Выступление на РМО "Музыкальный руководитель, как хореограф, работающий с маленькими артистами"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гульнара Маратовна Исламгалеева

Хореографическая изобразительность педагога - хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей, детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте сочинения танца ясного по  мысли, четкого по форме и доступного для детского исполнения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения,

как хореограф, работающий с маленькими «артистами»»

(Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей) 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

                     Подготовила:

                                                        Исламгалеева Гульнара Маратовна

                                             музыкальный руководитель

                                                 МКДОУ «Детский сад  № 14»

 

 

 

 

 

 

 

Увельский, 2022

Порой очень часто  встречается, что в небольших детских садах музыкальный руководитель совмещает в себе несколько профессий одновременно, это и педагог по вокалу, организатор праздников, мероприятий внутри детского сада, хореограф-постановщик танцев, сценок.

И сегодня я выступлю  в роли хореографа.

Хореограф  – профессия не простая,  а сложная в двойне. Ведь кроме

обычных трудностей, сопутствующих сочинению танца, хореографу необходимо учитывать:

       Возрастные особенности детей;

       Физические возможности детей;

       Психологические способности;

       Интересы воспитанников.

Вынашивая тот или иной номер, выбирая сюжет, всегда нужно помнить, для кого именно предназначена  будущая постановка. Конечно, важно поставить номер с учетом возрастных и физических возможностей ребенка, но не менее важно, чтобы смысловая нагрузка (танец, идея номера) была понятна и близка его душевному миру. В противном случае,  дети окажутся пассивными и безразличными исполнителями воли педагога.

Хореографическая изобразительность педагога - хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей, детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте сочинения танца ясного по  мысли, четкого по форме и доступного для детского исполнения.

Возрастные соответствия тем и характера танца – обусловлены возрастом будущих исполнителей, их увлечениями, которые следует учитывать. Дети младшего возраста начинают танцевать с предметами, повторяют движения различных животных. Слайд 2. Дети среднего возраста очень любят передавать в танце характерные  образы различных животных (птиц, зверей, насекомых). Тематические танцы,  рекомендованные  для репертуара среднего возраста – это  «Петушки», «Цыплята», «Бабочки», «Жучки», «Грибочки» и т.д. Слайд 3. С помощью тематических танцевальных номеров мы осваиваем музыкально – ритмические движения и шаги. Например,  танец «Петушок»:  шаг с высоко поднятым коленом; в танце «зайчики» -  прыжки по 6 позициям на месте и с продвижением, обращая внимание на постановку рук: «лапки у зайчат», «крылья у птичек» и т.д.

В старшем возрасте можно добавлять более сложные танцы по характеру и сюжету, такие как: шуточный танец, сюжетный танец по какой-либо сказке. Слайд 4,5. 

Много замечательных тем и образов подсказывает детская литература. В десятках лучших произведений  детских писателей и поэтов содержится бесценный материал для постановщика. Характеры героев известных произведений, ситуации  в которые они попадают, могут разбудить фантазию педагога. Поэтому не стоит жалеть времени на подробное знакомство с детской литературой, таящей столько интересных «предложений».

Любовь детей к спорту дает возможность для постановки танцев на спортивную тематику: это и сюжеты на катке и в спортивном зале, танцы с мячами, лентами, обручами, бои на рингах для мальчиков и т.д.

В работе с дошкольниками очень часто используется постановка народного танца.  Ведь именно через народный  танец дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Не стоит забывать и о возрастных особенностях при выборе материала для постановки танцевального номера.  Необходимо найти близкий  материал и интегрировать его в доступной форме. Это может быть танец «Полька», « С ложками», танец «Матрешки»,  северный «Танец олений», молдавский танец, украинский и т.д. Слайд 6,7.

Материал классического танца, столь любимый в детских садах, тоже можно иногда использовать. Но ошибаются те, кто стремится обучить ребят исполнять те же номера, что и во взрослом профессиональном театре. Воспользоваться можно лишь музыкой, а танец нужно сочинять другой – доступный для исполнения детьми.

Детям, как правило, трудно выдержать большую физическую нагрузку, поэтому необходимо помнить, что для детской хореографии предпочтительны малые формы в виде миниатюр, сюит, зарисовок, этюдов. Чем короче номер, тем он ярче. Длительность номера варьируется от 1,5 до 2-х минут.

В I-II младшей группах танец должен включать 3-4 движения, средней – 4-5, старшей – 5-6, подготовительной - 6-8. Нагрузку можно увеличивать по мере укрепления физического аппарата детей.  

Методические рекомендации по разучиванию нового танца.

  1. Соблюдать принцип «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.

  2.  Танец, как дом, складывается из кирпичиков – этюдов, отдельных движений. Каждое новое движение должно разучиваться лицом к станку. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки.

3.  При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в зале и многое другое, что может повлиять на состояние ребенка.                                                                              

4. Готовясь к занятиям, педагог подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру.                                                                              5. Сложные движения следует использовать так, чтобы они были естественной кульминацией танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки.

6.  Простота рисунка, жизнерадостность, живая и веселая музыка соответствует требованиям репертуара детских кружков. «Полька» хорошо усваивается детьми I, II младшей групп, «Кадриль» - средней группы, «Краковяк» и «Мазурку» исполняют дети старшего возраста, «Вальс», танцы в быстром темпе – только хорошо подготовленные дети.                                         4.  Художественный материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы должны напоминать увлекательную игру.

5.  Одной из важных задач детских хореографических коллективов является показ нашей действительности, создания образов российских детей. Достижению этой цели способствует работа над постановками тематических и сюжетных танцев («Счастливое детство», «Добрый день», «Пусть всегда будет солнце», «Я помогаю маме», «Я люблю свою лошадку» и др.).              6.  Для решения задач национального воспитания в репертуар должны входить танцы народов России (русские, армянские, украинские, татарские), являющиеся составляющей национальных праздников («Сабантуй», «Масленица», «Рождество», «Новый год»).

7.  Для решения задач познавательного характера в репертуар должны входить танцы из цикла «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».                                                    

Хотелось бы поговорить еще о довольно болезненной теме для детского сада – это сохранение в репертуаре наиболее удачных номеров. Желание постоянной смены  хореографических композиций приводят  к тому, что постановщик «штампует», а не сочиняет номер, становится «фабрикой по производству подскоков». Вот здесь – то и стоит поучиться у профессионального театра, потому, что он живет не только новыми постановками, но и прежними удачными работами. В детском коллективе исполнительский состав постоянно обновляется и к тому же маленькие «вырастают» из номеров. Не стоит идти на поводу у весьма распространенной склонности  ко всему новенькому. Детский номер это пусть скромное, но произведение искусства, результат труда педагога (хореографа, художника, костюмера, концертмейстера).

Вряд ли кто-то из педагогов сомневается в том, что нужно в первую очередь донести  до детей мысль и содержание задуманного танца. С момента подробного и эмоционально насыщенного рассказа о сюжете танца ваши маленькие артисты станут вашими единомышленниками, помощниками. И вы будете трудиться вместе на одном дыхании. Слайд 8.

 Совет:  Если вы задумали номер, не   спешите приводить идею в исполнение. Пусть пройдет немного времени, пока в вашем воображении номер выстроится отчетливо, вплоть до порядка движений и комбинаций. И с готовым хореографическим текстом - пожалуйста, на занятия. И репетиции будут проходить увлекательно и результативно. Вы сумеете не просто «Вызубрить с детьми движение», но и научите ребят постижению смысла танца.

Работа педагога (хореографа) имеет конкретную цель - постановка какого-либо хореографического произведения. А это уже спектакль, предназначенный для зрителя. Задача педагога - поставить номер так, чтобы зритель пережил происходящее на сцене вместе с исполнителем. Естественно зал не однороден. И вполне возможно борьба мнений, что не должно  вас огорчать. Истинно прекрасное произведение зритель всегда примет с благодарностью. Если же спектакль не получает одобрения, это служит своего рода предостережением постановщику: видимо, допущены какие-то ошибки и просчеты. Однако, считаясь с мнением аудитории, педагог, вместе с тем, не должен поддаваться под ее влияние, стремясь лишь к успеху. За постановщиком всегда остается право, и даже обязанность занимать активную позицию и пытаться направлять и  формировать вкус зрителя. Нужно воспитывать вкус, как у своих подопечных, так и у тех, кто сидит в зале. И делать это надо на хороших примерах. Искусство не только способно влиять на развитие вкуса, оно может будить в человеке лучшие чувства и помыслы.

                                                        

Поговорим о создании костюма.

 

Когда создаете проект костюма, следует помнить, что вы создаете костюм для ребенка. Многие считают, что оформить танец надо «солидно, богато»  и тогда номеру обеспечен успех. Но, увы, дорогие материалы и большие денежные затраты не всегда приносят желаемый результат. Ребенок от природы тонок и хрупок, поэтому именно изящество и легкость является главным достоинством детского костюма для танцев. Костюм для малыша в обязательном порядке должен быть удобен, красив. Причем, под красотой в данном случае, понимается не бесчисленные банты, поддельные украшения, а соответствие мыслям и чувствам, выраженным в танце - благородная красота.

         Особое внимание необходимо уделять головным уборам и прическам. Головной убор должен быть легким, небольшим и безусловно, соответствовать определенному народному костюму. Необходимо отказаться от больших кокошников и венков, а также громадных бантов., масок для неудобных шляп для новогодних танцев.

Дети должны быть аккуратны и причесаны, лоб открытый, желательно без челки и завитушек.

Обувь - немаловажная деталь костюма. Для детей желательно выбирать легкую обувь: мягкие балетные туфли, балетки, чешки. В сочетание с носочками, гольфами они подчеркивают легкость, стройность детских ног.

Обувь для малышей: легкие туфли, чешки или тапочки, белые носки или гольфы. Для старшей и подготовительной групп надевают туфли на небольшом каблучке. В классических танцах – балетные тапочки.

              

Разумеется, на сцене костюм любого персонажа – не копия подлинного  образца, а лишь фантазия на тему первоисточника, которая должна быть трансформирована так, чтобы не исказить облик ребенка. В детском танце часто персонажами бывают животные. В этом случае лица исполнителей не должны быть закрыты звероподобными масками, а детское тело  не оковывал бы тяжелый комбинезон.  Такое решение костюма лишит танец красоты и четкости исполнения движений. Костюм должен быть лишь художественным намеком, помогающим распознать персонаж.

Отношение детей к костюму (стоит акцентировать на это их внимание). Ребенок должен видеть, как хранятся танцевальные костюмы, что они всегда наглажены, вычищены.  Что любой костюм  - результат большого труда взрослых, дающий возможность ему, малышу, выглядеть в зале красивым, нарядным, легко и удобно одетым для танца. Пусть после выступления ребенок аккуратно расправит костюм, повесит его на плечики. Научившись и привыкнув бережно  относиться к костюму,  дошкольник и в быту будет аккуратен. Слайд 9

 

https://documents.infourok.ru/b8e03a99-4604-4368-b255-7440b634b5f0/0/image008.jpg        

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер, работающий с маленькими «артистами».

Хореограф – профессия не простая,  а сложная в двойне. Ведь кроме обычных трудностей, сопутствующих сочинению танца, хореографу необходимо учитывать: Возрастные особенности детейФизиче...

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА "Маленькие артисты"» для детей среднего дошкольного возраста

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Те...

Педагог дополнительного образования (хореограф) Дошкольного образовательного учреждения, как балетмейстер работающий с маленькими «артистами».

Хореографическая изобразительность педагога хореографа ДОУ состоит не в умении «наворачивать» эффекты, поражая зрителей детей какими-либо танцевальными трюками и сложностями, а в таланте Сочинения тан...

Программа театрального кружка «Маленькие артисты Возраст детей: 5-6лет

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...

программа по дополнительному образованию "Маленькие артисты"

Многие считают, что интерес к театрализованной игре проявляется только у старших дошкольников, однако уже в 3-4 года малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанны...

Программа по дополнительному образованию "Маленькие артисты"

Театрализованная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества....