консультация для воспитателей«Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»
консультация (старшая группа)
консультация для воспитатетелей «Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Используемые в своей работе способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с образовательной программой»
Воспитатель: Шадловская Марина Михайловна
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Перед вами Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. слайд
В ФГОС, а теперь и ФОП указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Слайд Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива | включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи |
творческая инициатива | включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление |
инициатива как целеполагание и волевое усилие | включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи |
познавательная инициатива – любознательность | включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения |
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
Слайд
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; | |
выбор оптимального уровня нагрузки | в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием |
поощрение, отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей | в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого) |
обеспечение благоприятной атмосферы | доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка |
положительная оценка | как итогового, так и промежуточного результата |
предложение альтернативы | другого способа, варианта действия |
создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей | материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д. |
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия | приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности |
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми | |
создавать в группе положительный психологический микроклимат | в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку |
Организуя свою образовательную работу в этом направление, я придерживаюсь следующих принципов:
слайд
Вариативности | предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации |
Деятельности | стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности |
Креативности | создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность |
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы и формы:
СЛАЙД ФОТО с детьми
Приветствие
Трудовая деятельность
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
Самостоятельная деятельность детей
Групповой сбор фото
Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.
Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО
В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам...
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)
Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...
Статья "Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО"
Инициатива:1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях. 2. Способность к самостоят...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО
В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...
