Консультация для педагогов и родителей. "Учим понимать пейзажную живопись"
консультация
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность. Дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей. Учим понимать пейзажную живопись
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность. Дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению естественной или изменённой человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской, лесной. В работе с детьми чаще всего используется природный пейзаж.
Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или моря. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещённостью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несёт в себе определённую идею.
Некоторые особенности композиции этого жанра.
Прежде всего, на пейзажном полотне отображается пространственная протяжённость и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров неба и земли на полотне, а также их цветовое соотношение, которое создаёт гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создаётся ощущение простора.
В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи.
Пейзаж, ярче других жанров живописи, выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношений к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева созвучна мелодия П.И. Чайковского «Весна» или Н.А. Римского – Корсакова «Песни пляски птиц» из оперы «Снегурочка», а при рассматривании картины А.А. Рылова «В голубом просторе» кажется, что звучит «Баркалолла» П.И. Чайковского; Когда любуемся полотном А.А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С.С. Прокофьева «Утро». Вспоминая картины И.И. Левитана «Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.
Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывает определённые переживания-чувства грусти или радости любви к Родине. У таких полотен хочется читать стихи. Картина А.А. Пластова «Сенокос» пробуждает желание вспомнить строки С.А. Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки…
Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нём всё монументально, написано ярко, звучно.
Например, в картинах М.С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване».
Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отражённая в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами человека.
Картина И.К. Айвазовского «Девятый вал» передаёт тревогу, душевное смятение, беспомощность человека перед природной стихией; в картине И.И. Левитана «Весна – большая вода» весна- пробуждение жизни, но вокруг всё так спокойно, неподвижно, мирно, кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.
В драматическом пейзаже всё изменчиво, напряжённо, предвещает бурю грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы».
Пейзажная живопись, особенно для горожан, является тем видом искусства, воспринимая которое мы испытываем отдохновение от суеты, от городского шума.
Что в пейзажной живописи должен увидеть взрослый, чтобы донести содержание произведения до детей?
Рассмотрим это на примере произведения русского художника – пейзажиста И.И. Шишкина. Для творчества художника характерна страстная влюблённость в русскую природу. Свою любовь он выразил в пейзажах – поэмах, где природа представлена во всём своём величии.
Картина «Корабельная роща»: что прежде всего бросается в глаза? Сосны – великаны, стражи земли. Создаётся впечатление, что сосны являются, как бы мостом между небом и землёй. Мощь природы выражена через громадные, устремлённые вверх деревья, через сильные стволы сосен.
Композиционное построение картины заключается в присутствии двух планов – леса и опушки с ручьём. Природа раскрывает объятья человеку, она “впускает” в себя, и мы как бы углубляемся в лес, вслед за солнечными пятнами. Могучие сосны создают величественный образ Родины, которую каждый должен любить и беречь. И эта любовь художника к природе, Родине выражена в картине светом – залитая солнцем поляна, ручей и солнечные блики на золотисто - розовых стволах сосен. Этот золотистый свет, заливающий всю картину, как бы говорить нам о нежной и трогательной любви к лесу, художника, стремящегося своим творчеством наполнить и нашу душу таким – же чувством. Контраст цвета и света первого и второго планов картины вызывает у нас чувство величия, торжества, нежности и радости, ощущения свежести. Кажется, что от полотна веет одновременно тёплым летним ветерком и сумрачной прохладой.
Картина названа художником «Корабельная роща». Она пробуждает какое-то двойственное чувство – восхищение перед могуществом природы и сожаление, недоумение: неужели такие красивые сосны станут материалом для строительства кораблей! Все пейзажи И.И. Шишкина пронизаны солнцем, любовью к природе, восхищением перед её величием.
Практика показывает, что от отбора произведений успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чём рассказывает художник на полотне и с чем впервые соприкасается дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – всё это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к пейзажной живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим понимать пейзажную живопись.
Данный материал предназначен для родителей и воспитателей старших, подготовительных групп....
Консультация для педагогов и родителей «Учимся переводить агрессию в позитив»
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым днем все больше и больше....
Сообщение для педагогов и родителей «Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».
Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль и...

Памятка для педагогов и родителей "Учим детей общаться"
Частенько поступают запросы как от родителей, так и от педагогов на то, что дети не умеют общаться друг с другом. Они стесняются даже ответить на вопрос, не знают. как проявить симпатию, как заговорит...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Учим буквы весело"
Перед Вами представлена подборка игр, которая поможет ребенку быстрее запомнить и выучить буквы....

Мастер - класс на взаимодействие педагогов-детей -родителей «Учимся общаться и понимать друг друга»
Мастер-класс...
Учим понимать пейзажную живопись
Учим понимать пейзажную живопись...