«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
методическая разработка

Донецких Ольга Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potriochiteskoe_vospitanie.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в процессе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является той ступенькой в жизнь, на которой начинается формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственных основ личности с осознанием    социальной значимости себя в окружающем мире. В этом возрасте следует уделять особое внимание воспитанию таких чувств как достоинство, ответственность и надежность, формировать истинные ценности семьи и Родины.

Воспитанники дошкольного возраста зачастую имеют недостаточные представления о городе, в котором живут, родной земле, памятных местах, природных богатствах родного края, о труде своих родителей .Основной задачей педагога ДОО является формирование  личностных отношений  ребенка:  чувства любви   к семье, дому, родному краю, природе, Родине.

Ведущей деятельностью детей в ДОО является игра. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. Через игру ребенок познает окружающий мир, обогащает свой нравственный и жизненный опыт, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, организует сообщества.

 Следовательно, эффективными технологиями в области нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются технологии, разработанные на основе данного вида деятельности.

Игровая технология- группа методов и приемов организации педагогического процесса в игровых формах.

            Игровые технологии нравственно-патриотического воспитания:

Сюжетно-ролевая игра.

включает игры основанные:

- на бытовых сюжетах: семья, праздник, дом.

- на основе производства: столовая, автопарк, почтовое отделение, аэропорт…

- на основе героических подвигов: космические полеты, героические воины, на основе литературных произведений, фильмов, мультфильмов.

Содержание сюжетно-ролевой игры, прежде всего, направлено на формирование жизненного опыта взаимодействия, общения, духовно- нравственного воспитания детей.

Театрализованная игра.

Основное отличие театрализованной игры и сюжетно-ролевой – сюжет. В первом случаи сюжет определен литературным произведением, а все фантазийные доработки детей - игровым сюжетом, способствующим проявлению, формированию личностных и морально-волевых качеств, передача чувств, таких как сочувствие, гордость, сопереживание.

Необходимым условием создания игровой ситуации является умение педагога заинтересовать ребенка ни только процессом, но и сюжетом, используя приемы: выразительного чтения, вхождения в образ, демонстрация, описание, привлечения детей к игре.

Игровое - конструирование.

Данная технология способствует совершенствованию практических навыков: простейших трудовых, организационных, творческих, эмоциональных. Применение данной технологии позволяет детям активно применять знания и впечатления об окружающем и предметном мире, проявлять самостоятельность, творческий подход в решении конструктивных задач.

Дидактические игры.

Способствует всестороннему развитию личности ребенка:   расширяет  представления  о родном крае, городе, родной земле, памятных местах, природных богатствах, о  труде взрослых,  исторических сведениях,  фактах, ... Применение   данной технологий, дает возможность педагогу  вовлечь  детей в познавательный  мир исторических, физических, биологических и др. открытий, зародив искорку любви к Родине, гордости за нее. Формирует осознание своей значимости в защите, сохранении, бережном отношении к достоянию Российской Федерации.  

Подвижные игры.

способствуют не только физическому развитию детей, развитию и совершенствованию движений, но и развивает волевые качества личности: смелость, ответственность, надежность, взаимовыручка, солидарность.

К особому виду подвижных игр относятся народные подвижные игры. Особенностью таких игр является – нравственная историческая основа, способствующая формированию гармоничной связи ребенка с окружающим миром, формируя устойчивое, уважительное отношение к культуре родного края, создавая основу для положительного эмоционального развития патриотических чувств.  

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых  На базе   дошкольных образовательных учреждений создаются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта , который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, которые направлены на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне можно провести патриотическую акцию «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями или воспитателями могут изготовить поздравительные открытки. Родители с ребятами поздравят ветеранов.

Применение педагогами ДОО игровых технологий в нравственно-патриотическом воспитании способствует формированию ценностного отношения детей к природе, труду, расширяет представления о родном крае, городе, государстве, развивает чувства ответственности, гордости за достижения своей страны, народа и создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Мастер класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.

В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Перспективный план для детей средней группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Перспективный план для детей старшей группы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол».

Перспективное планирование на год в старшей группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством Русских народных тряпичных кукол"...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий

В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Работа...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования QR-код технологии»

Технологии стремительно развиваются и влекут за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске н...