Перспективный план по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)
Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Морозко»
Перспективный план по самообразованию
«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Воспитатель: Назаралиева С.Р.
г. Мегион
Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности посредством развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи для педагога:
• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;
• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создать предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
• приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• умение проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• умение передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• умение взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• умение выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Длительность работы осуществляется в три этапа.
1 этап – теоретический, подготовительный.
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тема | Алгоритм работы | Дата (месяц) |
Изучение и анализ передового опыта педагогов и психологов, методической литературы по развитию речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. | Изучение и подбор методической, педагогической и психологической литературы | Сентябрь |
Разработка методических материалов | Составление конспектов НОД, праздников, театральных представлений, оформление папок передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами | Октябрь |
Разработка диагностического инструментария к материалу | Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речи и творческих способностей у детей. | Октябрь |
Создание соответствующей предметно – развивающей среды | Пополнение театрального уголка, литературных произведений. | Ноябрь |
2 этап – практический
Цель: выявление уровня развития речи у детей (методики, диагностики, тесты).
Работа с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности (через разные виды деятельности, НОД).
Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, беседы, родительские собрания).
Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы).
1 блок – работа с детьми
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) | |
Беседа «Что такое театр?» Презентация «Театральная азбука» Мимические упражнения.
| Проведение беседы и упражнений по театральной деятельности | Октябрь | ||
Рассказ об особенностях настольного театра. | Подбор кукол, атрибутов. Показ способов действия с куклами настольного театра. | Рассматривание кукол для настольного театра | Ноябрь | |
Беседа «Теневой театр» Разыгрывание сказки теневого театра «Лиса, заяц и петух», внутри группы. Создание папки передвижки «Мы артисты» | Изготовление кукол, атрибутов. | Показ сказки внутри группы | Декабрь | |
Театрализованные игры для развития творческих способностей | Картотека театрализованных игр | Проведение игр | Январь | |
Инсценировка сказки: «Дорога к теремку». | Конспект НОД. Работа над образом, ролью. Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. | Показ сказки «Дорога к теремку» | Февраль | |
Беседа «Кукольный театр. Рисуем, лепим «Мой любимый сказочный герой». Выставка рисунков «Сказка глазами детей». | Показ способов действия кукольного театра. | Выставка рисунков | Март | |
Разыгрывание сказок при помощи кукольного театра: «Заюшкина избушка». Показ сказки при помощи кукольного театра: «Заюшкина избушка» детям средней группы. | Подбор кукол, атрибутов. Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки кукольного театра, беседа об образе, музыкального характера героев. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности | Показ сказки при помощи кукольного театра | Апрель | |
Итоговая диагностика. Рисование «Вспоминая театр» Создание фотовыставки «Мы артисты». | Фото выставка | Май |
2 блок – работа с родителями
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
Анкетирование «Театрализованная деятельность дошкольников». | Анкетирование | Сентябрь | |
Консультации «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Пополнение и оснащение центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности. | Помощь родителей в изготовлении различных видов театров, лэпбуков. | Консультация Лэпбуки | Октябрь |
Привлечение к изготовлению атрибутики и изготовление костюмов к театрализованной постановке. Помощь в заучивании ролей. Открытый показ театрального представления. | Привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов и костюмов для театрализованной постановки. | Показ театрального представления «Заюшкина избушка» | Ноябрь |
Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий. Рекомендации для родителей по воспитанию у ребенка культурных навыков, посещение театров, кинотеатров. | Памятка для родителей «Воспитание у ребенка культурных навыков, посещение театров, кинотеатров» | Посещение культурных мероприятий. Памятка | Декабрь |
Анкетирование «Театр и дети». Консультация «Как посредством театрализации раскрыть ребенка» | Консультация для родителей | Анкетирование Консультация | Январь |
Рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Беседы «Играете ли вы с ребенком в театр». | Памятка для родителей «Театрализованные игры-путь к детскому творчеству» | Памятка | Февраль |
Консультация «Театр своими руками». | Консультация для родителей | Консультация | Март |
Брифинг для родителей на тему: «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинения сказок» | Помощь в заучивании ролей. | Апрель | |
Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду». | Фотовыставка | Фотовыставка | Май |
3 блок – работа с педагогами
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста». | Консультация для педагогов | Консультация | Ноябрь |
«Театрализованные игры. Подходы к их классификации и методика организации» | Консультация для педагогов | Консультация | Февраль |
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. | Выступление на педагогическом совете. | Доклад | Май |
3 этап – завершающий
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы. Эффективность проведенных мероприятий по развитию речи у детей дошкольного возраста (мониторинг).
Тема | Алгоритм работы | Итог работы | Дата (месяц) |
Динамика развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Мониторинг качества развития речи у детей до и после проведения мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Мониторинг | Май |
Эффективность проведённых мероприятий с использованием театрализованной деятельности. | Выступление о проделанной работе | Выступление на городском методическом объединении «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» Выступление на педагогическом совете МАДОУ д\сад №4 «Морозко». | Февраль Май |
Список литературы
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
- Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство Воспитания». - М.: Лепта-Книга, 2007.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М.М. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Маханева М.М. Занятия по театральной деятельности в детском саду; М.,Т.Ц.»Сфера»,2008.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. - Санкт - Петербург, 2013
- Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.
- Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС,Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009
- Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Развитие творческой активности детей через тетрализованную деятельность.
План....

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....

План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность».
Актуальность выбранной темы по самообразованию « Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» обусловлена тем, что театрализованная деятельно...

Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности" подг.гр.
Работа по данной теме позволяет научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить театр....
