Формирование у детей нравственно патриотических качеств при помощи углубленного знакомства с праздником народного единства (конультация для педагогов)
консультация

Коршунова Диана Игоревна

консультация для педагогов посвященная 4 ноября

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад №124

Консультация для воспитателей ДОУ

«Формирование у детей нравственно-патриотических качеств при помощи углубленного знакомства с праздником народного единства»

Воспитатель:

Коршунова Д.И.

Калининград, 2024г.

Девиз:

«Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!»

Актуальность проблемы:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание нравственно-патриотических качеств у детей. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

День народного единства - это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия, а особенно в наше время.

В детском саду празднование этого праздника способствует:

1. Формированию патриотических чувств и гордости за свою Родину. День народного единства предоставляет возможность погрузиться в историческое прошлое России и рассказать детям о важных событиях, которые объединили нашу страну.

2. Формированию толерантного отношения к разнообразию национальностей народов России. В День народного единства можно обсудить с детьми, как разные народы и культуры существуют в России как важно уважать их традиции и обычаи.

3. Сближению семьи и общества. Отмечая День народного единства в детском саду, можно также вовлечь родителей и семьи детей в этот процесс.

4. Формированию гражданской позиции. Участие в праздновании Дня народного единства помогает детям начать формировать свою гражданскую идентичность.

Задачи ознакомления с данным праздником и историей его возникновения в дошкольном учреждении решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Воспитателю следует использовать различные средства и методы.

В процессе углубленного ознакомления с праздником народного единства воспитатель может столкнуться со следующими затруднениями:

- Во-первых, возникает противоречие между сложностью исторических событий, которые отмечаются в этот день, и способностью маленьких детей их понимать. Для решения этой проблемы, педагоги должны находить креативные способы объяснения исторических аспектов праздника, делая информацию более доступной и увлекательной через игры, рассказы и визуальные материалы.

- Во-вторых, воспитатели сталкиваются с задачей поддержания принципов толерантности и уважения к культурному многообразию, когда дети начинают обсуждать национальные темы. Важно создать атмосферу, в которой дети могут свободно задавать вопросы о различных народах и культурах, а также понимать, что разнообразие - это что-то ценное и интересное.

Таким образом, преодоление данных затруднений включает в себя создание адаптированных методов обучения и информационной работы для детей, а также поощрение диалога и толерантности в группе. Это позволяет детям насладиться праздником, понимая его историческое значение и уважая многообразие национальных культур.

Чтобы достичь поставленной цели перед воспитателем стоят следующие задачи:

- Познакомить с историей праздника «День народного единства».

- Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна.

- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.

- Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

- Воспитывать чувство гордости за силу России, уважения к защитникам нашей Родины, к национальным героям.

- Воспитание у детей чувства патриотизма, толерантность к людям разных национальностей через чтение художественной литературы.

- Привлечь родителей к участию в мероприятиях группы.

Формы организации деятельности детей.

1. НОД. На занятиях знакомим детей с особенностями внешнего вида народных костюмов. Воспитываем интерес и уважение к народной культуре. Приобщаем детей к народным играм, закрепляем представления о предметах быта. Широко используем приёмы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Помогаем детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту русского костюма и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку.

Рассматриваем иллюстрации, где герои сказок в народных костюмах. Разучиваем пословицы о труде, о дружбе, стихи о Родине.

Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваемся, чтобы каждый ребёнок участвовал в работе. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Проведение народных музыкально – игровых праздников. Благодаря которым дети могут полюбоваться национальными костюмами, послушать, как звучат народные музыкальные инструменты, разучить национальный танец.

5. Продуктивная деятельность. Дети работают в творческой мастерской. Рассматриваем иллюстрации, кукол в национальных костюмах, знакомимся с орнаментами, украшаем костюмы, (аппликация, рисование).

6. Решение проблемных ситуаций.

7. Народные и дидактические игры: «Старинное - не старинное», «Отбери нужное», «Платочек» (музыкальная, хороводная игра), «Чем мы похожи».

8. Познавательные беседы: «Моя семья», «Мы все разные, но мы все равны», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия».

9. Чтение художественной литературы, разных национальных сказок.

Сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения (например, русская народная сказка «Кот и лиса», удмуртская народная сказка «Котофей Иванович» и татарская народная сказка «Котан Иванович»; «Коза и волк» (татарская) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Коза и овца» (татарская) и «Коза, баран и семья волков» (чувашская); «Петух и курица» (удмуртская) и «Кочеток и курочка» (русская); «Солдатский топор» (татарская) и «Щи из топора» (русская) и другие).

Произведения устного народного фольклора является уникальным по своей всесторонности средствами формирования личности ребёнка, когда открывается естественное взращивание в нём лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу и уважения к другим.

Основная работа по теме проходит в совместной деятельности воспитателя и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к историческому наследию родного края, его национальным традициям, культурным и этническим особенностя

Исследовательская работа выполнена по итогам реализации в ДОО регионального проекта "Приамурье мое". В работе отражена ее актуальность, этапы реализации проекта, полученные результаты....

План мероприятия по формированию у дошкольников нравственно – патриотических качеств

План мероприятия по формированию у дошкольников нравственно – патриотических качеств...

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики...

«Формирование у детей нравственных общечеловеческих качеств, таких как доброта, понимание, толерантность в ходе режимных моментов», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет №4 «Нравственно -эстетическое воспитание в различных видах детской деятельности». МАДОУ д/с № 22, г. Долгопрудный, 14.01.2019г....

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию в разновозрастной средней/младшей группе «День народного единства»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»городского округа СтупиноМосковской области  Краткосрочный проект по нравственно патриотическому в...