторика | «Колобок» (Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки). «Пальчики здороваются» «Зайчик – кольцо» «Колечки» «Колечки с усложнением» | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. Д/и «Пальчиковый твистор» «Карандаши» « Выкладывание дорожки, рисунка из пуговиц» | Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни - толкай» | Отщипать кончиками пальцев клочков бумаги. «Замок» «Бусинка» Д/и «Цветные дорожки двумя руками» Д/и «Лабиринт» | Д/и «Шнуровка» «Змейки» «Пальчики шагают» «Обратные колечки» |
9 | Тактильный гнозис | «Найди, из чего сделано» Ощупать три – пять | «Пальчиковый бассейн» В коробку с фасолью поместить мелкие | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие | «Волшебный мешочек» |
игрушек, определить материал, из которого она сделана | игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать | бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) | игрушки | На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) | ||
10 | Зеркальное рисование | Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (одно направление) | Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (разное направление) | «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе | Рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные рисунки | Рисовать одновременно двумя руками буквы |
11 | Симметричное рисование | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей |
12 | Упражнения для глаз | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком | Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения
|
Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку |
13 | Кинезиологические сказки | Сказка «Лесные истории» | Сказка «Городской парк» | Сказка «Две обезьянки» | Сказка «Два котенка» | Сказка «Лесной домик» |
Использованная литература:
Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985
Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997
Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы
Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь,2001
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002
Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.Сфера, 2001
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»
1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...

Проект на тему: "Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи"
Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических про...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...
Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами техн...

Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста».
Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внима...

проекта по теме «Использование образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»»
АктуальностьСовременный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэ...
