Проект "Огород на подоконнике!"
проект

Исламова Юлия Исмагиловна

Образовательный  творческий проект

«Огород на подоконнике»

Автор-составитель: Исламова Ю.И., воспитатель МБДОУ «ДС № 423 г. Челябинска»

                           

Вид проекта: информационно – практический, групповой, краткосрочный

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность:

Заканчивается  зима. Солнце с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель:

Развитие интереса к исследовательской творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
  2. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  3. Повышать уровень речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с родителями.
  4. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный (1 неделя)

Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки.

  • Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке».
  • Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
  • Подготовка земли, семян, места для проекта , приготовление емкостей для посадки (бросовый материал), земли.
  • Изготовление таблиц-указателей с названиями растений (датой посадки и первых всходов).

Работа с родителями

Объявление для родителей  «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».

Домашнее задание для совместной деятельности в семье:

  • Посмотреть с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огороде.
  • Составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях.
  • Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

Ожидаемые результаты:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, бесед.

 

2 ЭТАП – исследовательский (2,3 неделя).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  • познавательные занятия на тему: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища»;
  • изготовлены и внесены в развивающую среду группы дидактические игры и пособия: «Где растет в саду или огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Найди по описанию»;
  • беседа и рассматривание  натуральных образцов овощей (сравнить их по форме, цвету, размеру, вкусу).
  • Беседа о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице.
  • разучены стихи, загадки, поговорки об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
  • Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «кабачок», театрализованная сказка «Репка».

 

3 ЭТАП – заключительный (4 неделя)

Проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей:

  • Оформление выставки рисунков «От семени к ростку»  Дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок на своем подоконнике в группе.
  • Проведение детского  конкурса «Угадай название овоща».
  •  Введение выращенной зелени в детское меню.
  • Создание и оформление «Зеленой книги». Дети представили домашнее задание –рисунки  об овощах которые они любят употреблять.

 

 

 

 

Приложение 1

 

План работы с детьми и родителями по реализации

проекта «Огород на подоконнике».


 

 

Мероприятия

Цели

  1.  

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

  1.  

Беседа «Что такое огород и что на нём растёт»

Расширять кругозор детей.

  1.  

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

  1.  

Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.

  1.  

Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

  1.  

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

  1.  

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

  1.  

Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

  1.  

Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка».

  1.  

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.

Учить ухаживать за растениями.

  1.  

 Фотоотчёт для родителей.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

  1.  

Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.

  1.  

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

  1.  

Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

  1.  

Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Развивать у детей актёрские способности.

  1.  

Создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

- Создание и оформление «Зеленой книги»

Подвести итог проделанной работы.

 

 

 

 

Приложение 2
 

 

Методические материалы по теме проекта

 

Дидактическая игра: «Вершки и корешки»

Цель: Развивать мышление, речевую активность.

Ход игры:

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

 

 Дидактическая игра: «Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко

Ход игры:

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Физкультминутка «Бабушка кисель варила»

 

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) 

На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Физкультминутка «Жил один садовод»

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан. Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Физкультминутка «Вот так яблоко»

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно(Руки в стороны.) Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...