Проектная деятельность в ДОУ
консультация

Инна Владимировна Столярова

Чтобы активизировать и поддерживать интерес детей к различным исследованиям, обретать новые умения и навыки, в ДОУ используется воспитателями проектная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn_deyat_v_dou.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми в ДОУ

                                                                 «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».

Иоганн Генрих Песталоцци

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды  деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (в пробах, поиске, выборе, конструировании, фантазировании, наблюдении, изучении, исследовании).

В проектной деятельности дети чувствуют себя субъектами, поскольку получают возможность быть самостоятельными и активными деятелями, которые несут ответственность за опыт своей деятельности, свои поступки.

   Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения.

   Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает детям приобретать универсальные культурные способы умения,  помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проекты в ДОУ бывают:

  • Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде плакатов, коллажей, стендов и пр.
  • Игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
  • Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах.

Воспитатель, вовлекая детей в проектную деятельность, создаёт такие условия в группе, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

   Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

  • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
  • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
  • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность в ДОУ обычно включает в себя:

  • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
  • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

   По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

  Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательна игра, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Вот примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада (на примере образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни:

  • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Маши или девочки чумазой).
  • Хлеб-соль (как употреблять хлеб).
  • Как одеться по погоде.
  • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, настольные).
  • Любимая еда в детском саду и дома.
  • Фрукты.
  • Овощи.

Создание коллекций по темам — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

Примерная тематика проектов:

  • Мы идем к врачу.
  • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).
  • Полезно-вредно для наших зубов.
  • Опасно-безопасно.
  • Книга здоровья нашей группы.
  • Острые предметы в наших руках: будь осторожен!
  • Правила поведения в автобусе.
  • Мы — пешеходы.

Старшая и подготовительная к школе группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная, учебная и исследовательская.

Примерная тематика проектов:

  • Что внутри у человека? (Создание  дидактического плаката).
  • Азбука здоровья.
  • Зимние и летние виды игр, или Во что поиграть зимой и летом? (Картотека игр).
  • Ядовитые растения и ягоды (создание дидактического коллажа).
  • Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.
  • Правила катания на велосипеде, роликах, самокате.
  • Знаки дорожного движения (изготовление знаков дорожного движения).
  • Осторожно, пешеход.
  • Книга полезных советов.

При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети выпускают стенгазету или тематический номер газеты.

Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

Литература

  1. Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...