Система работы старшего воспитателя в качестве наставника
статья
В дошкольной организации руководителем-куратором наставничества, как правило, является старший воспитатель. Когда молодой специалист приходит в дошкольное учреждение, первый, кто ему оказывает методическую поддержку - это старший воспитатель. И не только ему, но и наставнику, который в дальнейшем будет работать с молодым педагогом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы старшего воспитателя в качестве наставника
В дошкольной организации руководителем-куратором наставничества, как правило, является старший воспитатель. Когда молодой специалист приходит в дошкольное учреждение, первый, кто ему оказывает методическую поддержку - это старший воспитатель. И не только ему, но и наставнику, который в дальнейшем будет
работать с молодым педагогом.
Хоть наставник и является опытным педагогом, ему всё же необходима эмоциональная и профессиональная поддержка, поэтому куратор на протяжении всего периода наставничества поддерживает наставника, консультирует его.
Особенно важно замотивировать наставников на эффективную работу:
- Закрепление уважаемого статуса «наставник».
- Создание здоровой атмосферы в педагогическом коллективе.
- Денежное вознаграждение за наставничество.
- Возможность тиражирования авторского наставнического опыта и практики.
- Повышение квалификации на образовательных площадках.
Непосредственно ответственность за качество работы наставников несет куратор. Он на протяжении всего периода, ведёт сопровождение, как наставника, так и наставляемого, используя всевозможные формы работы.
Откуда же берутся наставники? А берутся они из банка наставников, который формируется куратором совместно с администрацией ДОО из числа опытных педагогов. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки педагога, коммуникативные навыки, опыт воспитательной и методической работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, способность и готовность делиться профессиональным опытом.
Когда в коллектив приходит молодой педагог, начинается подбор кандидатуры наставника из банка наставников, который мог бы качественно, на протяжении всего периода, работать в тандеме «педагог-педагог». Чаще - это «воспитатель-воспитатель». И первое, что проводится с предполагаемым наставником – собеседование или обучение. Такие формы работы помогают познакомиться педагогу с обязанностями наставника, ответственностью, документацией, которую должен будет вести она протяжении всего периода, обсуждаются возможные форматы взаимодействия с молодым педагогом, сроки, регламент, планируемые результаты.
Во время собеседования с куратором наставник знакомится с анкетными данными будущего подопечного.
При первой встрече наставника с наставляемым проходит знакомство двух педагогов, обсуждаются обоюдные запросы и возможности. И, если обоих педагогов устраивают все условия, закрепляется пара «наставник и наставляемый». Назначение наставника является только добровольным. Издается приказ заведующего о назначении наставника.
Сопровождение куратором наставника осуществляется на протяжении всего периода. Для этого применяются разнообразные формы работы:
- Консультации на тему использования активных форм и методов обучения педагогов.
- Индивидуальные консультации по запросу.
- Тренинги, семинары-практикумы, направленные на составление планов с начинающими специалистами, портфолио, отчётов, конспектов, открытых мероприятий.
- Организация работы по самообразованию, составлению плана взаимного посещения занятий педагогами ДОУ.
- Информирование о предстоящих городских мероприятиях.
- Оказание методической помощи в создании наставником собственных разработок в подготовке выступлений на семинарах, в подготовке открытых занятий.
- Оказание помощи для участия в конкурсах профессионального мастерства.
- В обобщении систематизации опыта, написании статей.
- В подготовке к аттестации.
- Поощрение за успехи.
- Материальное стимулирование.
Далее рассмотрим некоторые формы работы старшего воспитателя (куратора) с молодым специалистом.
Работа с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, а затем собеседования, где начинающий педагог указывает свои трудности, проблемы в работе.
Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательной деятельности.
На семинарах – практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
«Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
Составление «Портфолио» –позволяет накапливать индивидуальные образовательные достижения, стимулирует к саморазвитию, помогает освоить технологию работы с портфолио.
В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Используются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики.
Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением представленного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательной деятельности.
Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.
Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизироватьприобретённыезнанияизразличныхисточниковсучетоминтересов и склонностей каждого конкретного человека.
В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.
Наглядная педагогическая пропаганда позволяет показать воспитательно-образовательную деятельность, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию.
Конкурсы. Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагаетвозможностьоцениватьрезультатыпутемсравнениясвоихспособностей с другими.
В настоящее время наблюдается тенденция, которая проявляет себя в том, что молодые педагоги сами могут стимулировать у опытных коллег стремление к экспериментированию, внедрению инноваций, к повышению педагогической компетентности. Это связано с тем, что молодежь получает современное педагогическое образование, многие приходят уже с заделом новых педагогических технологий. Таким образом, получается процесс взаимообогащения молодых педагогов и наставников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.
Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...
Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время...

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами"
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости....

"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.
Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...

Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом дл...

Презентация «Система работы старшего воспитателя с педагогами в адаптационный период»
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптация является активным процессом приводящим к:•Позитивным результатам (адаптированнос...

СИСТЕМА РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В КАЧЕСТВЕ НАСТАВНИКА
Описывается система работы старшего воспитателя в качестве наставника: создание условий для молодого педагога, чтобы его профессиональное становление прошло «безболезненно» и «...
- Мне нравится (1)
