Материал для педагога Беседа Гармонисты и гармошка во время Великой Отечественной войны
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Материал для беседы
Гармонисты и гармошка во время
Великой Отечественной войны
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для беседы
Гармонисты и гармошка во время
Великой Отечественной войны
История. Гармонисты и гармошка на войне
В 1941 году началась война, и многие гармонисты, не представляющие жизни без любимого инструмента, были мобилизованы на фронт. И по-прежнему гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом.
Для поддержания патриотизма на фронте, уже летом 1941 года Наркомат Обороны СССР выпустил приказ о регулярной поставке на линию фронта гармоней. За первые несколько месяцев на войну отправили 12000 гармоней, а к осени это число возросло до 60000. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства — и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием.
Гармонь сыграла большую роль в поднятии духа красноармейцев, поддержании правильного настроя и боевого настроения. Все тяготы военно-походной жизни преодолевались гораздо легче, если на привале играла гармошка. Есть свидетельства и того, что русские войска шли в атаку, играя решительные боевые марши на гармони — солдаты принимали бой и шли вперед, а в центре и по флангам выступали гармонисты. Такие наступления всегда внушали ужас немецким солдатам, заставляя их отступать даже при большем численном превосходстве.
Отношениям русского человека с лиричным инструментом придавалось немаловажное значение — русская гармошка упоминалась в песнях, стихах, и, конечно, частушках. Стоит также вспомнить поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» — про бравого красноармейца, с честью встречавшего суровые испытания и не забывающего радоваться жизни и ободрять боевых товарищей, несмотря ни на что.
Бесстрашие перед лицом врага, героический настрой, проявление патриотизма — искренние порывы русской души, которые помогли советскому народу победить фашизм — были вызваны, в том числе, и военной песней. Боевые песни вели солдат в бой, они же заставляли сопереживать соратникам и братьям по оружию, утоляли тоску по дому.
Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкой работы. Частушки и народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, посвященные павшим в бою солдатам и вдовам, не дождавшимся мужей с войны, и патриотически-боевые марши, которые помогали приблизить победу и выражали сильное желание дать решительный отпор врагу. И практически все песни звучали под аккомпанемент русской гармони или баяна.
Ветераны Великой отечественной войны о роли гармошки и гармонистов на войне
Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...»
А вот воспоминания Александра Терентьевича Макушева, ветерана, кавалера ордена Великой Отечественной войны, автора книги «Расскажи, гармонь»: «Тёркины-гармонисты балагуры неизменно были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль...»
Первое слово — ветерану войны. «...На фронте никаких музыкальных инструментов, кроме гармошки, я не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы, пляски, пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались — немцы тут же открывали огонь... После трёх дней боёв во время штурма Кёниксберга и бессонных ночей солдат сморил сон. Расстелив шинели, солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялись несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости» - так писал Пётр Михайлович Шкиндер, полковник запаса, прошедший всю войну и дошедший до Берлина.
В директиве №220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь». Кстати, в первые месяцы войны трёхрядок явно было недостаточно — всего около семидесяти тысяч. Вот почему в Тулу и Шую шли письма с таким призывом: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!». Существовал даже лозунг «В каждую роту — гармонь!».
“Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем.
Партизан отряда «Буревестник» Минской области Константин Федорович Малышкин прошел все суровые годы войны вместе с боевой подругой гармонью-двухрядкой.
«Каждый день – это борьба, за клочок родной земли. Рядом была боевая подруга - гармонь. Она помогала в трудные дни войны, после тяжелого боя берешь в руки гармонь, все собираются в кружок, и начинается песня. Она помогала поднять настроение, сохранить бодрость духа и звала к победе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для конференции ко Дню Победы "ГЕРОИ Великой Отечественной Войны"
материал подобран для воспитанников старшего дошкольного возраста. информационный материал дети представляют самостоятельно в сопроваждении слайдов...
Сценарий мероприятия ко дню матери «Образ матери в годы Великой Отечественной войны»
Сценарий ко дню матери "Образ матери в годы Великой Отечественной войны" посвященный к 75 летию Великой отечественной войны...
Отчет о проведении мероприятия, посвященного Дню Матери «Образ матери в годы Великой Отечественной войны»
Отчёт о проведении мероприятия, посвященное Дню Матери, к 75 - летию Великой Отечественной войны...

Консультация для педагогов «Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в б...
Викторина для педагогов "Что я знаю о Великой Отечественной войне?"
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне актуальными являются различные форматы мероприятий о ВОВ - не только для детей, но и для педагогов, других сотрудников ДОУ, для родителей. Викторину...
Отчет о проведении мероприятия, посвященного Дню Матери «Образ матери в годы Великой Отечественной войны»
Традиционным стал праздник, который мы отмечаем каждый год в последнее воскресение ноября. И это замечательно: сколько бы хороших,добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого н...

Квиз-игра для педагогов ДОУ "Война. Победа. Память", посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цель: углубление знаний педагогов ДОУ о Великой Отечественной войне с использованием различных видов деятельности. Задачи:1) Повысить уровень знаний педагогов ...
