«Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников»
консультация (старшая группа)
- Разъяснить (показать, направить внимание на…) необходимость развития у дошкольников всех мыслительных процессов.
- Познакомить родителей с многообразием игр, упражнений, технических приёмов по развитию интеллектуальных способностей.
- Предложить родителям на практике ознакомиться с некоторыми упражнениями, играми, проиграть их вместе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников»
Цель мероприятия:
Привлечь внимание родителей к проблеме развития интеллектуальных способностей у дошкольников.
Задачи:
- Разъяснить (показать, направить внимание на…) необходимость развития у дошкольников всех мыслительных процессов.
- Познакомить родителей с многообразием игр, упражнений, технических приёмов по развитию интеллектуальных способностей.
- Предложить родителям на практике ознакомиться с некоторыми упражнениями, играми, проиграть их вместе с детьми.
Ход мероприятия:
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
- Развитие речи.
- Развитие интеллектуальных способностей
- Развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие мелкой моторики (движение мелких мышц кистей рук)
Давайте разберёмся, почему же некоторые дети плохо учатся, в чем причины школьной неуспеваемости, какие факторы влияют на школьную успеваемость.
Причины школьной неуспеваемости:
- Влияние среды
- Социальное окружение
- Постоянно высокий уровень тревоги
- Нарушение внимания, памяти, логического мышления
- Заниженная самооценка
- Низкая мотивация к учебе
- Неверие в возможность удачи
- Генетический фактор
Способности - это свойства личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности.
Задатки – природные предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов.
Факторы, необходимые для развития способностей:
- Полноценное использование сенситивных периодов развития.
Например, для развития музыкальных способностей таким чувствительным возрастом является возраст от 2 до 5 лет (ребенок в этом возрасте обязательно должен слушать музыку); для развития речи – возраст от рождения до 7 лет (ребенок в этом возрасте не только должен слышать речь, но должен сам активно общаться с помощью речи); для развития интеллектуальных способностей чувствительным является возраст от 3 до 12 лет. Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься.
- Высокая познавательная активность.
Для успешного развития способностей необходимо наличие у ребенка стремления учиться, узнавать новое. К сожалению, у целого ряда детей познавательная активность и познавательный интерес снижены. Во многом здесь виноваты взрослые, которые не отвечают на вопросы детей.
- Демократичная система обучения и воспитания.
- Деятельность.
Для развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать ребенку соответствующие задания и упражнения.
- Пример родителей.
Это очень важно. Если в семье любят читать, заботятся об интеллектуальном росте, то и способности ребенка развиваются быстрее.
- Приучение к чтению.
- Высокая самооценка
Именно высокая самооценка, делая ребенка уверенным в себе, позволяет ему приступать всё к новым, более сложным играм, заданиям, упражнениям, что в свою очередь, развивает его способности.
- Ситуация успеха
Это условие теснейшим образом связано с предыдущим. Ситуация успеха ведёт к росту самооценки у ребенка. Я назвала факторы, необходимые для формирования способностей, чтобы вы - родители обратили на них внимание и обеспечили оптимальные условия для развития своих детей.
Интеллектуальные способности это: восприятие, внимание, память, логическое мышление
Как я уже говорила, для развития способностей необходима деятельность, т.е. включение специальных игр, заданий и упражнений в различные виды деятельности, занятия, систематически и по лексическим темам. Мы предлагаем вам посмотреть на некоторые игры, технологии, упражнения, позволяющие развивать интеллектуальные способности. В нашей группе все эти задания мы сгруппировали по лексическим темам, систематизировали весь дидактический материал.
Я хочу вам представить дидактический материал по теме: «Птицы».
(Воспитатель показывает на слайдах дидактический материал)
Например, тема «Птицы» Дидактическая игра «Подбери по контуру». Игра на развитие внимания, восприятия. Дидактическая игра «Собери птиц» на развитие восприятия.
Коллаж «Птицы» – Мнемотехника». (развивает речь, расширяет кругозор, производится звуковой анализ слов, развивается память, внимание).
Воспитатель вместе с родителями разбирает коллаж: здесь изображены пять птиц (перелетных), просит назвать из них водоплавающих. Воспитатель просит назвать слова со звуком П. Затем коллаж переворачивается обратной стороной и родители должны по памяти назвать всё, что изображено в коллаже.
Мнемотаблица «Птицы» - развивает речь, логическое мышление, память, внимание, закрепляет знания детей о птицах, звуковой анализ слов.
Мнемотаблица разбирается так же, как коллаж и затем предлагается зарисовать её по памяти.
Д/игра «Найди 2 одинаковые птицы» (на внимание)
Развивающие игры «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат»
Выкладывание силуэтов птиц для развития мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика: «Весной птицы прилетели, звонко песенки запели».
Филлворд на тему «Птицы» (развивает внимание, закрепляет навыки чтения, обогащает словарный запас). Правила: необходимо вычеркнуть знакомые названия птиц, а из оставшихся букв сложить ещё одно название птицы.
Ч | А | В | О | Р | О | Ц | Ч | С | Ж |
В | Й | К | А | О | Н | А | И | Т | У |
А | И | С | Т | Д | А | П | Ж | Р | Р |
Р | Д | Р | О | З | О | Л | Ж | И | А |
Г | Р | А | Ч | К | Б | Я | Е | Л | В |
Г | А | Л | К | У | К | У | Ш | Ь | У |
С | Ы | Ч | А | К | У | Л | К | К | Т |
К | Л | Ё | С | Т | К | И | А | А | Й |
Чайка, ворона, дрозд, цапля, чиж, аист, сыч, стриж, журавль, грач, кукушка, утка, клёст, кулик, галка.
( ВОРОБЕЙ)
Затем воспитатель знакомит родителей с многообразием развивающих игр и пособий в группе и предлагает поиграть в некоторые из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников
Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание чувства взаимоподдер...
Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.
Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...

Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС
Программа развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на основе СИРС...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры...

Консультация для воспитателей "Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников"
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из акту...
