Важные моменты музыкального развития детей в детском саду
консультация

Гудилина Кира Алексеевна

Консультация для педагогов. В данном материале изложена важность, уникальность и эффективность музыкального развития дошкольников. Материал может быть полезен воспитателям, музыкальным руководителям, родителям, педагогам начального и дополнительного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Важные моменты музыкального развития детей в детском саду

                                     Консультация для педагогов

                Не нужно доказывать, что созданная в России за последние десятилетия система художественно-творческого, музыкального развития ребёнка уникальна и эффективна. Нам, современникам, необходимо сохранять и продолжать прекрасное наследие Н.А.Ветлугиной, Т.С.Бабаджан, Т.Вилькорейской и других. Однако, в настоящее время резко меняются условия, запросы родителей, а иногда и администрации детского сада, желающих в первую очередь видеть детей участниками ярких шоу.

                Сегодня основная проблема заключается в том, чтобы в момент модернизации дошкольного образования и введения предшкольного обучения детей не забыли о том, что музыкальное воспитание направлено, прежде всего, не на шоу, а на развитие базовых качеств личности. Решение таких важнейших задач, как развитие у детей эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, памяти, подвижности нервных процессов, творческого воображения и фантазии, речи и движения, происходит в процессе увлекательных для ребёнка видов деятельности – музыкальной, художественной, театральной, игровой. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы детей с пяти лет сажали за парты и учили писать, читать и считать. В 5-7 лет ребёнку необходимо, прежде всего, играть, и, следовательно, учение возможно только с «увлечением». А что может быть полезнее, чем занятия музыкой, ритмикой, танцами, театрализованными играми? Ведь для ребёнка важно попробовать себя в каждом виде деятельности, приобрести собственный чувственный опыт и проявить свои склонности и способности.

                  Какова общая цель воспитания и развития ребёнка? Понятно, что все стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой самореализации. Ведь этот сложный «посыл» закладывается в раннем и дошкольном детстве в семье, а также в детском саду и далее в школе. Однако маленький ребёнок уже наделён от природы этим удивительным даром - радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых и обыденных вещей: от того, что светит солнышко или идёт снег, от игры, от весёлой песенки, сказки и т.д. Поэтому так важно сделать сам процесс пребывания в детском саду радостным, наполненным яркими событиями и праздниками. И главное условие – это творческое взаимодействие детей и взрослых, атмосфера любви и добра, увлечённость интересными делами.              

            Продолжу разговор о значении отдельных видов музыкальной деятельности и начну с базового, основного – восприятия музыки: воспитание любви и интереса к музыке, потребности в её слушании – приоритетная задача этого вида музыкальной деятельности.

 Формирование у дошкольников способности к восприятию музыки имеет огромное значение,  как для их общего психического развития, так и для развития музыкальных способностей, развивает музыкальный вкус, обогащает музыкально-слуховой опыт, расширяет музыкальный кругозор детей.

                Другая базовая проблема, без которой сложно вырастить ребёнка счастливым - это проблема психического и физического здоровья. Не секрет, что в наш цивилизованный век эта проблема наиболее острая. Как же обойтись в программе по подготовке детей к школе без занятий пением? Ведь пение развивает дыхание и речь. Без искреннего желания научиться петь все усилия педагога в этом направлении будут напрасными. Ведь голос – это не только инструмент жизнедеятельности, не только замечательный музыкальный инструмент, но это ещё и показатель психического и физического здоровья человека.

                   

                                                             

                 Все виды музыкальной деятельности воспитывают слуховое внимание, развивают способность слышать и слушать, запоминать, понимать звук, слово. А без этого невозможно научить ребёнка говорить, общаться, выражать свои мысли и чувства.

                  Занятия ритмикой, танцами развивают у детей мелкую моторику, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, воспитывают выносливость, способность к ориентировке в пространстве, умение понимать «схему» танца и следовать ей. Это очень сложные навыки, формируются они постепенно и закладывают те способности, которые будут востребованы в будущем, например, при вождении автомобиля. Кстати, навыки

вождения транспорта требуют и таких качеств, как быстрота реакции, сообразительность, координация движений, а также развитых зрительных функций: бинокулярного и периферического зрения, глазомера и т.д. Эти доводы необходимо приводить для родителей тех мальчиков, у которых нет способностей и желания заниматься танцами и ритмикой. Именно таким детям в первую очередь необходимы занятия музыкальным движением (а для этого нужно найти подход к каждому ребёнку, суметь чем-то заинтересовать и увлечь)

              Занятия музыкальным движением развивают не только художественно - творческие умения, но и способности к математике: такие понятия, как количественный и порядковый счёт, «чётный-нечётный», постоянно тренируются в процессе танцев. Занятия музыкальным движением  развивают образное, ассоциативное мышление, поскольку музыка способствует созданию новых образов, воплощённых в пластике. В творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая точные определения, сравнения.

              Обсуждение с детьми музыкально-пластических образов развивает не только фантазию, но и речь, умение пользоваться словами-эпитетами, способность описывать в словах воображаемые образы. Важно ещё и то, что дети усваивают новые слова в процессе движения, игры, собственных практических действий, и таким образом их чувственный опыт закрепляется в слове. Если при этом ещё заниматься изобразительной деятельностью, то воображаемые картины, навеянные звучанием музыки и выразительным движением, воплотятся в красках и линиях, бумаге и пластилине.

             Все виды музыкально-художественной деятельности развивают зрение, особенно занятия ритмикой. Действительно, дети в процессе исполнения самых простых плясок должны соблюдать одинаковые расстояния между парами, равняться в шеренгах, рассчитывать движения, чтобы точно под музыку выполнить разнообразные перестроения. В процессе танца дети следят за движениями рук, что тренирует глазные мышцы, развивает прослеживающую функцию взгляда, развивается и боковое (периферическое) зрение.

          Таким образом, музыкальные занятия имеют ещё и коррекционную направленность, особенно для детей с нарушениями слуха и зрения.

           И наконец, музыкальное воспитание, и основные его формы создают условия, при которых ребёнок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Первые успешные выступления детей на праздничных утренниках, как правило, доставляют дошкольникам много радостных эмоций и запоминаются надолго. Все базовые способности, определяющие «школьную зрелость» или «готовность к обучению в школе», можно развивать на музыкальных занятиях, причём в комфортных для ребёнка условиях.  

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Музыкальная палитра, № 3, 2006  
  2. Музыкальная палитра, № 5, 2006
  3. Музыкальная палитра, № 6, 2006
  4. Музыкальная палитра, № 2, 2007
  5. Музыкальный руководитель, № 5, 2009          

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

Музыкальное воспитание детей. Творческое развитие детей в детском саду

Музыкальное воспитание детей. Творческое развитие детей в детском саду...

Музыкальное развитие детей в детском саду

Родителей знакомят с системой музыкального воспитания в детском саду...

Консультация для родителей по музыкальному развитию детей в детском саду.

Консультация для родителей по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Мы танцуем и поём — вместе весело живём"...

Современная тенденция развития музыкального творчества детей в детском саду.

Современной тенденцией развития музыкального творчества детей, подростков, молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения ...

Важные моменты при подготовке ребенка к детскому саду

Вашему ребенку исполнилось 2-3 года, у вас появилось желание отдать ребенка в детский сад. Как сделать так, чтобы период привыкания к новым условиям стал как можно короче и менее травматичным для всех...