Здравствуй Байкал!
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе "Жемчужина Сибири - озеро Байкал"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»
для детей 4-5 лет дошкольного возраста
Задачи: Познакомить детей с животным и подводным миром Байкала.
Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
Познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.
Обучающие: Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление, воображение.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к родному краю.
Воспитательные: Продолжать учить радоваться окружающему миру, воспитывать любовь к природе. Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.
Материалы:
Мультимедийный проектор Компьютерная презентация «Кто живёт на Байкале». Магнитофон, запись шума волн и крика чаек. Стаканчики - 2 шт. с водой, камешки, земля.
Связь с другими занятиями и видами деятельностями:
Рассматривание фотографий, картинок о Байкале, знакомство с животными родного края. Просмотр документального фильма «Озеро Байкал». Разучивание физкультминутки «Рыбки плавают», пальчиковой гимнастики «Лодочка».
Ход занятия
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём?
Ответы детей: Сибирь.
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Сибири?
Ответы детей:
Воспитатель: Чем славиться Сибирь, какими природными достопримечательностями гордятся Сибиряки?
Ответы детей: Тайга, река Ангара, Байкал.
Воспитатель: А какое сейчас время года? (Весна).
Воспитатель: А как вы думаете какой сейчас Байкал? (Весенний, на Байкале еще не растаял лед).
Воспитатель: А как вы думаете какой Байкал летом? (Ответы детей).
Воспитатель: А на какой Байкал вам бы хотелось отправиться на летний или весенний, и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Байкал – это очень большое озеро. Оно такое большое, что его сравнивают с морем. Ребята, а в море вода какая? (Ответы детей).
Да, в море вода солёная, а в Байкале пресная, т.е. не солёная, что её можно пить. Почему воду Байкала можно пить?(чистая, прозрачная).
Воспитатель: Её чистят губки-фильтры которые обитает в озере (Слайд губки).
Воспитатель: Издавна люди с любовью относились к Байкалу и писали про него стихи легенды, сказки. И вот послушайте одну легенду-сказку про Байкал.
(Прослушивание легенды об Ангаре)
Воспитатель: Ребята как звали единственную дочь Байкала? (Ангара).
Воспитатель: (Слайд река Ангара) Посмотрите ребята это река Ангара, она единственная из рек которая вытекает из озера Байкал.
Воспитатель: За кого хотел выдать замуж отец Байкал свою дочь Ангару? (За Иркута). А за кем убежала Ангара.(За Енисеем)
Воспитатель: (Слайд река Енисей) Посмотрите это река Енисей, в которую втекает река Ангара. Это место называется Усть-Тунгуска.
Воспитатель: А что бросил разозленный Байкал вслед убегающей дочери? (Кусок утеса).
Воспитатель: (Слайд Шаманский камень). Посмотрите, вот тот кусок утеса Шаманский камень. Если его сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами.
Воспитатель читает стихотворение С. Вагин «Байкал»
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Воспитатель: Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал, что бы вода в ней оставалась такой же чистой?
Ответы детей
Дидактическая игра «Да – нет»
Воспитатель: Подумайте, и разберите картинки на две группы, что загрязняет озеро, а что, не засоряет, не загрязняет. (Бумага. Камни. Целлофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег)
Воспитатель: Я думаю вы хорошо все запомнили, чего нельзя делать и что нужно знать для сохранения природной красоты.
Воспитатель проводит с детьми опыт «Прозрачная вода».
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.
Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? Ответы детей:
Воспитатель: Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) а теперь, опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о этом стакане с водой?
Ответы детей:
Воспитатель: Какая вода в первом стакане?
Ответы детей:
Воспитатель: А вода во втором стакане, какая?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней?
Ответы детей: Не загрязнять, не бросать мусор.
Воспитатель: Правильно, беречь! Молодцы!
Физминутка
Вот высокая сосна (руки вверх)
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный (руки в стороны)
Ветви в стороны раскинул.
Приседаем, приседаем (приседаем)
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель читает стихотворение «Байкал» В. Киселёв.
Есть такое озеро,
Озеро — Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день — спокойное,
А в грозу- кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо- небеса!
Мы с тобою, озеро,
Встретимся опять,
Будем любоваться,
Будем отдыхать!
Воспитатель: Ребята, скажите, а как можно отдохнуть на Байкале?
Ответы детей
Воспитатель: На Байкале можно отдыхать круглый год. Летом туристов ждут увлекательные походы, экскурсии, разнообразные развлечения. Зимой – активный отдых, коньки, лыжи, подледная рыбалка. А еще, на Байкале есть музей, который представляет экспозиции, рассказывающие об уникальной экосистеме Байкала. Стенды, посвященные его обитателям (животным, птицам, рыбам) будут особенно интересны детям. Один из залов музея занимает огромный аквариум, в котором живут байкальские нерпы. Но чтоб ваш отдых прошел хорошо, надо соблюдать некоторые правила: не находиться длительное время на солнце, длительное пребывание в воде может привести к сильному переохлаждению тела и опасным для жизни судорогам, всегда при себе иметь аптечку.
Воспитатель: а теперь, я предлагаю отгадать загадки о животном и подводном мире Байкала.
#1050;то с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)
#1042;перевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
#1055;осмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
#1064;убка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
#1061;ищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)
Воспитатель: Ну а сейчас я предлагаю вам превратиться в рыбок и поиграть.
Проводится физкультминутка «Рыбки плавают».
Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
То опять плывут в воде.
(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок.)
Воспитатель: продолжаем ребята отгадывать загадки.
#1053;ачинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)
#1063;то за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Воспитатель: Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезёт –
Лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)
Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах. У нерпы есть ласты и хвост.
У нерпы рождаются детёныши-бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков. Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
Воспитатель: А давайте мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем. У нас будут острова (несколько матов), на которых будет нерпа отдыхать.
Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище».
(По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (маты).
Во время игры включаем магнитофон с записью звуков шума морских волн и крика чаек.
Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы.
Но перед этим предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Лодочка».
Две ладошки прижму
По Байкалу поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
По Байкалу поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Рефлексия
Мы сегодня с вами побывали на озере Байкал, очень много узнали о Байкале. Какие животные живут на Байкале?
Ответы детей:
Воспитатель: Какие рыбы плавают в озере?
Ответы детей:
Воспитатель: Как надо беречь жемчужину Сибири озеро Байкал?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы ребята, не когда не забывайте, что природа нуждается в нашей заботе и защите. И мы должны беречь красоту озера Байкал и гордится им. Вы видите какой богатый и щедрый Байкал. И чтобы не иссякли богатства Байкала его надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....

сценарий праздника "Здравствуй, Батюшка Байкал"
Озеро Байкал – уникальный природный объект планеты, который находится на территории нашей страны. С 1996 года озеро является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В России...
