«Наставнические пары «ребенок-ребенок» в практике «Помогатор»: от традиции к новой идее»
методическая разработка (средняя, подготовительная группа)

Бакина Оксана Николаевна

Применение модели "ребенок-ребенок" предполагает, что педагоги создают условия для проявления детьми субъектности, а воспитанники самостоятельно реализуют данную практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakina_pomogatory.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Наставнические пары «ребенок-ребенок» в практике «Помогатор»: от традиции к новой идее».

Опыт работы МБДОУ-д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области

Подготовил старший воспитатель Бакина О.Н.

Мы рады  представить одну из моделей наставничества: наставнические пары в модели «ребенок-ребенок», которые  создают условия для эффективной социализации детей разного возраста. Ведь уже старшие дошкольники способны заняться социально – значимой деятельностью, они стремятся быть полезным, проявить заботу и поддержать младших.

 Применение данной модели наставничества предполагает, что педагоги создают условия для проявления детьми субъектности, а воспитанники самостоятельно реализуют данную практику.

  В рамках образовательной практики «Помогатор» осуществляется формирование наставнических пар, которые работают над освоением нескольких этапов программы в рамках свободной деятельности детей, начиная от принятия решения стать Помогатором и заканчивая организацией слета.

   Итак, первый этап – мотивационный. Мы его обозначили как «Работа разведотряда», когда старшие воспитанники ходят по детскому саду и у них появляется возможность наблюдать за младшими, и видеть, как сложно им порой застегивать молнию или пуговицы, складывать аккуратно полотенце, держать правильно ложку или карандаш во время продуктивной деятельности. Во время такой разведки, к ребятам приходит осознание того, что они уже все это умеют и могут научить этому малышей.  

На втором этапе «Я – Помогатор» ребенок осознанно принимает решение быть или не быть Помогатором.

Следующий этап(третий) «Будем знакомы», в рамках данного этапа происходит установление дружеских взаимоотношений. В процессе общения с младшим другом Помогатор определяет, чему он может его научить.

Полученную информацию Помогаторы вносят в свои альбомы, которые в дальнейшем помогут им в ведении практики.

Далее начинается самый интересный этап (четвертый) - «Помогатор в действии», когда ребенок-наставник готовится к совместным занятиям с другом, подбирает материал и переходит к их реализации.

Наставляемый (новичок) с нетерпением ждет своего старшего друга, старается выполнить поручения Помогатора.

Если Помогатор не сразу добивается результата, ему приходится обдумывать свои действия, корректировать их и при необходимости обратиться за советом к тренеру (воспитателю).

На этом этапе особенно важно поддержать юного наставника. Тренер сопровождает деятельность Помогатора, оказывая помощь в анализе деятельности, коррекции способов взаимодействия.

На заключительном (пятом) этапе «Слет Помогаторов» ребята презентуют свою работу, делятся эмоциями и впечатлениям, полученным опытом.

Реализация образовательной практики «Помогатор» не требует использования специальных материально-технических        средств (выставить 2 мольберта!)

Практически        каждый        этап        наставнической деятельности сопровождается заполнением детьми особых «документов», которые представят Вам Верта и Соня! Выступают.

Наставнические пары, вовлеченные в реализацию образовательной практики «Помогатор», каждая в своем темпе осваивает все этапы. Все зависит от сложности формирования того или иного навыка. (готовим столы для мастер-класса)

В той же роли «советника» выступают и родители Помогаторов, ведь как не в семье у ребенка закладываются те или иные предпочтения.

Предалагаем мастер-класс от наших помогаторов. МУЗЫКА

Опыт работы наставничеких пар модели «ребенок-ребенок» направении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения (идет уборка столов). Считаем, что главный ресурс данной модели – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта  от старших к младшим, развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Надеемся, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Для Вас подарок от Помогаторов-музыкальный номер «Фиксики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые идеи вместе с родителями

Формы взаимодействия с родителями...

Проект "Новый год у ворот" посвящен традициям празднования Нового года

У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?»,  «Зачем шуба деду Морозу и Снегурочке?» и т.п. Реали...

Организация наставнической деятельности по модели "Ребенок-ребенок"

Для каждого ребенка роль взрослого в дошкольном детстве, несомненно, велика. Но для полноценного развития детям недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с вос...

"Взаимодействие наставнической пары. Этапы, возможности, перспективы"

«Лучший опыт – достояние всех» «Взаимодействие наставнической пары» участие в работе городских методических объединений: Предоставление опыта работы «Взаимодействие наставнической пары» ...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»...

План работы наставнической пары Солдатова Д.В. Кудрявцева О.В. Иванова О.В. на 2024-2025 учебный год

Наставник: Солдатова Дарья Владимировна,  учитель-логопед, педагогический стаж -4,5 годаНаставляемый: Кудрявцева О.В., - учитель-логопед, стаж работы 31 год.Иванова О.В.   - воспитатель...