Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей среднего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Оганисян Кнарик Вагановна

 

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

 

 

 

 

Проект на тему:

«Использование кинезиологии в развитии детей

среднего дошкольного возраста»

 

 

 

                                                                                                                                                                                                 Воспитатели:

                                                                                                                                                                                                 Оганисян К.В.

Казначеева Ю.В.

 

 

 

 

 

 

г. Железногорск 2025г.

                                                                                         Паспорт проекта

Вид проекта:  Инновационный, практико-ориентированный

Тип проекта: среднесрочный

 Срок реализации: апрель - август 2025г.

 База реализации проекта: МДОУ детский сад №2 «Капитошка», г. Железногорск, Курская обл.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников

 Условия реализации проекта:  Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа, в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. 

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

 Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями)

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом

Продукты проекта: 

1. Картотека кинезиологических упражнений

2.Изготовление картотеки и пособия для дыхательных упражнений

3.Картотека кинезиологических сказок

4.Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки»

5.Уголок для развития мелкой моторики

6.Изготовление офтальмо-тренажёры

7.Изготовление д/и на ориентировку в пространстве

 Актуальность проекта: Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

Методическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект. 

Цель проекта: Развитие умственных способностей и физического здоровья детей, через определённую систему двигательных упражнений.

Задачи проекта: 

  • Развитие межполушарной специализации
  • Развитие межполушарного взаимодействия 
  • Синхронизация работы полушарий
  • Снятие эмоциональной напряжённости
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей 
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие мышления. 

Ожидаемые результаты

  • Повысится стрессоустойчивость организма
  • Разовьется координация движений, точное выполнение движений
  • Активируется высокая познавательная активность      
  •  Разовьется память, внимание, творческое мышление

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность   
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Взаимодействие с родителями детей

1. Консультации, буклеты, изготовление д/и, пособий.  

 

Перспективно – тематический план кинезиологических упражнений

          Основные

направления

Месяц учебного года

 

 

Апрель

Месяц учебного года

 

 

Май

Месяц учебного года

            

               Июнь

 

Месяц учебного года

 

 

Июль

Месяц учебного года

 

 

          Август

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/и «Подними правую (левую) руку»

Д/и «Еду на машине»

Д/и «Мое место»

Д/и «Где находится предмет»

Д/и «Холодно горячо»

Д/и «Геометрический диктант»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Задания»

Д/и «Теремок»

Д/и «Клад»

 

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро ладонь»

«Ухо – нос»

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба»

«Зайчик – коза – Вилка»

«Рисующий слон»

«Замок»

«Зеркальное рисование»

«Лезгинка»

«Лягушка» «Носик – художник»

3

Общая моторика

 

«Растяжки по

«осям» (верх-низ)

 

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

«Тряпичная кукла и солдат»

«Растяжки по осям»

«Дерево»

«Растяжки по осям»

 «Снеговик»

4

Самомассаж.

 

Самомассаж рук

( см. картотеки)

Самомассаж ушей 

(см. картотеки)

 

Самомассаж ног

( см. картотеки)

Самомассаж тела

( см. картотеки)

Самомассаж тела

( см. картотеки)

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

«Перекрестные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена:

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Дыхательная гимнастика

Д/и «Сдуй бабочку»

Д/и « Горячий чай»

«Ныряльщик»

 «Свеча»

Д/и «Закати мяч в ворота»

 

7

Мимические движения

«Рожицы» «Съели кислый лимон» (дети морщатся)

«Рожицы»

Рассердились на драчуна ( сдвигают брови)

«Рожицы»

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)

«Рожицы»

«Обиделись» (опускают уголки губ).  

«Рожицы»

«Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

8

  Мелкая моторика

«Колобок» (Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки).

«Пальчики здороваются»

«Зайчик – кольцо»

«Колечки»

«Колечки с усложнением»

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

Д/и «Пальчиковый твистор»

«Карандаши»

« Выкладывание дорожки, рисунка из пуговиц»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места.

Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни - толкай»

Отщипать кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Замок»

«Бусинка»

Д/и «Цветные дорожки двумя руками»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Шнуровка»

«Змейки»

«Пальчики   шагают»

«Обратные колечки»

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать

«Волшебный мешочек» На ощупь  угадать мелкие

«Волшебный мешочек»

 

 

 

игрушек, определить материал, из которого она сделана

игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

игрушки

На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

10

Зеркальное рисование

Вращать  обеими кистями рук по и против часовой стрелке (одно направление)

Вращать  обеими кистями рук по и против часовой стрелке (разное направление)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе

Рисовать одновременно двумя руками зеркально  симметричные рисунки

Рисовать одновременно двумя руками буквы

11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

12

Упражнения для глаз

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком

 

Следить глазами по

контуру воображаемой фигуры                           

(круг, квадрат,

треугольник, цифры и т.д)

Совместные движения глаз и языка.

Однонаправленные движения 

 

 

Совместные движения глаз и языка.

Разнонаправленные  движения

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку

13

Кинезиологические сказки

Сказка «Лесные истории»

Сказка «Городской парк»

Сказка «Две обезьянки»

Сказка «Два котенка»

Сказка «Лесной домик»

 

 

 

 

 

 

 Использованная литература:

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985

Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997

Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы

Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь,2001

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002

Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.Сфера, 2001

Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinozologiya.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»

Проект на тему:

«Использование кинезиологии в развитии детей

среднего дошкольного возраста»

Воспитатели:

Оганисян К.В.

Казначеева Ю.В.

г. Железногорск 2025г.

Паспорт проекта

Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный

Тип проекта: среднесрочный

Срок реализации: апрель - август 2025г.

База реализации проекта: МДОУ детский сад №2 «Капитошка», г. Железногорск, Курская обл.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников

Условия реализации проекта: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа, в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями)

Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом

Продукты проекта:

1. Картотека кинезиологических упражнений

#1048;зготовление картотеки и пособия для дыхательных упражнений

#1050;артотека кинезиологических сказок

#1057;хемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки»

#1059;голок для развития мелкой моторики

#1048;зготовление офтальмо-тренажёры

#1048;зготовление д/и на ориентировку в пространстве

Актуальность проекта: Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

Методическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Цель проекта: Развитие умственных способностей и физического здоровья детей, через определённую систему двигательных упражнений.

Задачи проекта:

  • Развитие межполушарной специализации
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Синхронизация работы полушарий
  • Снятие эмоциональной напряжённости
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие мышления.

Ожидаемые результаты:

  • Повысится стрессоустойчивость организма
  • Разовьется координация движений, точное выполнение движений
  • Активируется высокая познавательная активность
  • Разовьется память, внимание, творческое мышление

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Взаимодействие с родителями детей:

1. Консультации, буклеты, изготовление д/и, пособий.

Перспективно – тематический план кинезиологических упражнений

Основные

направления

Месяц учебного года

Апрель

Месяц учебного года

Май

Месяц учебного года

Июнь

Месяц учебного года

Июль

Месяц учебного года

Август

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/и «Подними правую (левую) руку»

Д/и «Еду на машине»

Д/и «Мое место»

Д/и «Где находится предмет»

Д/и «Холодно горячо»

Д/и «Геометрический диктант»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Задания»

Д/и «Теремок»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро ладонь»

«Ухо – нос»

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба»

«Зайчик – коза – Вилка»

«Рисующий слон»

«Замок»

«Зеркальное рисование»

«Лезгинка»

«Лягушка» «Носик – художник»

3

Общая моторика

«Растяжки по

«осям» (верх-низ)

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

«Тряпичная кукла и солдат»

«Растяжки по осям»

«Дерево»

«Растяжки по осям»

«Снеговик»

4

Самомассаж.

Самомассаж рук

( см. картотеки)

Самомассаж ушей

(см. картотеки)

Самомассаж ног

( см. картотеки)

Самомассаж тела

( см. картотеки)

Самомассаж тела

( см. картотеки)

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

«Перекрестные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена:

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Дыхательная гимнастика

Д/и «Сдуй бабочку»

Д/и « Горячий чай»

«Ныряльщик»

«Свеча»

Д/и «Закати мяч в ворота»

7

Мимические движения

«Рожицы» «Съели кислый лимон» (дети морщатся)

«Рожицы»

Рассердились на драчуна ( сдвигают брови)

«Рожицы»

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)

«Рожицы»

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Рожицы»

«Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

8

Мелкая моторика

«Колобок» (Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки).

«Пальчики здороваются»

«Зайчик – кольцо»

«Колечки»

«Колечки с усложнением»

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

Д/и «Пальчиковый твистор»

«Карандаши»

« Выкладывание дорожки, рисунка из пуговиц»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места.

Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни - толкай»

Отщипать кончиками пальцев клочков бумаги.

«Замок»

«Бусинка»

Д/и «Цветные дорожки двумя руками»

Д/и «Лабиринт»

Д/и «Шнуровка»

«Змейки»

«Пальчики шагают»

«Обратные колечки»

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие

«Волшебный мешочек»

На ощупь угадать

«Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие

«Волшебный мешочек»

игрушек, определить материал, из которого она сделана

игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

игрушки

На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

10

Зеркальное рисование

Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (одно направление)

Вращать обеими кистями рук по и против часовой стрелке (разное направление)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе

Рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные рисунки

Рисовать одновременно двумя руками буквы

11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

12

Упражнения для глаз

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком

Следить глазами по

контуру воображаемой фигуры

(круг, квадрат,

треугольник, цифры и т.д)

Совместные движения глаз и языка.

Однонаправленные движения

Совместные движения глаз и языка.

Разнонаправленные движения

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку

13

Кинезиологические сказки

Сказка «Лесные истории»

Сказка «Городской парк»

Сказка «Две обезьянки»

Сказка «Два котенка»

Сказка «Лесной домик»

Использованная литература:

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985

Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997

Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы

Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь,2001

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002

Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.Сфера, 2001

Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»

1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...

Проект на тему: "Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи"

Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических про...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами техн...

Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста».

Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внима...

проекта по теме «Использование образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»»

АктуальностьСовременный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэ...