Буклет - Занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста в сопровождении родителей (МАМИНА ШКОЛА)
план-конспект занятия (младшая группа)

Афанасьева Светлана Николаевна

Информация в данном буклете посвещена проведению занятий с детьми раннего возраста и их родителями, посещающих группу кратковременного пребывания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т.к. некоторые родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как само собой разумеющейся процесс.

Особенности группы кратковременного пребывания:

1. Фактически индивидуальная работа с каждым ребенком.

2. Изменение функции педагога. Педагог обучает родителей взаимодействию с ребенком в целях его развития; создает предметно-развивающую среду с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей; консультирует родителей; проводит специально организованные занятия с мамами (родителями) и детьми.

3. Активное участие в педагогическом процессе родителей.

4. Удовлетворение потребностей семьи в специализированной помощи учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической части (хореографа) и рекомендации по проведения занятий в домашних условиях.

Важно обеспечить комплексный подход к развитию ребенка, улучшая взаимодействие между всеми участниками программы. Для этого также уделяется внимание взаимодействию между родителями малышей.

Важно формировать  и создавать условия для развития таких родительских взаимодействий как:

  1. Обмен опытом. Специалистам важно не торопиться давать информацию по запросу. Уточните, кто из родителей сталкивался с подобной ситуацией, и дайте возможность рассказать о своём опыте. Позвольте родителям почувствовать себя уверенным и не бояться своих слабых «тем».
  2. Обращайте внимание на настроение родителей. Просите их проговаривать эмоции/чувства и то, что на них влияет.
  3. Давайте обратную связь. Что вам как специалисту нравится и что можно попробовать в тех ситуациях, когда родитель неэффективно взаимодействует со своим ребёнком.  
  4. Поддерживайте родителей в их усилиях и настойчивом «здоровом поведении» и требованиях.
  5. Будьте готовы к проговариванию и решению одних и тех ситуаций. Дайте родителям время на формирование у них  навыка.

Особое внимание в своих занятиях уделяла зрительному восприятию. Зрительное восприятие играет важную роль в развитии речи и социально-эмоциональном развитии.

Обязательно вводятся для регулирования процесса важные для вас правила взаимодействия:

- «поднятая рука»;

- «говорит один»;

- «игра началась»;

- «игра на паузе»;

- «стоп игра»;

- «закончилась игра» и др.

Каждое занятие включает в себя следующие блоки:

  1. Физическая активность. Подвижные игры, упражнения на координацию, бег, прыжки, движение с препятствиями.
  2. Игры с музыкальным сопровождением. Песни, ритмичные игры, упражнения для развития слухового восприятия и ритма.
  3. Сюжетно-ролевые игры с животными или куклами. Применение игровых сценариев с участием животных или игрушек, создание сюжетов, которые помогают развивать воображение и внимание.
  4. Релаксация и рефлексия. Спокойная музыка, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения для расслабления, общее успокоение. 
  5. Психологическая поддержка родителей. Консультации по вопросам воспитания, развития, взаимодействия с детьми, обсуждение возникающих трудностей, создание поддержки и уверенности для родителей.

На первой встрече было уделено внимание знакомству, диагностическому наблюдению способностей и навыков детей и коммуникаций между детьми и взрослыми. А также родителями проговаривались ожидания от посещения Маминой школы.

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ «Возвращение Колобка»:

Вводная часть

− Педагог-психолог приветствует мам и детей.

− Знакомство. Установление эмоционального контакта.

Основная часть

  1. Двигательная игра с бубном: «Зашагали ножки».

Зашагали ножки: Топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: оп-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ, топ, топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожки,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Сначала идём по кругу в одну сторону, а после меняем направление.

  1. Контактное телесно-ориентированное упражнение: «Колобок». Сначала замешиваем тесто – укладываем или усаживаем ребёнка перед собой и начинаем его «мять», «раскатывать» и «растягивать». Потом «лепим» Колобка и «отправляем его в печь» - крепко обнимаем его со спины, поговаривая, какой ароматный, румяный, аппетитный Колобок. Так и хочется съесть! Целуем, обнимаем ребенка, пока он не начнёт выбираться из объятий. Убежал Колобок – значит, «испекся».
  2. Катится, катится Колобок, спешит к дедушке и бабушке. Видит полянка, а на полянке цветы большие и очень красивые. Рядом бабочки летают, давайте им поможем сесть на цветок и покушать нектар. Руками крылышки не трогаем, а то бабочка не сможет летать и погибнет. F:\к маминой школе\IMG_20250217_104010~3.jpg
  3. Вот мы рядом с 2мя домиками дедушки и бабушки. А что же мы в гости пойдём без гостинцев. Давайте им приготовим на палочках конфетки синие и красные.F:\к маминой школе\IMG_20250217_104604~2.jpg
  4. Приготовленные гостинцы приносим к дедушке и бабушки (в зависимости от цвета их угощаем). Обращаем внимание детей на цвет крыш, тарелок и гостинцев, кому какой дадим? F:\к маминой школе\IMG_20250217_104910_1~2.jpg
  5. За гостинцы дедушка и бабушка отблагодарили интересными загадками. Сенсорная игра: «Сенсорные  кармашки». На ощупь они должны предположить и найти свою фигуру. Мама помогает открыть пуговку, а ребёнок наблюдает, как она это делает.F:\к маминой школе\IMG_20250217_105328~2.jpg
  6. Зрительное восприятие «Черно-белые картинки». Детям показывается силуэт. Спрашивается: «Чей он?». В независимости от ответа детям показывается реалистичная картинка данного животного.

- До свидания дедушка и бабушка!

  1. Речевая игра «Благодарим свою маму»:

Дай ладошку моя крошечка

Я поглажу тебя по ладошке

На ладошку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошке.

9. Заключительная часть. Прощание.

Как нам было хорошо

Приходите к нам еще

До свидания (имена детей)

До свидания (имена родителей)

До свидания (имя педагога) (дети подходят и легонько стучат по ладошке педагога)

10. По завершению занятия проводится консультация для родителей (тема консультации подбирается индивидуально по запросу родителей).

11. Домашнее задание для закрепления дома, то, что было обыграно в ДС.

Программа психолого-педагогического развития детей и их родителей направлена на создание гармоничной и поддерживающей среды для раннего детства, где каждый ребенок чувствует себя безопасно и ценным, а родители получают все необходимые инструменты и знания для воспитания и развития своего ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 301 г.Челябинска»

E:\Downloads\qr.png

454085, г. Челябинск, ул. Марченко, д. 29-а;

СП: 454085, г. Челябинск, ул. 1 Пятилетки, д. 5

тел. 7(351) 737-67-36, 7 (351) 737-69-11; dbux301@mail.ru

Педагогическая поддержка семьи

с ребенком раннего возраста

в группе кратковременного пребывания

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2025-02-17-00-56-15-650_com.google.android.googlequicksearchbox~2.jpg

Занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста в сопровождении родителей

в группе кратковременного пребывания

(РОДИТЕЛЯМ и ПЕДАГОГАМ)

 Подготовила:

 педагог-психолог

Афанасьева Светлана Николаевна

г. Челябинск, 2025 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС

Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....

Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"

Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....

Занятие педагога-психолога с детьми раннего возраста и их родителями в детском саду «Осень»

Цель: познакомить детей с миром эмоций через различные методы и приемы.Задачи:-создать эмоционально безопасную атмосферу;-снять эмоциональное и мышечное напряжение;- повысить двигательную активно...

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет "Письмо из лесной школы".

Методическая разработка. Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет " Письмо из лесной школы"Совершенствовать коммуникативные навыки, навыки вербаль...