Формирование у детей нравственно патриотических качеств при помощи углубленного знакомства с праздником народного единства (конультация для педагогов)
консультация
консультация для педагогов посвященная 4 ноября
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад №124
Консультация для воспитателей ДОУ
«Формирование у детей нравственно-патриотических качеств при помощи углубленного знакомства с праздником народного единства»
Воспитатель:
Коршунова Д.И.
Калининград, 2024г.
Девиз:
«Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!»
Актуальность проблемы:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание нравственно-патриотических качеств у детей. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
День народного единства - это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия, а особенно в наше время.
В детском саду празднование этого праздника способствует:
1. Формированию патриотических чувств и гордости за свою Родину. День народного единства предоставляет возможность погрузиться в историческое прошлое России и рассказать детям о важных событиях, которые объединили нашу страну.
2. Формированию толерантного отношения к разнообразию национальностей народов России. В День народного единства можно обсудить с детьми, как разные народы и культуры существуют в России как важно уважать их традиции и обычаи.
3. Сближению семьи и общества. Отмечая День народного единства в детском саду, можно также вовлечь родителей и семьи детей в этот процесс.
4. Формированию гражданской позиции. Участие в праздновании Дня народного единства помогает детям начать формировать свою гражданскую идентичность.
Задачи ознакомления с данным праздником и историей его возникновения в дошкольном учреждении решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Воспитателю следует использовать различные средства и методы.
В процессе углубленного ознакомления с праздником народного единства воспитатель может столкнуться со следующими затруднениями:
- Во-первых, возникает противоречие между сложностью исторических событий, которые отмечаются в этот день, и способностью маленьких детей их понимать. Для решения этой проблемы, педагоги должны находить креативные способы объяснения исторических аспектов праздника, делая информацию более доступной и увлекательной через игры, рассказы и визуальные материалы.
- Во-вторых, воспитатели сталкиваются с задачей поддержания принципов толерантности и уважения к культурному многообразию, когда дети начинают обсуждать национальные темы. Важно создать атмосферу, в которой дети могут свободно задавать вопросы о различных народах и культурах, а также понимать, что разнообразие - это что-то ценное и интересное.
Таким образом, преодоление данных затруднений включает в себя создание адаптированных методов обучения и информационной работы для детей, а также поощрение диалога и толерантности в группе. Это позволяет детям насладиться праздником, понимая его историческое значение и уважая многообразие национальных культур.
Чтобы достичь поставленной цели перед воспитателем стоят следующие задачи:
- Познакомить с историей праздника «День народного единства». - Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна. - Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям. - Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. - Воспитывать чувство гордости за силу России, уважения к защитникам нашей Родины, к национальным героям. - Воспитание у детей чувства патриотизма, толерантность к людям разных национальностей через чтение художественной литературы. - Привлечь родителей к участию в мероприятиях группы. Формы организации деятельности детей. 1. НОД. На занятиях знакомим детей с особенностями внешнего вида народных костюмов. Воспитываем интерес и уважение к народной культуре. Приобщаем детей к народным играм, закрепляем представления о предметах быта. Широко используем приёмы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Помогаем детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту русского костюма и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку. Рассматриваем иллюстрации, где герои сказок в народных костюмах. Разучиваем пословицы о труде, о дружбе, стихи о Родине. Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваемся, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. 2. Проектная деятельность. 3. Экскурсии. 4. Проведение народных музыкально – игровых праздников. Благодаря которым дети могут полюбоваться национальными костюмами, послушать, как звучат народные музыкальные инструменты, разучить национальный танец. 5. Продуктивная деятельность. Дети работают в творческой мастерской. Рассматриваем иллюстрации, кукол в национальных костюмах, знакомимся с орнаментами, украшаем костюмы, (аппликация, рисование). 6. Решение проблемных ситуаций. 7. Народные и дидактические игры: «Старинное - не старинное», «Отбери нужное», «Платочек» (музыкальная, хороводная игра), «Чем мы похожи». 8. Познавательные беседы: «Моя семья», «Мы все разные, но мы все равны», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия». 9. Чтение художественной литературы, разных национальных сказок. Сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения (например, русская народная сказка «Кот и лиса», удмуртская народная сказка «Котофей Иванович» и татарская народная сказка «Котан Иванович»; «Коза и волк» (татарская) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Коза и овца» (татарская) и «Коза, баран и семья волков» (чувашская); «Петух и курица» (удмуртская) и «Кочеток и курочка» (русская); «Солдатский топор» (татарская) и «Щи из топора» (русская) и другие). Произведения устного народного фольклора является уникальным по своей всесторонности средствами формирования личности ребёнка, когда открывается естественное взращивание в нём лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу и уважения к другим. Основная работа по теме проходит в совместной деятельности воспитателя и детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие нравственно-патриотических качеств личности в процессе знакомства с традициями русского народа»
Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию....
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через знакомство с малой Родиной»
Проект реализован в средней группе «Подсолнушки»...

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностя
Исследовательская работа выполнена по итогам реализации в ДОО регионального проекта "Приамурье мое". В работе отражена ее актуальность, этапы реализации проекта, полученные результаты....

План мероприятия по формированию у дошкольников нравственно – патриотических качеств
План мероприятия по формированию у дошкольников нравственно – патриотических качеств...

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики
Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики...

«Формирование у детей нравственных общечеловеческих качеств, таких как доброта, понимание, толерантность в ходе режимных моментов», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет №4 «Нравственно -эстетическое воспитание в различных видах детской деятельности». МАДОУ д/с № 22, г. Долгопрудный, 14.01.2019г....

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию в разновозрастной средней/младшей группе «День народного единства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»городского округа СтупиноМосковской области Краткосрочный проект по нравственно патриотическому в...
