Система оценивания образовательных достижений
план-конспект занятия
Система оценивания образовательных достижений (методики)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг достижения детьми целевых ориентиров в процессе освоения программы «От рождения до школы» (педагогическая диагностика на основе использования методов наблюдения, беседы, опроса и анализа продуктов детской деятельности) (дети всех возрастных групп).
На основании Положения о педагогической диагностике (мониторинге) в образовательном учреждении проведена итоговая педагогическая диагностика (мониторинг) результатов освоения программного материала воспитанниками по пяти образовательным областям по общеобразовательной программе «От рождения до школы». Подведены итоги результатов трех этапов педагогической диагностики 2024–2025 учебного года: начальной, промежуточной, итоговой.
Цель педагогической диагностики (мониторинга) – изучить процесс индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста, оценить психолого-педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы в ДОО, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывающей определенные направления развития и образования (образовательные области) для:
- оптимизации образовательной работы с дошкольниками;
- решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе.
- корректировки образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста.
В качестве показателей оценки индивидуального развития ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение целевых ориентиров к концу дошкольного возраста является 100% показателем качества освоения программы ДО.
Мониторинг образовательного процесса осуществлялся в процессе отслеживания результатов освоения образовательной программы по всем образовательным областям, с ориентацией на планируемые достижения воспитанников по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) показали, что индивидуальные достижения детей, на каждом возрастном этапе, соответствуют возрастным нормам. Уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике и определяется в соответствии с возрастным контингентом воспитанников.
Результаты итоговой педагогической диагностики:
уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике;
Рекомендации для педагогов:
- Проводить работу с родителями по посещаемости детьми образовательного учреждения в течение учебного периода.
- Соблюдать двигательный режим, проводить закаливающие мероприятия, планировать беседы с детьми по формированию знаний о ЗОЖ.
- Развивать у детей интерес к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты). Для этого использовать разнообразные формы работы (развивающие игры, проектный метод, коллекционирование)
- Интересно организовывать жизнь ребенка в детском саду.
- Составить карты индивидуальные маршруты для детей с особенностями в развитии, детям с признаками одаренности.
- Планировать работу с родителями, включать их в образовательный процесс ДОУ.
- Повышать собственный уровень профессионального развития через прохождение курсов, вебинаров, онлайн – олимпиад и т.п.
- Пополнить игровые центры разнообразным дидактическим и игровым материалом.
Диагностика и оценка нервно-психического развития детей раннего возраста К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г. Голубева «Контроль за развитием детей раннего возраста» (дети средней группы, 3-4 года)
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.
Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача), средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы и родители.
Правильная и своевременная диагностика нервно-психического развития ребенка позволяет подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Оценка уровня нервно-психического развития ребенка позволяет судить о качестве окружающей среды, о характере педагогической работы и о эффективности различных лечебно-оздоровительных приемов, а также о влиянии других факторов.
Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной. В этой работе принимали участие К.Д. Губерт, М.А. Минкевич, Р.Г. Сорочек, З.С. Уварова, Е.П. Бомбардирова и другие исследователи. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования: для детей первого года жизни – Э.Л. Фрухт, для детей второго года – К.Л. Печорой, для детей третьего года жизни – Г.В. Пантюхтной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста опираются на объективное изучение закономерностей процесса развития детского организма в определенных условиях воспитания. Поэтому выделенные авторами показатели отражают оптимальный алгоритм развития, его последовательность и возрастные сроки формирования умений и уровень созревания, который должен быть достигнут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого комплекса различных факторов.
При диагностике нервно-психического развития перед ребенком ставятся определенные задачи, и это позволяет объективно оценить его способности, уровень развития, успехи и недостатки воспитательной работы и т.д. Тесты для определения уровня развития по каждому из выделенных показателей сгруппированы по следующей схеме: возраст, название линии развития, порядковый номер и наименование показателя; методы диагностики, т.е. описание ситуации и способа проверки; эталоны поведения ребенка при правильном решении каждой задачи.
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
Часть I
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | ||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение | ||
Формы | Цвета | |||
3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. | Появляются вопросы «почему?», «когда?» | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначении | Называет 4 основные цвета |
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст 3 года
1. Активная речь.
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребенка с помощью картинки.
Поведение ребенка – хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение, либо отвечает на вопрос взрослого.
2. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?».
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – хотя бы раз употребляет вопросы: «Почему?» или «Когда?».
2. Сенсорное развитие.
1. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению.
Материал – геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку–образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец.
Поведение ребенка – правильно подбирает мозаику к рисунку.
2. Называет 4 основных цвета.
Материал – 8 однотонно окрашенных предметов (по два одинаковых цвета) разной формы (например, красный шарик, красная чашка и др.).
Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует).
Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
3. Игра.
Появляются элементы ролевой игры.
Материал – разнообразные сюжетные игрушки.
1. Методика тестирования – ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
2. Методика тестирования – ситуация провоцируется. Взрослый, наблюдая за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?».
Поведение ребенка – на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
4. Конструктивная деятельность.
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал – разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка. Если занятия проходят за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу – крупный строительный материал (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).
Методика тестирования – ситуация провоцирующая, ребенку предлагают что-нибудь построить.
Поведение ребенка – делает сюжетную постройку, например, гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
5. Изобразительная деятельность.
1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
Материал – кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4 - 6 см., диаметром 1,5 - 2 см.
Методика тестирования – ситуация провоцируется. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.
Поведение ребенка – лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Материал – лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до состояния густой сметаны).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка – изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
6. Навыки.
1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда небольшая помощь может быть оказана при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Методика тестирования – ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
7. Движения.
1. Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см.
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (20 см.) для палки, на этой высоте закрепить палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Материал – палка длиной 40 см. или веревка.
Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку с места двумя ногами. Нельзя задевать палку.
Поведение ребенка – перепрыгивает через палку с места двумя ногами.
Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ.
Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Система контроля за развитием ребенка разработана в клинике профессора Н.М. Щелованова (30-ые годы), усовершенствована Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее время.
Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.
Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями.
Помимо нервно-психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Методы контроля:
- метод опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ и в дальнейшем по ходу его развития);
- метод наблюдения в группе за поведением детей;
- метод диагностики психического развития ребёнка.
Контроль (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья).
Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому возрасту).
Памятка-вопросник для оценки поведения детей
Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
- Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
- Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен; реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
- Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
- Подавленное настроение. Ребенок вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
- Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
- Засыпание. Медленное (более 10-15 минут), быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
- Характер сна. Глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
3. Длительность сна. Короткий, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Социальные связи – контактен или застенчив, дружелюбен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен и т.п.
Познавательные способности – любознателен, проявляет ко всему интерес, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво (неустойчиво) и др.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается и др.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе (дети подготовительной группы 5 – 6 лет).
Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Актуальность исследования обоснована еще и тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации.
Объект исследования – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования – методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе с помощью диагностических методик способствует повышению уровня адаптации детей к школьному обучению.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»;
3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе;
4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.
Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы статистической и графической обработки полученных результатов.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин и другие.
Теоретическая значимость определяется тем, что в данной работе освещается вопрос о соотношении компонентов психологической готовности к школе, а также проводится сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности к школе, применяемых на практике и дается качественная оценка данным методикам.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики психологической готовности дошкольников, а также для выявления уровня адаптации детей к школе.
В последнее время проблема диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовленности детей к обучению в школе.
На современном этапе развития психологической науки, психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду, адаптации к новым условиям и учебной деятельности.
Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т.А. Нежновой. «Беседа о школе»
Цель: определение особенностей мотивации к обучению в школе.
Возраст: 5-7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Инструментарий: набор вопросов, предлагающих ребенку выбор вариантов ответов.
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
- А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
- Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
- В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
Вопросы беседы | Варианты ответов | Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | А - очень хочу Б - так себе, не знаю В - не хочу | 2 1 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | А - интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б - интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В - внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала. | 2 1 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)? | А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б - приобретение формы, школьных принадлежностей. В - занятия, не относящиеся к школе | 2 1 0 |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) | А - уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б - внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В - уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе | 2 1 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? | А - занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б - дошкольные занятия: рисование, конструирование В - занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными | 2 1 0 |
Уровни оценивания.
1 уровень - 10-9 баллов сформирована школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
2 уровень - 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
3 уровень - 4-0 баллов - ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Оценка физической подготовленности дошкольников Г.А. Лескова, Н. Ноткина (дети старшей и подготовительной группы 4 – 6 лет).
Физическое воспитание дошкольника — это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций организма ребёнка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.
Целью физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение его активности и общей работоспособности.
Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Все эти задачи можно решать в комплексе только тогда, когда педагоги будут иметь данные о состоянии здоровья ребенка и степени сформированности его двигательных навыков, т.е. когда будет проведена грамотная диагностика физической подготовленности ребенка. На основе диагностики намечается план работы с детьми, индивидуальная работа, согласовываются перспективы в работе медицинского и педагогического коллектива, обслуживающего персонала.
Особенно актуальны задачи диагностики и коррекции физического и двигательного развития детей в условиях работы детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников.
Диагностика физической подготовленности дошкольников
Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):
в 3 - 4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;
в 4 - 5 лет - быстрота, выносливость, гибкость;
в 5 - 6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;
в 7 лет - ловкость и выносливость
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.
Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников?
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на физкультурных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае).
Участие в обследовании принимает воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.
В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лег); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег па 90 м (5 лет), 1 20 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
Для обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросания набивного мяча, а на спортивной площадке - для метания мешочка с песком. Медсестра заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (по состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков.
Цель обследования: выявить состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений.
Количественные показатели сравниваются со средними показателями уровня физической подготовленности детей 4-7 лет по общероссийской системе мониторинга физического развития детей.
Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания вдаль, определенные Г. Лесковой и Н Ноткиной.
Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).
Средний уровень - ребенок справляется с большей частью элементов техники (зеленый цвет).
Низкий уровень - ребенок допускает значительные ошибки (синий цвет).
Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга и иных форм контроля, проводимых организацией.
Я регулярно использую результаты мониторинга для планирования и коррекции образовательного процесса. Анализируя и обобщая результаты мониторингов, принимаю решения по коррекции образовательного процесса, планирую и организую индивидуальную работу с обучающимися, взаимодействую с родителями по ликвидации пробелов воспитанников с целью достижения более высоких результатов учебных достижений.
В качестве показателей оценки индивидуального развития ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Мониторинг образовательного процесса осуществлялся в процессе отслеживания результатов освоения образовательной программы по всем образовательным областям, с ориентацией на планируемые достижения воспитанников.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) в 2023-2024 учебном году показали, что индивидуальные достижения детей, на этом возрастном этапе (4-5 лет), соответствуют возрастным нормам. Уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике и определяется в соответствии с возрастным контингентом воспитанников.
В течение года проводится постоянное наблюдение, которое показало положительную динамику развития: уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений:
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнени...

Система оценивания образовательных достижений
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность вос...

Система оценивания образовательных достижений в Детском саду № 226 ОАО «РЖД»
Педагогический мониторинг в детском саду проводится по методическому пособию, разработанному Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса» - СПб.: ООО «Издательство ...

система оценивания образовательных достижений
мониторинг образовательных областей, конкуры, выставки...



