Организация театральной деятельности в рамках преемственности детского сада и начальной школы
статья (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Актуальность темы: заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Организация театральной деятельности

в рамках преемственности детского сада

и начальной школы

«В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление,

тренирует его память и образное восприятие, развивает

воображение и фантазию, совершенствует речь»

Антипина Е.Н.

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» [1].

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей, а также развития у них коммуникативных навыков. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать в этой роли, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно — нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя. Начиная с детского сада, дети учатся искусству театрализации и овладение данными навыками продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе. Именно в театре реализуется педагогический принцип: учить, играя.

Слайд 2

 С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Преемственность дошкольного и начального образования — это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

               Школа — это новый этап в становление личности ребенка. Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный. Смена привычного на новое. Выход из зоны комфорта вызывает чувство тревожности у большинства людей, что же говорить о ребёнке. Поэтому не удивительно, что он испытывает эмоциональный дискомфорт, связанный с неточными представлениями о требованиях учителя, об условиях обучения, о нормах поведения в классе. Школа и детский сад — два начальных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, их творческого развития. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Ведя подготовку к школе и набирая 1 класс, перед нами встал вопрос, а как же нам эту преемственность применить именно для детей? И мы решили попробовать в рамках проекта реализовать её через театральную деятельность. Ведь именно она является мостиком между дошкольным миром и школьной деятельностью. Данный вид деятельности помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив дошкольников и учеников начальных классов, объединяя их общим делом. Даёт широкий спектр для развития творческих способностей дошкольников и школьников способствует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.

Слайд 3

Театрализованная деятельность способствует коррекции речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, становлению коммуникативной и деятельной компетенции, развитию творчества, дополняет полную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Формируя интерес к театрализованной деятельности у детей через сказку, мы ставим цель сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Слайд 4

Музыкальным руководителем совместно с педагогом-психологом запустили проект. Проект, направлен на создание специальных условий, которые обеспечат успешную социализацию дошкольников, способствуют развитию креативных способностей, формируют коммуникативные компетенции у детей через вовлечение их в театральную деятельность. Одним из таких условий явилось создание и дальнейшее обогащение центра театральной деятельности. Проект включает в себя главные направления работы по развитию театральной деятельности, целью который является развитие креативности мышления и коммуникативных умений дошкольников. В рамках проекта разработаны и реализованы методические рекомендации по наполняемости центра театральной деятельности. Были созданы необходимые условия для реализации проекта, это программное обеспечение. 

Слайд 5

Проект основывается на программе театральной студии «Вдохновение» на 3 года, утвержденной ДОУ. Репертуар подбирался с учетом особенностей и способностей каждого ребенка. Были создана развивающая среда для занятий в студии для каждого ребенка. За основу брались литературные произведения детских авторов и авторские сценарии, написанные специально под данную группу детей, со скрытой линией развития творческих способностей каждого. В проекте участвовали старшие дошкольники нашего учреждения и учащиеся младших классов школы №12, находящейся рядом с детским садом.

Слайд 6

На начальном этапе была создана одна группа детей старшей дошкольного возраста. На данном этапе реализации проекта - это старший состав студии «Вдохновение» (36 человек). С целью выявления новой группы творческих детей в рамках проекта в 2022/23 учебном году набран младший состав, качественный состав которого разнороден (средняя группа, группа ЗПР, группа ТНР), численный состав постепенно закрепляется (63 человек). Было организовано социальное партнерство в рамках нашего проекта. Нашими партнерами стали: Дом детского творчества, ДК «Химик», МБОУ СОШ №12, родители детей, ДК «МИР», библиотеки города.

Слайд 7

Основные направления работы по театральной деятельности школы и детского сада это - театральная игра, мини спектакли, театрализованные постановки, участие школьников в утренниках. За это время в тесном сотрудничестве с начальной школой мы подготовили и провели ряд спектаклей по русским сказкам: «Теремок»«Курочка Ряба на новый лад», «Золушка», «Заюшкина избушка» и другие, где роли играли воспитанники подготовительной группы и учащиеся начальной школы.

СЛАЙД 8

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музыкального кабинета, актового зала; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями музыки; участие в игровых программах; выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники и развлечения дошкольников (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду , «День театр», «Карусель талантов» и др.); участие в театрализованной деятельности.
  2. Взаимодействие педагогов: экскурсии в школу; посещение школьного музыкального кабинета, актового зала; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями музыки; участие в игровых программах; выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники и развлечения дошкольников (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду , «День музыки», «Карусель талантов» и др.); участие в театрализованной деятельности.
  3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с музыкальными руководителями ДОУ и учителями музыки школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, музыкально-дидактические игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги.

СЛАЙД 9

Дети с удовольствием, творчески, воодушевленно, эмоционально исполняют свои роли. Ученики, которые приходят со своими постановками дарят детям праздник, доставляют большую радость. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу.

Слайд 10

Всю работу мы разделили на три части.

СЛАЙД 11 

Первая часть была нацелена на более близкое знакомство детей друг с другом. Педагогом-психологом была проведена серия мини-тренингов. Цель данных тренингов пробудить в детях инициативу, научить проявлять эмоции через мимику, жесты, тело. Дети учились высказывать свое мнение в группе, доказывая свою точку зрения.

Слайд 12

Вторая часть работы была посвящена коллективным играм, на которых дети учились брать на себя роли и соблюдать правила игр.

Слайд 13

Третья часть работы раскрывала перед детьми виды театра, возможности театра. [3, 86]

Слайд 14

Результатом реализации проекта на данном этапе стало участие детей в фестивале Б.Л. Фридмана со сказкой В.Г. Сутеева «Раз, два – дружно!». Дети второй год демонстрируют свои способности на региональном конкурсе ПДД, постановки авторских сказок по правилам дорожного движения, ребята занимают призовые места в области, а также дети приняли участие в областной научно-практической конференции «Опыт+опыт=результат», сказка про детский сад. Детьми были созданы мультфильмы «Сказ об омуле», «Приключения нерпочки Алтаны» и т.д.. С данным мультфильмами наше учреждение участвовало в фестивале «Siberian Fest». Принимали участие в событийном марафоне, посвященному десятилетию проекта «Школа Росатома», с авторским стихотворением «Ученый».

Театральная деятельность помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив дошкольников и учащихся начальных классов, объединяя их общим делом. Таким образом, вовлечение детей в театрализованную деятельность создает условия для развития творческих способностей и личности ребенка в целом, содействует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.

Слайд 15

В итоге проделанной нами работы, мы можем утверждать о том, что выпускники студии «Вдохновение» успешно социализироваться в обществе. Дети приобрели такие компетенции, как любознательность, активность, дети стали более эмоциональными, коммуникабельными, дети научились контролировать свое поведение и окружающих. Дети научились планировать свои действия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, анализировать причины успеха/неуспех. У детей сформировались потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. [4, 103]

Слайд 16  

Во время проведения описанных мероприятий дети стали более терпимыми по отношению друг к другу. Включенность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников более высокого уровня развития повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации. Как результат —умение вступать в контакт, межличностное взаимодействие, в разных ролевых и социальных позициях: просить, принимать и оказывать помощь. Все это в целом повышает адаптационные возможности детей.

Слайд 17

Совместная игра увеличила социальную важность ребенка в глазах ровесников. Наши ребята обучились формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способам влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя! Подведя итоги выше сказанного, можем сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, существенно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Театральная деятельность помогла нам быстро и успешно сплотить детский коллектив дошкольников и учащихся начальных классов, объединяя их общим делом. Таким образом, вовлечение детей в театрализованную деятельность создает условия для развития творческих способностей и личности ребенка в целом, содействует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.  Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Мы выбрали театрализованную деятельность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Большинство детей с ОВЗ, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность и сотрудничество со школой, происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы

Преемственность детского сада и начальной школы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

план работы по преемственности детского сада и начальной школы на 2015-2016 уч. год

МДОУ как современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

актуальные вопросы преемственности детского сада и начальной школы

Тема: «Актуальные вопросы преемственности дошкольногои начального образования» Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, уч...

Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".

laquo;Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД» .        ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...