Методическая разработка "Театральная деятельность как форма нравственно-патриотического воспитания детей"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Игровая деятельность детей с помощью театрализации неизменно приводит к формированию патриотических чувств у дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Актуальность: Театрализованная деятельность помогает дошкольникам усвоению богатства родного языка и его выразительных средств, в результате формируется речь, улучшается усвоение содержания произведения и последовательность событий. Дети получают эмоциональный подъем, а это способствует развитию не только элементов речевого общения, но и позволяет формировать опыт социального поведения, стимулируя активную речь, и нравственно-патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится чувство патриотизма. А это любовь к Родине, к семье, матери. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет с друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Цель: привлечение родителей к активному участию в жизни группы, и пополнение их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду.
Приоритетные образовательные результаты: Дети получили эмоциональный подъём, усвоили элементы речевого общения, переняли опыт социального поведения в коллективе сверстников.
Важным аспектом работы по воспитанию патриота является знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Маленькому человеку очень интересно узнать, что город, в котором он живет славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. В этом смысле большое воспитательное значение несут праздники краеведческого направления, связанные с историей родного края. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народных обрядовых действах. С народными традициями связано проведение праздников «Проводы масленицы. Праздники представляют собой действительно интересное, веселое действо, несут неповторимый дух народных традиций.
Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они вызывают интерес детей, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского народного фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народного фольклора дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с лучшими образцами народного творчества. Таким образом, приобщая детей к культурному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство школьников. Через восприятие образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты к образам реальной природы. Выразительность театрального языка, яркость и поэтичность стихов помогают воспитанникам почувствовать атмосферу радостной встречи с родной природой, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Кроме того, как коллективный вид искусства, театрализация, как никакая другая форма работы сплачивает ребят, позволяет в полной мере ощутить чувство коллектива. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, воспитаннику помогает обстановка праздников. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на театральных занятиях.
Как оказаться в сказочном мире детства дошкольника. А ведь надо совсем немного: желание, хорошее настроение и немного свободного времени. И все это с помощью театра. Театрализованная деятельность может решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, что дает им возможность глубже понять окружающий их мир.
Мы заметили, что с помощью театрализованной деятельности образовательный процесс стал проходить более интересно и без принуждения. Дети с удовольствием стали выполнять предложенные задания, именно в игровой форме. А театр, это всегда игра, и ребенку-дошкольнику необходимо стать героем, поверить в себя. Поэтому наши дети играя в театральном уголке с большим удовольствием перевоплощались, стараясь изобразить разных сказочных героев, используя маски, мимику, жесты, интонацию. Считается, что в игре ребенок преодолевает трудности, а исправление недостатков речи, огромный труд. Поэтому мы стремились увлечь игрой так, чтобы дети не заметили, что они занимаются непосильной работой.
Для того чтобы наши дети развивались всесторонне, а их адаптация в социальной среде проходила успешно, мы привлекли родителей воспитанников к активному участию в жизни группы и коллектива. В начале учебного года был организован мастер-класс с родителями, на котором ознакомили их с разными видами театральной деятельность, как важной составляющей для развитии речи дошкольников, образного мышления, творческого воображения, и совершенствует настойчивость, целеустремленность и трудолюбие.
Работая по направлению театральной деятельности средствами патриотического воспитания родители наших воспитанников стали активными участниками по созданию театральной среды в группе. Благодаря родителям театральный и патриотический уголок группы «В гостях у сказки» пополнился театрализованными масками, вязаным пальчиковым театром, театром на палочках; костюмами, для инсценировки, атрибутами и декорациями, а также дидактическими играми и сказками патриотического содержания, книжками-раскладушками.
Чтобы работа была продуктивной и эффективной мы разрабатываем совместный план работы с родителями, учитывая пожелания родителей воспитанников и предпочтения детей. В план включаем не только изготовление костюмов, поделок, папок-передвижек, буклетов, но и участие родителей в конкурсах, викторинах и сказочных постановках. Предлагаем родителям создать дома театр для игр с детьми, используя любые игрушки, одинаковые по материалу, разные по фактуре и назначению, вырезанные персонажи из старых раскрасок, прикрепленных на палочки от мороженого, куклы из носка, из перчатки, и даже из бумажного пакета. Занятие оказалось привлекательным и позволило детям делиться впечатлениями в группе. Они рассказывали каких кукол они изобрели, и какую сказку сочинили, и кто им в этом помогал. Считаем, что это помогло детям испытать удовольствие от общения с родными и близкими.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое отношение к добру и злу. В течении года родители наших воспитанников с интересом участвуют в тематических праздниках, организованных в детском саду, «День Матери», «Семья-это здорово!», «Праздник бабушек и мам!»; «День отца», «Спортивные баталии», где мамы, бабушки и даже папы исполняют разные роли, играют вместе с детьми. Многие родители оказывают помощь в сюрпризных моментах, принимая участие в игровых занятиях, рассказывая сказки, стихи или исполняя роль важного гостя. Это очень хорошая форма работы с родителями, это наглядный пример организации игры и общения с ребенком. А чтобы вечерняя прогулка прошла эффективно мы просим родителей присоединяться к играм детей, что способствует положительной двигательной активности детей, тренировки памяти. Формирование нравственно-патриотической личности ребенка, а также повышение компетенции родителей в области театральной деятельности будет способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей направленностью на совместную деятельность.
Итоги диагностики нравственных и патриотических понятий и норм позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством вовлечения их в театрализованную деятельность. Считаем, что это достойная работа нашего коллектива, так как взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлеченные театром, самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в нравственно-патриотическом воспитании.
Использованная литература:
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. - М.: «Творческий центр», 2010 г.
2. Додокина Н. Д., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика-Синтез, 2008 г.
3. Кадашникова Н.Ю. «Воспитываем патриота и гражданина» Волгоград: Учитель, 2009г – 221с.
4. Тисленкова И.А. «Гражданско-патриотическое воспитание» Волгоград: Учитель 2006г. – 172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...

"Проектная деятельность, как одна из форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников".
Консультация для воспитателей...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....

Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического и духовно – нравствен...

Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие но...

Презентация "Метод проектной деятельности как одна из современных форм нравственно - патриотического воспитания"
В презентации хочу показать свою работу по проектной деятельности как одну из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания.Презентации: "День Государственного...

Методическая разработка на тему: "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет"
Воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности....
