консультация для воспитателей«Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»
консультация (старшая группа)

Шадловская Марина Михайловна

консультация для воспитатетелей «Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»

Воспитатель: Шадловская Марина Михайловна

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Перед вами Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. слайд

В ФГОС, а теперь и ФОП указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Слайд Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива

включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи

творческая инициатива

включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление

инициатива как целеполагание и волевое усилие

включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи

познавательная инициатива – любознательность

включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

Слайд

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

выбор оптимального уровня нагрузки

в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием

поощрение, отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей

в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого)

обеспечение благоприятной атмосферы

доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка

положительная оценка

как итогового, так и промежуточного результата

предложение альтернативы

другого способа, варианта действия

создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей

материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия

приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности

устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми

создавать в группе положительный психологический микроклимат

в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку

Организуя свою образовательную работу в этом направление, я придерживаюсь следующих принципов:

слайд

Вариативности

предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации

Деятельности

стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности

Креативности

создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы и формы:

СЛАЙД ФОТО с детьми

Приветствие

Трудовая деятельность

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

Самостоятельная деятельность детей

Групповой сбор фото

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.

Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО

В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Статья "Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО"

Инициатива:1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 2. Способность к самостоят...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...