роль мордовской сказки в приобщении детей к национальной культуре
статья
Данная статья показывает то, как влияют мордовские народные сказки на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Представлен опыт ознакомления детей со сказками мордовского народа, их влиянием на самосознание детей. В настоящее время мы все часто наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что с раннего возраста необходимо показать детям нравственную суть каждого поступка.
Ключевые слова: воспитание, сказка, творчество.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Кошманева О.М., музыкальный руководитель
СП «Детский сад 114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Россия, Мордовия, г. Рузаевка
Роль мордовской сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Аннотация:
Данная статья показывает то, как влияют мордовские народные сказки на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Представлен опыт ознакомления детей со сказками мордовского народа, их влиянием на самосознание детей. В настоящее время мы все часто наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что с раннего возраста необходимо показать детям нравственную суть каждого поступка.
Ключевые слова: воспитание, сказка, творчество.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя любовь к родному дому и ближним, родному городу и своей стране. Огромная роль в этой работе отводится народной сказке. Народная сказка – это эпическое произведение устного народного творчества. Сказка помогает точнее понять национальный характер народа, это лучший проводник знаний о правилах и законах его жизни. Слушая сказки, ребенку легче осознать взаимоотношения людей, поверить в силу правды и справедливости. Сказка была и есть историческая память, мудрость народа. [1]
Сказка, по-мордовски – ёвкс. А сказочников в старину называли бахарями. В древние времена грамотный человек был большой редкостью, сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и только во второй половине 19 века ученые – филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. Огромную роль в этом направлении проделал доктор филологических наук А. И. Маскаев – известный исследователь мордовского эпоса и в особенности мордовских сказок.
В наше время особенно актуально использование национальных сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей. В современном мире наблюдается тенденция к снижению интереса к национальным традициям. Родители чаще дают детям телефоны, смартфоны и другую технику вместо того, чтобы почитать детям сказку. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости. Конечно, сказку можно послушать и по телефону, но это совсем не то. Очень важно находить время почитать малышу сказку хотя бы на ночь. Сказка рассказанная перед сном, дает ощущение уверенности и спокойствия. Наши мамы и бабушки пели нам колыбельные, с самого раннего детств мы слушали потешки, прибаутки, сказки. И если у ребенка с детства будет заложена эта привычка, то и он потом тоже будет читать сказки своим детям.
Мордовскую народную сказку можно использовать во всех видах деятельности ребенка – дошкольника: игровой, речевой, музыкальной, театрализованной, двигательной, познавательной.
Я используюм в работе с детьми метод «сказкотворчества», которы представляет собой развитие творчества дошкольников в художественной деятельности через погружение в сказочную атмосферу. Результатом является продукт детского творчества – сказочный персонаж – «говорящая» игрушка [2].
После прочтения сказки, ребенок выбирает понравившегося персонажа, определяет его характер, настроение, тембр голос. В открытую капсулу насыпает ту крупу, которая больше подходит по характеристикам и наклеивает на место стыка декоративную полоску. За тем выбирает заготовку: голову, руки, ноги персонажа - можно распечатать на принтере или вырезать из фетра, картона и наклеить с помощью двустороннего скотча на капсулу. «Говорящая» игрушка – шумелка готова. Сказка «оживает». Ребенок получает эмоции радости от творчества.
По жанру мордовские сказки бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Сказки о животных являются наиболее древними. Олицетворение птиц, зверей является основной особенностью данной группы. В мире сказок о животных все устроено подобно человеческому быту. Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми и честными, другие завистливыми и злыми. Таковы сюжеты сказок «Лиса и медведь», «Пугливая мышь», «Петушок и кошечка».
Из бытовых сказок дошкольники узнают как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили вышитые рубашки – «панар», на груди украшение – «сюлгам», пояс – «пулай». Маму ласково называли «тядяй», а тетю - «акай». Ели «ям», а пили квас «поза». Содержание этих скзок способствует тому, что дети приобретают новые знания, обогащают речь ранее не известными словами. К бытовым сказкам относятся: «Батрак Фока и поп», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились» и другие.
Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов: Вирьава, Ведьава, Юртава, Куйгорож и др.
Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. В мордовских сказках говорится как о нравственных положительных качествах, так и о отрицательных, которые были достойны порицания. Образ народа слагается из таких качеств, как трудолюбие, мудрость, доброта, взаимовыручка, уважение к старшим.
Рассказывайте воспитанникам сказки, разыгрывайте их вместе, обсуждайте и тогда мы воспитаем духовно-нравственных, отзывчивых, сострадательных детей, которые будут ценить культуру своего народа. Сохраним вместе наше национальное наследие, и тогда у наших детей не будут искажены представления о доброте, справедливости и патриотизме.
Список литературы:
1. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» / Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2025
2. Александрова, В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики / В.Г. Александрова. – М.: Педагогика, 2008. – №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...
приобщение детей к национальной культуре через подвижный игры
проект для детей старшего возраста....

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру
В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

Приобщение детей к национальной культуре народов мира. Новруз байрам.
Интеграция образовательных областей: «Познание». «Социално -коммуникативной. Задачи: Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие способности к толерантному общению, к кон...

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...
Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой....