«Формирование предпосылок инженерного мышления через поисково – познавательную деятельность для детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Савкина Татьяна Сергеевна

создание условий для совершенствования представлений педагогов о средствах развития предпосылок инженерного мышления у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Формирование предпосылок инженерного мышления

через поисково – познавательную деятельность для детей раннего возраста»

Цель: создание условий для совершенствования представлений педагогов о средствах развития предпосылок инженерного мышления у младших дошкольников.

Задачи:

  • Раскрыть особенности  формирования предпосылок инженерного мышления у младших дошкольников
  • Презентовать механизм модульной гимнастики в системе творческого развития детей
  • Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов в вопросах использования средств развития технического творчества дошкольников

Материалы: карточки красного и зеленого цвета, картинки «Грядка», картинки «Лесная полянка», бельевые прищепки.


Ход мастер-класса

Педагог-мастер Уважаемые коллеги, для работы мастер-класса мне нужны 2 фокус-группы (по 4 человека). Благодарю. (1 стол картинки «Грядка», 2 стол картинки «Лесная полянка»).

Задание фокус группе: Ваша задача - рассмотреть предложенные материалы, выполнить необходимые конструктивные преобразования.

Педагог-мастер (обращается к аудитории)

  • Позвольте пригласить вас на мой мастер-класс. Как вы уже догадались, речь пойдет о формировании предпосылок инженерного мышления в раннем возрасте. 
  • Чтобы наше взаимодействие было активным, у вас есть карточки двух цветов: красный – нет, зеленый – да, с их помощью вы можете выражать свое мнение.
  • Как вы считаете, необходима ли работа по обучению основам технических наук в раннем возрасте? (Ответы карточками)
  • Если вы считаете, что эту работу нужно начинать чем раньше, тем лучше, то поднимите зеленую карточку, а если  всё - таки это лучше делать в старшем возрасте, то поднимите красную карточку (Ответы карточками)

        Последнее время активно говорится о пропедевтике инженерного образования у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. На то есть свои причины: обозначенный современный вектор развития общества направлен на переход к новому технологическому укладу, который требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…

        В дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к

логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Педагог-мастер: Предлагаю предоставить слово нашим фокус – группам. Мы ждем ваше мнение о возможностях использования представленных объектов в новых конструкторских решениях.

Педагог-мастер (обращается к фокус-группам)

Как вы считаете коллеги, ваши воспитанники справятся с этим заданием? Можно ли усложнить работу? Я вам предлагаю подумать и попробовать объединить одним сюжетом, изготовленные вами мини-модели.

Фокус-группы составляют картины из изготовленных ими моделей.

Педагог-мастер (обращается к аудитории)

- Уважаемые коллеги, как вы считаете,  относятся ли игры с прищепками к средствам по формированию предпосылок  развития инженерного мышления у детей раннего возраста?

Ответы коллег

Педагог-мастер: Игры с прищепками относят к модульной гимнастике, подразумевающей  занятия с  картинками и бытовыми предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие модели.

Фокус-группы презентуют полученные варианты работ

Педагог-мастер (обращается к аудитории)

  • Как вы думаете, можно ли использовать прищепки для развития предпосылок инженерного мышления у детей более старшего возраста?

Педагог-мастер: Да, конечно.  Детям среднего возраста можно предложить игры с прищепками по схемам. Дети старшего возраста могут использовать прищепки как конструктор.

Рефлексия

Педагог-мастер (обращается к аудитории)

Уважаемая аудитория, используя символьное обозначение «Да», «Нет» подведем итоги мастер-класса

  • Представленные приемы и материалы позволяют организовать самостоятельную и творческую деятельность детей? (Ответы карточками)
  • Обеспечивают ли они условия для развития детей? (Ответы карточками)

Педагог-мастер: Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по использованию в образовательном процессе  игр с прищепками, поможет  создать эффективные  условия для развития предпосылок инженерного мышления  в детском саду и заложить качественную базу для продолжения данной работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково – познавательной деятельности для детей старшего возраста. Тема: «Где прячется здоровье?»

Занятие способствует расширению представлений у детей о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье....

Методическая разработка. Формирование поисково-познавательной деятельности у детей по ознакомлению с окружающим миром.

В этой методической разработке описана организация работы с детьми по исследовательской деятельности....

Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста по средством игр с песком и водой

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления...

Поисково-познавательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста на тему: «Наша Таня громко плачет»

Активизация использования в речи понятий, характеризующих противоположные параметры величин и свойства предметов и явлений;Развитие умения детей воспроизводить изображения с помощью различных тех...

Конспект совместной познавательной деятельности для детей раннего возраста "Кукла Маша моет посуду"

Конспект совместной познавательной деятельности  для детей раннего возраста "Кукла Маша моет посуду"...