Что важно для развития детей в детском саду
консультация
«Мы начинаем занятие по развитию речи!» — почему воспитателям следует отказаться от этой фразы? Какой должна быть среда в группе и почему это не про «столы и стулья»? Как правильно организовать пространство, чтобы детский сад развивал детскую инициативность и самостоятельность, и как понять, что вы даете детям лучшее образование?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Больше общения, игр и инициативности. Что важно для развития детей в детском саду
«Мы начинаем занятие по развитию речи!» — почему воспитателям следует отказаться от этой фразы? Какой должна быть среда в группе и почему это не про «столы и стулья»? Как правильно организовать пространство, чтобы детский сад развивал детскую инициативность и самостоятельность, и как понять, что вы даете детям лучшее образование? Рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, эксперт фонда «Университет детства» Ольга Шиян.
Когда воспитатели отвечают на вопрос, что должно быть в детском саду для развития ребенка, они часто говорят о регулярных занятиях, дидактическом материале, режиме дня. Нередко звучит мысль, что «теперь мы работаем по ФГОС, а значит, образование стало строиться иначе».
Да, в стандарте действительно прописаны главные ценности дошкольного образования и условия, которые нужно создать в детском саду. Но сказать легче, чем сделать. Поэтому важно проанализировать, а действительно ли ФГОС реализуется на практике в каждой конкретной ситуации и относительно чего мы выстраиваем работу и оцениваем ее — ради самого стандарта или формирования необходимых в дошкольном возрасте навыков.
Есть четыре ключевых момента, на которые следует ориентироваться, чтобы выстроить грамотную работу детского сада с учетом современных тенденций. Это эмоциональное благополучие ребенка, развивающая коммуникация взрослого и детей, устройство среды и планирование жизни.
Шаг 1. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду — базовое требование. Если этого нет, остальное тоже не сработает. Если ребенку страшно идти в сад, если ему там дискомфортно — это гораздо более значимый фактор, чем грамотно устроенная предметная среда, все развивающие занятия, которые придумает взрослый.
Когда ребенок приходит в детский сад, он должен чувствовать себя в безопасности, ощущать, что он хороший, быть уверенным, что ему помогут, когда плохо, и поддержат, когда что-то интересно попробовать.
Шаг 2. Наладить коммуникацию воспитателей и детей
Работа в детском саду выстроена зачастую так, что большая часть общения воспитателя с детьми ведется вокруг выполнения правил — помыл ли руки, готов ли к занятию. Это важно, но наши исследования показывают, что в течение дня педагог недостаточно времени разговаривает с детьми, ведет диалог, задает вопросы, которые вызывают дискуссию. Такая коммуникация развивает речь, мышление и воображение ребенка, но именно на нее не хватает сил и времени. Одна из причин — часто воспитатель один взаимодействует с группой из 20-25 детей. Другая заключается в том, что вести обсуждение, задавать вопросы и вызывать интерес у детей — непростая задача, не все умеют это делать.
Шаг 3. Организовать предметно-пространственную среду
К организации пространства в детском саду нужно подходить исходя из того, помогает ли оно развивать у детей самостоятельность и инициативность.
В традиционном детском саду дизайн группы часто выглядит так — ковер для игр в центре и мебель, вытянутая по периметру. В таком пространстве ребенку сложно построить что-то, чтобы кто-то другой это не разрушил, и найти себе занятие по интересам. Ведь все материалы — краски, конструкторы, обычно лежат в шкафчиках, двери которых закрыты, а открыть их может только взрослый.
Воспитатели объясняют ситуацию так: «У нас же есть занятия, там дети все необходимое получают». Но современные исследования и практики показывают, что этого совершенно недостаточно. Для ребенка важно, чтобы у него было много возможностей для деятельности по своему замыслу с большим количеством материалов, а также при поддержке взрослого. Поэтому материалы следует размещать в свободном доступе, что предполагает хранение на открытых полках, обустроенных зонах для разного типа предметов — кубиков, инструментов для рисования и так далее.
Насыщенная окружающая среда — это не про столы и стулья, «золотые унитазы» и дорогие игрушки. Коробки, втулки, неструктурированный материал — то, что мы мало встречаем в группах, но именно эти вещи и способствуют детскому развитию. Кроме того, нужно много автодидактичных пособий — чтобы дети «залипали», чтобы игры их провоцировали на это.
Шаг 4. Планировать с учетом детских интересов
Современное представление о планировании в детском саду очень завязано на детские интересы. Это вовсе не означает, что дети делают, что хотят, и нет никакого плана работы. Но важно при планировании ориентироваться на те проблемные ситуации, которые возникают в группе, на то, что значимо для детей. Также можно обсуждать планы вместе с детьми — такую практику уже применяют в некоторых детских садах. Но, в целом, планирование с учетом детских интересов пока еще остается редкостью.
«Сейчас у нас будет занятие по развитию речи!», — так до сих пор говорят воспитатели детям. Занятия, безусловно, важны, педагог расставляет на них образовательные акценты. Но если рассматривать занятия как главное пространство образования и развития, то это перестает соответствовать дошкольному возрасту.
Для дошкольника принципиально важна свободная деятельность, и нужно, чтобы на нее было время. Только если мы думаем, что свободная деятельность — это ситуации, когда дети предоставлены сами себе, а взрослый в этом не участвует, то вряд ли это будет стимулировать развитие. Роль взрослого велика, но главное — как он участвует. Взрослый может провоцировать, «подбрасывать» предметы, которые будут инициировать игру или конструирование. И принципиально важно, что это деятельность идет по детскому замыслу, который взрослый помогает развернуть.
Что же касается детской речи, то для ее развития нужны такие события и ситуации, в которых у детей есть потребность поделиться с другим, обсудить проблему.
Современное дошкольное образование, которое помогает детям стать самостоятельными и инициативными, научиться задавать вопросы и разворачивать сложную игру — лучшая подготовка к школе. Уточню — к школе, которая ориентирована на развитие учебной самостоятельности детей.
Ольга Шиян
Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, эксперт фонда «Университет детства»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медико-педагогический контроль физического развития детей в детском саду
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребёнка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно...

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. ...

Диагностика физического развития детей в детском саду.
Диагностиа физического развития детей помогает инструктору планировать индивидуальную работу с детьми и вносить коррективы в образовательный процесс....

статья "Социально-коммуникативное развитие детей в детском саду"
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является ...

Музыкальное воспитание детей. Творческое развитие детей в детском саду
Музыкальное воспитание детей. Творческое развитие детей в детском саду...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Важные моменты музыкального развития детей в детском саду
Консультация для педагогов. В данном материале изложена важность, уникальность и эффективность музыкального развития дошкольников. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям, ...
