Проект "Дидактическая игра, как средство формирования ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта"
учебно-методический материал

Салмина Алена Юрьевна

Описание проекта с дошкольниками с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Излучинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Дидактическая игра, как средство формирования ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта

дошкольников с ОВЗ»

        Подготовила: Салмина А.Ю.

п.г.т. Излучинск 2022

Актуальность:

У детей с ОВЗ, поступающих в специальный детский сад, как правило, наблюдается несформированность способов усвоения общественного опыта, а  развитие предметных действий остаётся на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, то есть отсутствует ориентировка на свойства объектов. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию, ни по образцу. Некоторые дети  практически не могут выполнять адекватные действия с предметами, выделять свойства предмета осуществлять предварительный анализ условий выполнения предметно-игровых действий. Дети  действуют хаотически, используют в основном рассматривание, ощупывание, подворачивание, исследование на слух и нередко на вкус, наблюдается «застревание» на одном способе выполнения, склонность к стереотипам и персеверациям. В этом случае ориентировочно-исследовательские действия ребенка в большинстве случаев не приводят к нахождению правильного способа действия с предметом. Указание на правило выполнения, инструктирование, организация внимания, показ наиболее адекватного способа выполнения и адекватное руководство действиями ребенка приводят к его позитивному развитию, и формирует социальный опыт.

При организации обучения дошкольников с ОВЗ очень важно правильно выбрать средства передачи ребенку общественного опыта и формирования исследовательской деятельности.

Игра является оптимальным средством формирования общественного опыта и ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка, так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие личности ребёнка. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с окружающим миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, проявляются его потенциальные возможности.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, именно в  ней создаются такие условия, в которых дети получают возможность действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный общественный и исследовательский  опыт.

Ребёнку для усвоения способов передачи общественного опыта (ориентировка в окружающем мире, выделение и усвоение свойств и отношений предметов, понимание того или иного действия) требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. В игре осуществляется такое взаимодействие взрослого и ребёнка, при котором взрослый хочет передать ребёнку определённые знания, умения и навыки, а ребёнок изъявляет желание их получить и сделать своими.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что именно  в игре формирование ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта дошкольников с ОВЗ происходит наиболее эффективно.

Цель: 

Формирование ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта дошкольников с ОВЗ через использование дидактических игр.

Задачи: 

  1. Изучить роль дидактической игры в формировании ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта дошкольников с ОВЗ.
  2. Формировать  у детей представления о  свойствах окружающих предметов в процессе их восприятия и выполнения ориентировочно-исследовательских действий.
  3. Создавать условия для формирования и накопления общественного опыта детей.
  4. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросу  формирования ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта дошкольников с ОВЗ.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение собственного уровня знаний, создание методической базы по вопросу формирования ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения общественного опыта дошкольников с ОВЗ.
  2. Создание предметно-развивающей среды для формирования ориентировочно-исследовательской деятельности и накопления общественного опыта детей.
  3. У родителей сформирован компетентностный подход относительно исследовательской деятельности ребёнка, осознанное отношение в необходимости формирования у детей общественного опыта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дошкольники, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь - май.

Этапы проекта:

Этапы

Содержание работы

1

Подготовительный

(октябрь)

Изучение литературы и имеющегося педагогического опыта по теме проекта.

Определение целей и задач проекта.

Создание условий и подбор инструментария для реализации проекта.

2

Основной

(ноябрь-апрель)

Разработка и реализация мероприятий по теме проекта.

Прогнозирование результатов.

3

Заключительный

(май)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Формирование методического комплекса.

Внедрение опыта работы.

Направления работы над темой проекта (самообразования)

Основные направления

Содержание работы

Сроки

Методическая

работа

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

В течение года

Совершенствование знаний в области познавательного и социального развития дошкольников

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

Знакомство с современными педагогическими технологиями в условиях доступной среды.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами по познавательному и социальному развитию дошкольников

Изучение  опыта работы педагогов детских садов информации по теме, посредством интернет сообществ и участие  в обмене опытом.

Создание  базы мероприятий, дидактических игр по теме проекта.

Выступление с докладами и печатание статей, по теме проекта  

Использование ИКТ для создания дидактических игр  и внедрение их в образовательный процесс.

Систематизация и обобщение накопленного опыта работы

Работа с родителями

Привлечение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями

В течение года

Памятка «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Октябрь

Консультация «Игры, способствующие формированию общественного опыты»

Декабрь

Консультация ширма для родителей «Дидактические игры, стимулирующие познавательную активность ребёнка»

Март

Анкетирование родителей

Апрель

Ознакомление родителей с деятельностью детей по теме проекта на протяжении учебного периода.

Май

Работа с детьми

Диагностика уровня  познавательного развития детей

Октябрь

Май

Занятия по познавательному и социально-коммуникативному  развитию  

В течение года

Сенсомоторные дидактические игры.

Ноябрь-апрель

Математические дидактические игры.

Речевые дидактические игры.

Графомоторные дидактические игры.

Литература

  1. Годовкина Л.В. Коррекционно - развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС//Учитель.- 2014г.
  2. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. // Дошкольное воспитание. №4,2002.
  3. Крашенинникова Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС// Мозаика – Синтез.-2014.-С. 80.
  4. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры / Е. О. Смирнова. - М.:п Эксмо, 2010.
  5. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. №4,2004.
  6. Сорокова М. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. №10,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Методическая разработка (описание инновационного опыты работы) "Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Методическая разработка(описание инновационного опыты работы)"Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"...

Распространение педагогического опыта " Дидактические игры как средство формирования здорового питания детей дошкольного возраста"

Всем известно, что питание каждого из нас,а особенно в жизни ребенка, играет важную роль.Правильное питание детей - залог их здоровья в будущем....

Консультация "Дидактические игры и упражнения на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта"

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое ста­новится необход...

Дидактическая игра как средство формирования самостоятельной игровой деятельности детей.

Используемые воспитателем дидактические игры становятся средством формирования самостоятельной игровой деятельности, когда они вызывают у ребят интерес к игре, правилам и непосредственно к действиям, ...