Городской семинар-практикум «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России»
презентация

Крыгина Анна Александровна

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в виртуальное путешествие по культурно-историческому наследию России с помощью виртуальной книги.  Книга эта не простая, на каждой ее странице отражены традиционные ценности российского общества. Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования содержание воспитательной работы в детском саду предусматривает приобщение детей дошкольного возраста к этим ценностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Путешествие в мир культурного наследия»

Крыгина Анна Александровна,

старший воспитатель

МДОАУ «Детский сад № 10»

Слайд 3

         Сегодня мы предлагаем вам отправиться в виртуальное путешествие по культурно-историческому наследию России с помощью виртуальной книги.  Книга эта не простая, на каждой ее странице отражены традиционные ценности российского общества. Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования содержание воспитательной работы в детском саду предусматривает приобщение детей дошкольного возраста к этим ценностям.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.

- Коллеги, а что такое Родина? (Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину).

- Коллеги, давайте все вместе встанем в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»

(Включается спокойная релаксационная музыка. Педагоги встают в круг. Закрывают глаза)

- Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас?

(Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово)

- Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похожий, у кого-то нет. Спасибо, присаживайтесь на места.

- Итак, пора переходить к нашей книге.

Слайд 4

На первой странице у нас Ценности Родина и природа

И первое задание будут общим для всех участников встречи. Называется оно «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что…»

Я, предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что…». А передавать слово следующему участнику мы будем с помощью этой матрешки, являющейся символом России. И начнем с меня. («Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что здесь есть прекрасные природные пейзажи и богатая культура»,    «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что она имеет богатое историческое прошлое и традиции, которые передаются из поколения в поколение»,   «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что она даёт ощущение принадлежности к своему народу и любовь к нему»).

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.

И следующее задание на нашей первой странице, совершим виртуальную экскурсию «По истории родного города».

Слово предоставляется ст. воспитателю МДОБУ «Детский сад №9» Ехивановой Татьяне Петровне.

Коллеги, вы отлично справились с заданием, давайте откроем вторую страницу книги.

Слайд 5

Вторая страница нашей книги – это Ценности - Здоровье, жизнь

Одним из целевых ориентиров физического и оздоровительного воспитания в ДОО является воспитание личности, проявляющей интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, демонстрирующей потребность в двигательной активности. Поэтому для приобщения детей к этой ценности используем в работе разнообразные народные игры.

Слово предоставляется воспитателю МДОАУ «Детский сад №10» Крепиной Юлии Сергеевне.

Слайд 6

Переворачиваем страницу и видим следующую - Ценность познание

Одним из целевых ориентиров является воспитание личности, обладающей первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Народное творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности. И попадаем мы на «Станцию народных мастеров».

В быту русского народа наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. В куклы не только играли – куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни, они несут в себе древнейшее знание об устройстве мира.

Слово предоставляется воспитателю МДОБУ «Детский сад №9» Краснокутской Елене Владимировне

Декоративно-прикладное искусство – это не только народные традиции, но и современные техники. Сегодня мы предлагаем освоить одну такую технику. Продолжаем наше путешествие по странице книги «Ценность познание» и встречаем на своем пути технику ручного труда «Лоскутное творчество» или «ПЕТЧВОРК – шитье без иглы».

Слово предоставляется воспитателю МДОАУ «Детский сад №10» Курцевой Светлане Фёдоровне.

- А пока наши коллеги работают, мы с вами тоже скучать не будем и отправимся в путешествие в старину, будем с вами отвечать на вопросы.

Задание №1

Я буду задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа.

1. Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь? (БЫЛИНЫ).

2. Протяжная ласковая песенка для маленьких детей (КОЛЫБЕЛЬНАЯ). 

3. Короткие, состоящие из двух или четырех строчек песенки, исполняемые под одну мелодию (ЧАСТУШКИ).

4. Ритмическя песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка (ПОТЕШКА). 

Задание №2

«Сказка – ложь, да в ней намек….»

1. Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

2. В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я – тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»).

3. Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»).

4. В какой сказке семья фермера успешна закончила уборку урожая? («Репка»). 

5. В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»).

Задание №3

 «Короб с загадкой».   Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в данном коробе.

Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль.  Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске.  Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Хотя в наше время существует много заменителей этого предмета. Предмет имеет длину 5см. (СПИЧКИ).

Задание №4

 Игра: «Скажи иначе пословицу». - Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

5. Какую пословицу педагог скажет тому, кто первым сделал задание, но допустил ошибку? «Поспешишь – людей насмешишь».

6. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? «Дело мастера боится».

7. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? «Много будешь знать – скоро состаришься».

8. Если в какой –то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспоминаете? «Друг познается в беде».

- Молодцы!

Предложить коллегам подойти к столам, посмотреть изготовление картин

Слайд 7

И последняя страница - Ценность – Культура – красота

Культура и Красота - понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чувствами.

Для формирования у детей патриотических чувств: чувства любви и гордости к Родине целесообразно использовать народные промыслы России. И отправимся мы с вами в «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов».

Слово предоставляется муз. Руководителю МДОБУ «Детский сад №29» Семдяновой Юлии Эдуардовне.

Подводя итог, отмечу, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем. И миссия педагога - помочь ребенку открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать себя настоящим гражданином России.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Ярмарка подвижных игр народов России»

Крепина Юлия Сергеевна,

воспитатель

МДОАУ «Детский сад № 10»

Слайд 1

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по нашей замечательной стране России.

Слайд 2

Наша страна – это многонациональное государство, с богатым культурным наследием и щедрой природой. В стране живут представители более 190 национальностей. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи.

Слайд 3

Давайте вспомним, какие же национальности, народности ее заселяют (адыгейцы, башкиры, буряты, ингуши, калмыки, кабардинцы, казаки, казахи, карелы, коми, мордва, ханты, осетины, удмурты, чуваши, чеченцы, татары, Чукотка).

Ну, прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю вам немного поиграть в игру «Найди себе пару».  У нас есть вот такие куклы в национальных костюмах. Как только заиграет музыка, вы выбираете изображение мужчины или женщины в национальном костюме, подбираете себе «пару» (изображение противоположного пола этой же народности), как только музыка заканчивается, вы называете народ (национальность) выбранной пары. Молодцы!

Слайд 4

Приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране и поиграть в игры народов России. Ну, что, в путь? (Пригласить педагогов выйти в центр, самых смелых).

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны: в полет

Отправляем самолет.

Над Россией полетим

К друзьям в гости прилетим.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку тихо сел

К друзьям в гости прилетел.

(Предложить педагогам присесть на места)

Слайд 5

Первую остановку мы совершим в замечательной республике, которая называется Башкортостан. Этот удивительный край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. В Башкирии живет дружелюбный и гостеприимный народ – башкиры. Посмотрите какие красивые национальные костюмы у башкир. А дети очень любят играть в башкирскую народную игру «Юрта». Предлагаю и вам поиграть. (Мне нужно для игры 16 человек).

Подвижная игра «Юрта»: в игре участвуют четыре подгруппы участников, каждая из них, которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором весит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:  

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов участники переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши) - получается юрта. (играют 2-3 раза).

Педагог: Молодцы, здорово у вас все получается! Присаживайтесь!

Слайд 6

Отправляемся в гости к татарам, в Республику Татарстан. В современном Татарстане проживает очень много людей разной национальности, но большую часть населения, конечно же представляют татары и все живут в мире и дружбе. Мы с вами знаем, что у каждой национальности есть свой национальный костюм и свои традиции.  Посмотрите, какой красивый и необычный татарский народный костюм.  Давайте поиграем татарскую народную игру «Тюбетейка». (10 человек)

Участники становятся в круг. Под национальную музыку вы по очереди надеваете тюбетейку на голову рядом стоящего игрока. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот танцует танец, выполняет разные движения, а остальные участники хлопают. Молодцы! А нам пора продолжить наше путешествие.

Слайд 7

Мы с вами оказались на самом севере нашей страны. Здесь живут ханты, буряты, чукчи и т.д. Северный народ предлагает поиграть нам в чукотскую национальную игру «Льдинки, ветер и мороз».

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

— Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,        

Сверкают звенят: 

«Дзинъ, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

 -Спасибо нашим друзьям за такие замечательные игры, но нам пора продолжать наше путешествие.

Слайд 8

И приземлился наш самолет в Чеченскую Республику. Как и мы, чеченцы очень любят веселиться. Во время праздников они надевают самые красивые народные костюмы, поют, танцуют, играют в народные игры. И нам они предлагают поиграть в игру:

СОЛНЦЕ И МЕСЯЦ (МАЛХХИЙ, БУТТИЙ)

Дети выбирают двух вожаков. Они изображают ворота. Дети-ворота отходят в сторону и тихо договариваются, кто из них будет солнцем, кто – месяцем. Затем дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: «Всех, всех пропускаем, а «последнего» забираем». Участники игры становятся друг за другом, держатся за пояс и проходят в ворота. Дети-ворота останавливают последнего игрока и шепотом спрашивают: «К кому хочешь идти: к солнцу или к месяцу?» Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает сбоку от того, кого он назвал. И так, пока в ворота не пройдут все дети. Потом подсчитывают, к кому перешло больше игроков: к солнцу или к месяцу. Если у солнца оказалось больше игроков, то дети говорят: «Солнце греет, к нему дети все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!». А если у месяца больше ребят, то они говорят: «Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти. Месяц ясный, ночью светит, к нему все идут!». Когда дети произносят слова, относящиеся к солнцу или к месяцу, они произносят их, поддразнивая, приплясывая, хлопая в ладоши, кружась.

- Дорогие коллеги, нам, к сожалению, нужно возвращаться на нашу малую родину.

Слайд 9

У нас тоже очень дружелюбный и гостеприимный народ. И наши ребятишки тоже любят играть в русские народные игры. Предлагаю завершить наше путешествие русской народной игрой.

- Вы любите кататься на карусели?

- А хотите мы с Вами сделаем сами карусель, и прокатимся. Нужно взяться за руки и сделать круг. Я буду произносить слова, и карусель наша закружиться.

Ели, еле, еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, затем постепенно ускоряют движения. После этого, как дети пробегут 2 круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:

Тише, тише не спешите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

- Молодцы, крепко держались за руки и поэтому получилась крепкая карусель. Вам понравилось кататься на карусели?

Слайд 10

Вот теперь вы знаете, какие интересные игры бывают у народов нашей родины.

Таким образом, благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.



Предварительный просмотр:

Мастер – класса

«Современное декоративно-прикладное творчество – лоскутное творчество»

Курцева Светлана Федоровна,

воспитатель

МДОАУ «Детский сад № 10»

Слайд 1

Здравствуйте, коллеги! Все мы знаем, что дети любят рисовать, лепить, вырезать, клеить. Ведь любая творческая деятельность для них радостный вдохновенный труд, а главное, получив положительные эмоции, ребенок видит еще и результат своей деятельности. А любая изобразительная деятельность с применением различных техник (в том числе и нетрадиционных) – это свободный творческий процесс, в котором существует возможность ребенку использовать различные материалы для творчества.

Слайд 2

 Сегодня я хочу вас познакомить, может уже кто-то знаком, с одной из технологий ручного труда - лоскутное творчество, создание лоскутного панно на пенопласте или пеноплексе.

Слайд 3

Еще эту технологию называют «шитье без иглы». На мой взгляд, это увлекательное занятие, не требующее особенных навыков по шитью.

Слайд 4

        Данная техника может применяться в образовательном процессе с детьми как средство развития мелкой моторики рук. Во время работы обеспечивается хорошая тренировка пальцев, развивает точность, координация движений пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, творческие способности и воображение.

Слайд 5

Все это очень важно, так как данная техника стимулирует развитие речи детей. На занятиях по звуковой культуре речи можно проводить упражнения с целью выбора сюжета и предмета для будущей картины, подбирать цветовую гамму тканей, дети могут учить составлять предложения и небольшие рассказы по готовой картине. У детей старшего дошкольного возраста работа в данной технике подготавливает руку к письму.

Слайд 6

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, а особенно с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи), сталкиваешься с проблемой – это слабая моторика руки. Поэтому очень часто такие дети не желают рисовать, вырезать, лепить. Многие не доводят изобразительную деятельность до конца, так как недостаточно сформированы изобразительные навыки и интерес к творческой – изобразительной деятельности.

Слайд 7

        Эта техника не требует сложных трудоемких действий, дорогих и труднодоступных материалов, практически всю работу ребенок может выполнить сам, при минимальной помощи и поддержке взрослого, при этом полученный результат будет эстетически и эмоционально привлекательным.

Слайд 8

         Для практической части нужно заготовить основу для картин, можно из пенопласта или пеноплекса.

Слайд 9

Выбрать рисунки, перевести их на основу с помощью копировальной бумаги, ручки или карандаша, или просто нарисовать.

Слайд 10

Далее резаком сделать прорези глубиной 0,5-10 мм по контуру рисунка.

Слайд 11

А затем подготовленные лоскутки материи заправить стекой в эти прорези. Заполнить лоскутками всю картину. А для рамки отступить 1-3 см по периметру, ножом сделать прорези и также ткань заправить в них.

Слайд 12

        На начальном этапе можно пользоваться клеем. Сначала в канавки заправляем материал на 2-3мм, после ножницами обрезаем лишнее и в конце заправляем глубже. Рамочку можно сделать как в начале, так и в конце работы.

Давайте сегодня вместе попробуем сделать такие картины, и я думаю, что у нас все получится. Так как у нас время ограничено, я заранее подготовила основу, лоскуты материи, нанесла рисунок. Вам останется только сделать прорези по контуру рисунка и заправить материал в эти прорези. (Совместная работа  педагогами).

Слайд 13

Вот такие замечательные картины у вас получились. Я надеюсь, что мастер-класс представленный мною сегодня познакомил вас с чем-то новым, столь полезным и интересным для вас. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...

Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии

Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....

«Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИВ методической разработке представлено: образовательный маршрут с воспитанниками старшего дошкольного возраста по формированию духовности и общечеловеч...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию»

В современных условиях в России активно идёт осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны. Одной из наиболее важных задач является задача формирования истори...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к культурно – историческим ценностям".

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по приобщению дошкольников к культурно    - историческим ценностям.-Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории Рос...

«Приобщение дошкольников к культурно – историческим ценностям.

Консультация для воспитателейПовысить уровень профессионального мастерства педагогов по приобщению дошкольников к культурно  - историческим ценностям-Систематизировать и закрепить знания пе...