Перспективный план по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)

Назаралиева Стелла Рамизовна

Актуальность.

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

        Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 

    Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                    Детский сад №4 «Морозко»

Перспективный план по самообразованию

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

                                 

         

                                                                                                   

                                                                                           

                                                                                          Воспитатель: Назаралиева С.Р.

                                                                                                                             

                                                   

г. Мегион

                                                                                           

   

     Актуальность.

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

        Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». 

    Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

 

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

 Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности посредством  развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. 

 Задачи для педагога:

• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;

• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создать предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;

• приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности.

 Задачи для детей:

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

          Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• умение проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• умение передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

•  умение взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• умение выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Длительность работы  осуществляется в три этапа.

                          1 этап –  теоретический, подготовительный.

               Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Тема

Алгоритм работы

Дата (месяц)

Изучение и анализ передового опыта педагогов и психологов, методической литературы по развитию речи у детей  дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Изучение и подбор методической, педагогической и психологической литературы

Сентябрь

Разработка методических материалов

Составление конспектов НОД, праздников, театральных представлений, оформление папок передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

Октябрь

Разработка диагностического инструментария к материалу

Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речи и творческих способностей у детей.

Октябрь

Создание соответствующей предметно – развивающей среды

Пополнение  театрального уголка,  литературных произведений.

Ноябрь

2 этап – практический

Цель: выявление уровня развития речи у детей (методики, диагностики, тесты).  

Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД).

Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания).

 Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы).

1 блок – работа с детьми

                             

Тема

Алгоритм работы

     Итог работы

    Дата (месяц)

Беседа «Что такое театр?»

Презентация  «Театральная азбука»

Мимические упражнения.

Жесты. Этюды на выразительность жестов.

Проведение беседы и упражнений по театральной деятельности

Октябрь

Рассказ об особенностях настольного театра.

Подбор кукол, атрибутов.

Показ способов действия с куклами настольного театра.

Рассматривание кукол для настольного театра

Ноябрь

Беседа «Теневой театр»

Разыгрывание сказки  теневого театра «Лиса, заяц и петух», внутри группы.

Создание папки передвижки «Мы артисты»

Изготовление кукол, атрибутов.

Показ сказки внутри группы

Декабрь

Театрализованные игры для развития творческих способностей

Картотека театрализованных игр

Проведение игр

Январь

Инсценировка сказки: «Дорога к теремку».

Конспект НОД. Работа над образом, ролью.

Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев.

Работа над развитием речи через театральную деятельность.

Упражнения на развитие дикции, эмоциональности.

Показ сказки «Дорога к теремку»

Февраль

Беседа «Кукольный театр.

Рисуем, лепим «Мой любимый сказочный герой».

Выставка рисунков «Сказка глазами детей».

Показ способов действия  кукольного театра.

Выставка рисунков

Март

Разыгрывание сказок при помощи кукольного театра:

«Заюшкина избушка».

Показ сказки  при помощи кукольного театра:

«Заюшкина избушка» детям средней группы.

Подбор кукол, атрибутов.

Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки кукольного театра, беседа об образе,  музыкального характера героев.

Работа над развитием речи через театральную деятельность.

Упражнения на развитие дикции, эмоциональности

Показ сказки при помощи кукольного театра

Апрель

Итоговая диагностика.

Рисование «Вспоминая театр»

Создание фотовыставки «Мы артисты».

Фото выставка

Май

                                          2 блок – работа с родителями

Тема

Алгоритм работы

     Итог работы

   Дата (месяц)

Анкетирование «Театрализованная деятельность дошкольников».

Анкетирование

Сентябрь

Консультации «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности.

Помощь родителей в изготовлении различных видов театров, лэпбуков.

Консультация

Лэпбуки

Октябрь

Привлечение к изготовлению атрибутики и изготовление костюмов к театрализованной постановке.

Помощь в заучивании ролей.

Открытый показ   театрального представления.

Привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов и костюмов для театрализованной постановки.

Показ театрального представления «Заюшкина избушка»

Ноябрь

Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Рекомендации для родителей по воспитанию у ребенка культурных навыков, посещение театров, кинотеатров.

Памятка для родителей

«Воспитание у ребенка культурных навыков, посещение театров, кинотеатров»

Посещение культурных мероприятий.

Памятка

Декабрь

Анкетирование «Театр и дети».

Консультация «Как посредством театрализации раскрыть ребенка»

Консультация для родителей

Анкетирование

Консультация

Январь

Рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома.

Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр».

Памятка для родителей «Театрализованные игры-путь к детскому творчеству»

Памятка

Февраль

Консультация «Театр своими руками».

Консультация для родителей

Консультация

Март

Брифинг для родителей на тему: «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинения сказок»

Помощь в заучивании ролей.

Апрель

Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду».

Фотовыставка

Фотовыставка

Май

     

                                   3 блок – работа с педагогами

Тема

Алгоритм работы

Итог работы

Дата (месяц)

«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов

Консультация

Ноябрь

«Театрализованные игры. Подходы к их классификации и методика организации»

Консультация для педагогов

Консультация

Февраль

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Выступление на педагогическом совете.

Доклад

Май

                                       3 этап – завершающий

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы. Эффективность проведенных мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста (мониторинг).

Тема

         Алгоритм работы

    Итог работы

  Дата (месяц)

Динамика развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности.

Мониторинг качества развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности.

Мониторинг

Май

Эффективность проведённых мероприятий с использованием театрализованной деятельности.

Выступление о проделанной работе

Выступление на городском методическом объединении «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Выступление на педагогическом совете МАДОУ  д\сад №4 «Морозко».

Февраль

Май

Список литературы

  1. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
  2. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
  3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
  6. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
  7. Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  8. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
  9. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
  10. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС,Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
  11. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
  12. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....

План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».

Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность».

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Развитие связной речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность» обусловлена тем, что театрализованная деятельно...

Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...

План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности" подг.гр.

Работа по данной теме позволяет научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить театр....