«Путешествие в страну денег»
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект "Путешествие в страну денег" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег»
для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта: познавательный
По количеству участников: групповой
Участники: дети, воспитатели, родители
Продолжительность: краткосрочный ( 2 недели)
Актуальность:
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве
современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Для того чтобы помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях нами была разработана программа дополнительного образования «Ступеньки финансовой грамоты». Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег» является частью данной программы.
Цель проекта: Формировать финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.Научить дошкольников правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
2.Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой.
3. Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Правильно и бережливо относиться к деньгам, знать способы их зарабатывания, уметь разумно их расходовать.
2. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
3.. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Продукт реализации проекта: итоговое мероприятие «Путешествие в страну денег»
Этапы проекта
1 этап – организационный:
1) постановка целей и задач;
2) информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие в страну денег»;
3) консультирование родителей по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «На рынке»;
4) Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике;
5) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта.
2 этап-практический:
с детьми:
- Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Золотая антилопа», «Буратино»;
- Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»;
- Рассматривание иллюстраций о денежных знаках РФ и других стран.
- продуктивная деятельность на тему: «Моя мечта»;
- Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «На рынке»;
- Разучивание физкультминутки «Будем денежки считать»
- Дидактические игры «Конфетки и монетки», «Назови профессию»
с родителями:
- Консультация «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «На рынке»;
- Раздача брошюр «Финансовая грамотность».
3 этап - заключительный:
Итоговое мероприятие «Путешествие в страну денег» (приложение)
Планирование: согласно сетки ООД
Список литературы:
1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
3. А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» . Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.
4. Киреева Л.Г. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры «Играем в экономику» (для дошкольников), -Волгоград: Учитель, 2008.– 169
Приложение
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»
Цель: формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
Задачи: дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ножницы, цветные карандаши, картинки, мяч, бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта, мультимедиа-проектор, видео ролик об истории появления денег.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Здравствуйте, ребята!»
После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Игра «Груша-яблоко»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко. (дети рисуют яблоко)
А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу
(дети рисуют грушу)
Воспитатель: Молодцы!
А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу.
Дети должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно. Один придется испортить.
Воспитатель: Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами. Необходимо уметь планировать доходы и расходы, чтобы правильно распорядиться ими. Ребята, как вы думаете, о чем мы
сегодня будем разговаривать?
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня вы узнаете много интересного! Дети из группы “Почемучки” сделали нам подарок и подписали его: “Будьте финансово грамотны!” Давайте скорее посмотрим, что же это такое?
Воспитатель разворачивает подарок и демонстрирует копилку.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (копилка) Для чего же нужна эта копилка? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Как вы думаете, зачем людям нужны деньги. (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Верно, деньги используются, чтобы оценить труд человека. Деньги люди получают за выполненную работу. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.
Воспитатель: А как же появились первые деньги? На этот вопрос мы получим ответ после просмотра мультфильма*.
Воспитатель: вот так начиналась история денег. А вы знаете, что деньги нужны для удовлетворения потребностей. Что такое потребности?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (предполагаемые ответы детей):
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков)
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.
Воспитатель: молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя,
улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги и т.д.
Физкультминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Н, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, есть ли в ней деньги? Давайте скорее посмотрим!
Воспитатель достает монеты. Дети рассматривают монеты.
Воспитатель: Что это такое? Правильно, монеты. Какой бывает монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства.
Воспитатель: Смотрите ребята, у нас в копилке ещё, что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это.
Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Это банкноты. А какие они? Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель: Банкноты так же, как монеты бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать, какие банкноты бывают?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили. А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны? Верно! Но в мире существует много стран, и в каждой стране деньги разные. В Америке деньги называются доллары, во многих европейских странах — евро. Существует очень много разных названий денег, поэтому деньги других
стран мы называем — валюта. Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы получаем и тратим только рубли и копейки.
Воспитатель: Ребята, кто знает, где ваши родители носят деньги - монеты и банкноты? (в кошельке). Верно! Эти деньги есть в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте
(показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы знаете о них? Как надо пользоваться пластиковой картой?
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
6. Бережно относиться к деньгам.
Консультация для родителей на тему: «Финансовая грамотность дошкольников»
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.
Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Давайте разберемся, так что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Главными учителями финансовой грамотности остаются родители.
Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок.
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, то Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Но это не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине.
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций.
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - квест "Путешествие в страну Денег"
Цель: Познакомить детей с различными видами денег.Задачи:1. Дать представление детям о понятие «денег».2. Познакомить с монетами, купюрами, банковскими картами.3. Учить ориенти...

Познавательное развитие. Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»
Познавательное развитие. Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...

Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"
Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...

Путешествие в страну денег. Игра - викторина для детей подготовительной
Данная игра - викторина нацелена на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. В ходе мероприятия у дошкольников закрепляются раннее полученные экономические знания; от...

Проект «Путешествие в страну денег»
Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...

Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»
Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. Задачи: дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначен...

