Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе «Крым и Севастополь в годы Великой Отечественной войны». (познавательное развитие).
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жук Анна Валерьевна

Цель занятия:

Формировать представления о важности патриотизма и уважения к истории.

Программное содержание:

- расширять знания  детей о героическом прошлом Крымского полуострова и Севастополя в годы ВОВ;

- развивать мышление, память, речь; развивать связную диалогическую речь;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения и гордости за героический подвиг крымского народа в годы ВОВ, любовь к родному краю.

Оборудование и материалы:

- флажок

- капсула времени;

- презентация «Севастополь в годы ВОВ»;

- колонка и USB-флеш-накопитель;

- настольные звоночки для игр: «Угадай мелодию» и «Блиц-опрос».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ДЕТСКИЙ САД № 132»

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе

«Крым и Севастополь в годы Великой Отечественной войны».

(познавательное развитие).

Жук Анна Валерьевна – воспитатель высшей категории 

Севастополь 2025

Цели занятия:

Формировать представления о важности патриотизма и уважения к истории.

Программное содержание:

- расширять знания  детей о героическом прошлом Крымского полуострова и Севастополя в годы ВОВ;

- развивать мышление, память, речь; развивать связную диалогическую речь;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения и гордости за героический подвиг крымского народа в годы ВОВ, любовь к родному краю.

Оборудование и материалы:

- флажок

- капсула времени;

- презентация «Севастополь в годы ВОВ»;

- колонка и USB-флеш-накопитель;

- настольные звоночки для игр: «Угадай мелодию» и «Блиц-опрос».

Предварительная работа:

- беседы: «Освобождение Армянска, Керчи и других городов Крыма»;

- просмотр презентаций: «Защитницы Севастополя»;

- просмотр короткометражных фильмов «Дети войны. Крым»;

- чтение произведений: В.Драгунский, К. Паустовский «Рассказы для детей о войне»; Е. Ульева «Беседы о войне» (энциклопедия для малышей); стихи и рассказы «Маленькие солдаты Великой Отечественной»;

- слушание военных песен.

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.  

Воспитатель:

(слайд №1) - Ребята, я сегодня хотела бы с  вами  поговорить о Родине. А для начала давайте  вспомним стихотворение «Что мы Родиной зовём?» Владимира Степанова:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: (слайд № 1)

- Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей).

Итог беседы: Родина-это наш дом, наша улица, наш город, наша деревня или село. Родиной человек называет страну, в которой родился и живет. Наша Родина - Россия.

- Много поговорок  есть о родине. Давайте вспомним их (дети называют проговаривают поговорку и передают флажок):

- Ни на что не променять Веру, Родину и Мать!

- Жить – Родине служить.

- Кто за Родину горой, тот истинный герой.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

- На чужой стороне и весна не красна.

- На родной стороне и камешек знаком.

- И пылинка родной земли — золото.

- Одна у человека мать, одна у него и родина.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

- В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

- Но, что же  случилось ранним утром 22 июня 1941 года с нашей Родиной? (ответы детей).

(слайд № 2) Итог: 22 июня в 4 часа утра 1941 года, когда все города и села спали, враг неожиданно и вероломно напал на нашу Родину. Началась война.

- Ребята, как вы думаете, что такое война? (ответы детей).

Воспитатель:

(Слайд № 2).  - Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, больницы. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы.

Воспитатель: На борьбу с захватчиками встали не только Советская армия, мужчины и женщины пришли на призывные пункты, подростки приписывали себе возраст, чтобы их взяли на фронт.

- Ребята, как вы думаете, что это такое – фронт?

- Кого там можно увидеть?

- Что там происходит?

Предполагаемые ответы детей: Фронт – это место, где идут бои. Там сражаются бойцы.

Воспитатель:

- Ребята, у меня для вас кое-что есть. Когда мне было 11 лет мой дедушка передал вот такую капсулу со словами: «Открыть  в мае 2025 года». Давайте посмотрим, что же там внутри.

Достать из капсулы письмо:

(слайд №  3) Чтение стихотворения: «Наш гордый Крым сломить не удалось!» (авт.: Поэтесса Диана Василенко)

Наш гордый Крым сломить не удалось!

Хоть и досталось от войны ему немало!

Эх, сколько крови в этих землях пролилось

И сколько жизней в эти годы оборвало…

Насмерть стояли сёла, города.

Не зная страха, в голоде, в печали…

И в зной, и в дождь, и в холода

Они свой Крым родной от немцев защищали!

На Севастополь были планы у врага.

И с моря шли, и с неба обстреляли.

И город пал… Но нет, не навсегда!

Собрались силами и снова отстояли!

И Керчь, и Феодосию, и Ялту

Разбил фашист проклятою рукой!

Долбила зла и разрушения кувалда,

Но наш народ не сдался! Не такой!!!

В сорок четвёртом Крым освободили!

Теперь он радует людей своей красой.

Ура!!! Ура!!! Смогли!!! Мы победили!!!

Народ наш сильный, дружный, волевой!

Мы хотим вам предложить экскурсию в Крым и Севастополь в годы войны.  А поможет вам карта Крыма. Удачи Вам, ребята!»

Воспитатель:

Война не прошла мимо и нашей малой Родины –Крыма. В июле 1942 года Крым был полностью оккупирован немецкими войсками.

Крымская операция началась 8 апреля 1944 года и закончилась 12 мая 1944 года.

А сейчас мы начнем нашу экскурсию и узнаем, как это было.

Воспитатель: 

- Ребята, обратите внимание: на карте отмечены звездочки, а на звездочках цифры. Чтобы узнать о каком городе мы будем говорить, нам нужно разгадать шифр.

(слайд № 4) Беседа об освобождении города Феодосия. (фото на магнитной доске)

Немецкие войска дважды занимали Феодосию: в ноябре 1941-го и в январе 1942 года. Были разрушены порт, железнодорожная станция, многие предприятия, школы, больницы, санатории, дома отдыха, кинотеатры,  музеи. 

12 апреля 1944 года ночью подвижная группа Отдельной Приморской армии под командованием командира полковника Преображенского Георгия Николаевича, во взаимодействии с частями 16-го стрелкового корпуса командира-генерал-майора Провалова Константин Иванович завязали бой за Феодосию.

К рассвету 13 апреля 1944 года советские войска полностью овладели городом и портом. Над городом был поднят красный флаг.

Город сильно пострадал, его пришлось восстанавливать силами обычных людей.

Воспитатель: Чтобы перейти к следующему городу, нам нужно отгадать загадки:

***

Смелым, сильным должен быть,

Крепко Родину любить.

Друзьям помогать

От врагов народ защищать. (солдат)

***

Все в один он миг решает,

Славный подвиг совершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно… (герой)

***

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (танк)

***

Можешь ты солдатом стать –

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат… (пехота)

***

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь… (пограничником)»

***

Славится своей отвагой,

Воинами смелыми,

Вертолетами, пехотой,

Ракетами умелыми. (Армия)

(слайд №  5) На доске (слайде) фото радистов и рации. 

- Важная роль в войне отводилась  радистам.

- Ребята, а кто такие радисты и какая роль им отводилась?

Итог: Радисты — это люди, которые работают с радио и помогают передавать сообщения. Во время войны, радисты совершали важную работу, передавая сообщения между солдатами и штабам. Радист должен был уметь очень хорошо слушать, чтобы передать всю необходимую информацию командиру. А сейчас проверим, насколько хорошо и внимательно умеете слушать вы.

Игра: «Передай пароль»

Дети – радисты строятся в колонну по одному. Воспитатель говорит слово – пароль ребёнку, который стоит последним в колонне, ребёнок, в свою очередь, передаёт слово следующему на ухо и т.д. самый первый в колонне, услышав слово – пароль подходит к командиру и сообщает слово.

(слайд № 6) Беседа об освобождении города Симферополя. (фото на доске)

2 ноября 1941 года Симферополь был захвачен немецкими войсками, началась длительная оккупация города, продлившаяся 865 дней.

Утром 13 апреля в город ворвались танки 79-й бригады полковника Архипова Петра Семеновича и 101-й бригады подполковника Хромченко Михаила Федоровича.  

Вместе с войсками в Симферополь вошли бойцы 1-й партизанской бригады Федоренко Федора Ивановича. К вечеру  город был полностью осбожден от противника.  

(слайд № 7) В день освобождения Симферополя танк Т-34 командира роты капитана Заргаряна   Павла Тиграновича  одним из первых ворвался в город. Когда Крым был полностью освобожден, Машину установили на пьедестале в сквере Победы.

Физминутка: «Мы солдаты»

Раз-два – аты - баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем как пехота.

Раз-два – повороты.

В кабину сели самолёта,

Три-четыре – мы пилоты.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

Ребята, посмотрим на карту, на ней указаны города, которые были еще освобождены от немецко-фашистских войск. 

Воспитатель: Куда же нас приведет  третья звезда.  А здесь сверточек. Давайте его откроем и посмотрим.

Символ стойкости державы.

Символ мужества веков.

…– город славы,

И величья моряков!

(слайд № 8) Предложить детям виртуальную экскурсию по городу Севастополю в годы ВОВ.

Беседа: «Севастополь в годы войны. Освобождение».

        (слад № 9) Война для севастопольцев началась раньше, чем для большинства жителей нашей страны. 22 июня в 3 часа 15 минут вражеская авиация на парашютах сбросила на город мины, весом почти тонна каждая.

(слайд № 10) 30 октября 1941 года наш город занял оборону, которая продолжалась 250 дней.

Оборону Севастополя возглавили командующий Черноморским флотом вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский и командующий Приморской армией генерал-майор Иван Ефимович Петров.

(слайд № 11) - В штольнях Севастополя были оборудованы, цеха, госпиталь, школа, детский сад, ателье.

(слайд № 12) Суровым и тяжелым испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил противника.

Батарея лейтенанта Ивана Ивановича Заики первой открыла огонь по врагу и в течение трех дней отбивала атаки танков и мотопехоты противника. На такую стойкость враг наталкивался повсюду. «Ни шагу назад» – эти слова стали девизом севастопольцев.

(слайд № 13) О героизме защитников можно привести множество примеров. Десять танков ползут по полю. А в обороне лишь 5 матросов. Вот их имена: Юрий Паршин, Василий Цибулько, Иван Красносельский, Даниил Одинцов, старшим был Николай Дмитриевич Фильченков.  Ценой собственной жизни остановили колонну танков, которая шла на Севастополь.

(слайд  №  14) Немецкие войска подошли с суши и блокировали город. Путь к Севастополю остался один – через море. Только так можно было доставить оружие, продовольствие, свежие силы бойцов. Враги понимали это, поэтому и заминировали все морские пути. Особенно грозными были магнитные мины, которые  взрывались на расстоянии. И тогда старший лейтенант Дмитрий Андреевич Глухов вызвался проложить для наших судов проход через поле магнитных мин. Он на своем быстроходном катере промчался по минному полю, все правильно просчитав. Скорость катера была быстрее, чем время, необходимое для взрыва мины. Мины, конечно, взорвались, но катер успел отойти на безопасное расстояние.   Открылся проход через минное поле для наших судов.

(слайд № 15) - Ребята, давайте вспомним, кто же еще стоял на защите нашего города?

(слайд № 16) В июне 1942 года немецкая армия перешла в последнее решающее наступление. 35-я батарея — последний оплот обороны Севастополя – отстаивала город до конца. Батарею строили для защиты с моря, но ей пришлось стать центром обороны с суши, стать символом героической обороны города. В это же время с берегов 35 батареи началась эвакуация командного состава, гражданского населения и раненых.

(слайд № 17) В начале июля батарея была взорвана. Последние защитники Севастополя укрывались в ее казематах, бои шли еще неделю. Тогда же был тяжело ранен командир батареи Алексей Яковлевич  Лещенко. Его в бессознательном состоянии эвакуировали на одном из последних катеров.

        (слайд № 18) 5 мая 1944 года  в результате мощнейшего наступления были прорваны немецкие укрепления у Мекензиевых гор,  7 мая штурмом взята Сапун-гора.  

           (слайд №  19) Утром 9 мая начался общий штурм Севастополя.

           (слайд № 20)  К вечеру 9 мая Севастополь был полностью освобожден.

(слайд № 21) Остатки войск противника отошли к Камышовой и Казачьей бухтам и на мыс Херсонес. 12 мая остатки они сдались в плен. Этот день стал днем полного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

(слайд № 22) - А ровно через год: 9 мая 1945 года Великая Отечественная война была окончена Победой Советских войск.

В этом году наша Родина отмечала  80 лет Победы.  

Ежегодно в  этот день звучат песни военных лет и песни, написанные современными поэтами и композиторами. А вот, что это за песни мы узнаем в игре  «Угадай мелодию».

Песни:

-  «Катюша»

- «Смуглянка»

- «Три танкиста»

- «Синий платочек»

- «О той весне»

- «День Победы»

- «9 Мая»

- «Прадедушка»

И последняя игра «Блиц-опрос»:

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 год)

- Сколько дней длилась вторая оборона Севастополя? (250 дней)

- Как называли враги советских летчиц?(«ночные ведьмы»).

- Когда началась Крымская операция? (8 апреля 1944 года)

- Когда окончилась Крымская  операция? (12 мая 1944 года)

- Назовите город, который был освобожден одним из первых? (Армянск)

- Самые знаменитые танки Великой Отечественной войны? (танк Т-34)

- Назовите танк, с которым было запрещено вступать  в бой немецкому танку «Тигр»? (тяжелый танк ИС-2)

-Назовите города Крыма, которые носят почетное звание «Город-Герой»? (Севастополь, Керчь).

- Когда окончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года)

Используемые ресурсы:

https://historyrussia.org/sobytiya/30-oktyabrya-1941-goda-nachalo-oborony-sevastopolya.html

dzen.ru›a/ZhABSpvNpARPoaqb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ

Цель:  Продолжать обогащать активный словарь детей , развивать звуковую культуру речи, грамматический строй . Систематизировать знания детей о предметах окружающей действительности, развивать асс...

Информационно - познавательный, творческий проект в подготовительной к школе группе, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы - правнуки великой Победы»

Информационно - познавательный, творческий проект в подготовительной к школе группе, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне  «Мы - правнуки великой Победы»...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР по развитию элементарных математических представлений «Цветик - семицветик»

Цель занятия:Формирование и развитие у детей элементарных математических представлений.Задачи:Образовательные:1.    Способствовать закреплению умения детей считать в пределах от 1 до 10...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на развитие интеллектуальных способностей детей посредством логических игр, основанных на играх А.З.Зака

Предложенный материал поможет педагогам организовать занятие по развитию умственных способностей детей на дифференцированной основе. Использование интеллектуальных логических тренажеров в игровой...