Отчет по самообразованию
план-конспект занятия
Отчет по самообразованию: 2024-2025 уч.год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПГС «Предприятие Эрдэнэт»
Детский сад № 12 г. Эрдэнэт
Отчет по теме самообразования
«Квест-технология как средство развития познавательного интереса дошкольников»
Выполнили:
воспитатели
3 старшей группы
Полюдова Л.И.
Гайнетдинова Э.Р.
2024-2025 уч.г.
Квест, как современная игровая технология обучения дошкольников
Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест – технологию.
Квест-технология – одна из форм организации образовательного процесса, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребенка. «Quest» - это английское слово, оно прееводится как «поиск», «приключение».
Квест – это игры, в которых игрокам нужно искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными игровыми персонажами, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.
Цель квест-технологии: интеграция образовательного процесса, знакомство с новой информацией, закрепление уже имеющихся знаний на практике.
Задачи квеста:
- сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья; повышение уровня физической активности занимающихся;
- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- знакомство с новой информацией, развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- закрепление имеющихся знаний, отработка уже имеющихся умений и навыков;
- повышение образовательной мотивации;
- развитие творческих способностей и индивидуальных положительных качеств;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка;
- воспитание личной ответственности за выполнением работы;
- формирование навыка взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- принцип доступности – задания не должны быть чересчур сложными для ребенка;
- принцип системности – задания должны быть логически связаны друг с другом;
- принцип эмоциональности – уделять внимание настроению и переживаниям детей, заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;
- принцип разумности по времени – нужно рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребенок не устал и сохранил интерес;
- принцип интеграции разных видов деятельности во время прохождения квеста;
- наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целотность, подчиненность определенному сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
При подготовке квеста нужно помнить три основных условия:
- Игра должна быть безопасной.
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Споры и конфликты надо решать мирным путем.
Любой квест требует тщательной подготовки педагога, которая осуществляется в три этапа:
- Подготовка условий, оборудования, материала квеста.
- Разработка маршрута и карты, сценария квеста.
- Подготовка детей: знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра.
В зависимости от сюжета, квесты могут быть:
- Линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пора, пока не пройдут весь маршрут.
- Штурмовыми, где игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
- Кольцевыми, которые представляют собой тот же линейный квест, но замкнутый круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – перемещаясь по какой-то территории, участники выполняют различные задания. Выполнив одно задание, получают подсказку или ключ и перемещаются к выполнению следующего задания. Это является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствуетактивизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить иеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Действуя в команде, дети учатся взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения, отвечать не только за себя, но и за победу всей команды, игра становится более увлекательной.
Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.
Результатом внедрения в образовательный процесс квест-технологии является:
- развитие ловкости, быстроты реакции, выносливости;
- эмоциональный подъем;
- легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и пространственного мышления;
- формирование основных качеств для последующего обученияв школе.
Из опыта работы
Свою практическую деятельность по реализации квест-технологии мы начали с изучения особенностей и потребностей воспитанников, чтобы понять, на что можно опираться в ходе проведения игры и каких результатов мы хотим достичь.
Учитывая, что дети средней группы только начали изучать русский язык, мы, применяя квест-технологию, ставили перед собой следующие задачи:
- запуск речи, формирование навыка говорения;
- развитие памяти, мышления, логики, внимаия, познавательного интереса;
- формирование коммуникативных навыков, умения ориентироваться в пространстве группы;
- сплочение коллектива, формирование игровых навыков.
В прошлом году было проведено 3 квест-игры, одна из которых – итоговое занятие по развитию речи, на котором присутствовали все желающие. При проведении игр мы ориентировались на словарь детей, подбирали несложные и понятные для них задания. Поняли, что для детей среднней группы нужно больше ориентироваться на наглядность, меньше говорить (непонятная для детей речь уменьшает мотивацию и познавательный интерес к игре). В своей работе заметили, что дети стали дружнее играть, стараться решать поставленные задачи, лучше говорить, запоминать новые слова.
Поэтому мы решили продолжить работу по использованию квест-технологии в старшей, а затем и в подготовительной группе.
Задачи на этот год:
- Разработать и провести 4 квеста: по правилам безопасности на дороге, новогодний квест, квест для девочек и мальчиков (гендерной направленности) и итоговый квест «Чему мы научились» (совместно с родителями);
- Использовать элементы квеста при проведении занятий с целью развития у детей навыка говорения, памяти, мышления, познавательного интереса, внимания, коммуникативных навыков; сполочения коллектива (и другие задачи, на решение которых направлено использование квест-технологии).
В декабре был проведен квест по правилам безопасного поведения на дороге. Это был линейный квест, в котором игра была построена по цепочке: выполнив одно задание, дети получали следующее. В начале игры перед детьми была поставлена цель – помочь Светофору найти свои сигналы. Дети, вспоминая правила дорожного движения (моменты, которые соответствуют возрасту и их знаниям), находят волшебный клубок, который ведет к запертому сундуку. Чтобы открыть сундук, надо найти ключик, а он прячется в воздушных шарах. Лопая шары, дети добывают ключ и открывают сундук. В сундуке – автобус, который привез ребятам круги – сигналы. Теперь их нужно правильно поставить, чтобы Светофор работал исправно. Цель достигнута, Светофор благодарит ребят и просит рассказать про него стихотворение. На этом игра закончена, ребята довольны – они смогли помочь.
На новогодних каникулах был проведен новогодний квест. Цель квеста – помочь деду Морозу найти новогодних персонажей, которые пропали после праздника. Это также линейный квест, но немного другой направленности. Найдя героя, дети возвращаются к началу и используют следующую подсказку. Подсказки были на вагончиках – днях недели (сначала планировалось проводить этот квест поэтапно – каждый день, но так как каждый день ходит мало детей, кто-то не приходит, то решили провести сразу). Дети поэтапно, называя день недели, брали подсказку, выполняли какое-то задание и находили новогодних персонажей. В течение игры менялись разные виды деятельности: дети читали стихотворения, отгадывали загадки, выполняли физминутки («Давай, дружок», «Ветер дует нам в лицо»), дыхательную гимнастику (упражнение «Сдуй тучу»), находили одинаковые снежинки, выбирали елочку без пары. Также была проведена экспериментальная деятельность («Растопи лед»). Самым последним нашли деда Мороза, который поблагодарил детей за помощь и подарил им новогодние раскраски. Цель достигнута, у детей было хорошее настроение, играть понравилось всем.
Проводя квест-игры у детей старшего дошкольного возраста, мы поняли, что здесь также важна наглядность. Но при этом можно проводить беседы, загадывать загадки, читать письма. Дети уже понимают, о чем идет речь, могут слушать организатора игры. Хорошо, если в игре присутствует экспериментальная деятельность – детям это также нравится.
Следующий квест планируем провести в марте. Это будет квест гендерной направленности. Здесь планируем сделать штурмовой вариант: отдельно задания для девочек и для мальчиков. Основная задача – собрать пазл, части которого будут получать за выполненные задания.
И последний квест планируем провести 15 мая (международный день Семьи). Цель – познакомить родителей с квест-играми, научить и показать, как можно организовать такую игру дома, а также наглядно показать, чему научились дети за год. По сюжету это будет кольцевой квест. Дети поделятся на 3 – 4 группы, каждая из которых будет курироваться родителем. Проводить планируем на территории детского сада, где на разных участках будут спрятаны разные задания. Это будет самый сложный квест, потому что здесь очень большая подготовительная работа (создание маршрутных листов, заданий, подготовка атрибутов и работа с родителями).
На следующий год к подготовке и организации квестов можно будет привлечь родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...

