Занятие по развитию речи "Весеннее царство " в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

Малышева Валерия Александровна

Цель: развитие связной речи по теме «Весеннее царство»

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления о весне как о времени года.

2. Продолжать обучать составлять предложение по лексической теме «Весна» с опорой на картинки, согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

3.Обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие:

1.Активизировать словарный запас прилагательных: весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое.

4.Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе.

4.Развивать  речь, память, , внимание, воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе, родному языку.

Интеграция областей: речевая, познавательная.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме. Чтение   рассказов, стихов и загадок о весне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1

Вот загадки вам, ребята,

Разгадать их быстро надо.

Отгадаете загадки,

Будет всё с весной в порядке.

(Загадывает загадки о весне)

1. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит,

К нам пришла. (Весна)

2. Только за окошком

отпустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну, а ты, дружочек,

Отвечай теперь -

Под моим окошком

Что звенит? (Капель)

3. На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке грохочет лёд

Это значит. (Ледоход)

4.У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

5.Я всегда на бегу,

И везде пройти смогу.

Просочусь, прокрадусь,

Не удержишь, проберусь.

По оврагам, по низинкам,

Меж берёзок и осинок.

Говорят что я журчу,

А я, песенки шепчу.

Я Весны-красны дружок,

Зовусь весенний. (Ручеёк)

Задание 2 «Скажи наоборот».

1.Зимой снег белый, а весной – серый,

2.Зимой снег чистый, а весной – грязный,
3.Зимой дни холодные, а весной – теплые,
4.Зимой дни короткие, а весной – длинные,
5.Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
6.Зимой небо серое, а весной – голубое,
7.Зимой ветер холодный, а весной – теплый.

Задание3

1.Тает снег, улетают на юг перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

2.С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

Задание 4«Ласковые слова»

• Солнце – солнышко

• Ручей – ручеёк

• Ветер – ветерок

• Птенец - птенчик

• Ветка – веточка

• Капля - капелька

• Цветок – цветочек

• Трава - травка

• лист- листик



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Лучик»

Конспект занятия по развитию речи

«Весеннее царство»

в средней группе

Подготовил воспитатель:
Свиридова Валерия Александровна

2025г.

Цель: развитие связной речи по теме «Весеннее царство»

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления о весне как о времени года.

2. Продолжать обучать составлять предложение по лексической теме «Весна» с опорой на картинки, согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

3.Обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие:

1.Активизировать словарный запас прилагательных: весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое.

4.Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе.

4.Развивать  речь, память, , внимание, воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе, родному языку.

Интеграция областей: речевая, познавательная.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме. Чтение   рассказов, стихов и загадок о весне.

Методы и приемы:

1.Словесные (художественное слово, объяснение, ответы на поставленные вопросы)

2.Игровые (сюрпризный момент, дидактические игры)

3.Наглядный (презентация, иллюстрации о весне)

Материал (карандаши, заготовки с изображением деревьев, солнышко без лучиков, солнышки веселые и грустные)

Ход образовательной деятельности.

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Давайте поздороваемся друг с другом.

В: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

В:  Ребята, вспомним наше правило на занятиях:

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать,

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить

В: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна).

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне. Мы долго ждали весну, значит, весна какая? (Долгожданная)

В: Ребята, назовите  мне весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май. Их не забывай!

В:  В народе месяц март называют протальник. А почему он так называется? 

Дети: (ответы детей)

В:На проталинах из-под снега появляются первые  весенние цветы. Как они называются? ( ответы детей) Первоцветы

В: Ребята, а какие приметы весны изображены на картинках?

Дети:(тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, текут ручьи, прилетают птицы, животные проснулись и у них появляются детеныши, набухают почки, распускаются первые листочки и цветы).

В: Каким весной становится небо? (безоблачное, голубое, яркое, чистое, светлое)

В: Что можно сказать о солнце? Какое оно?  (теплое, яркое, весеннее, ласковое)

В: Ребята, если я назову один предмет

А вы называете много предметов

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

Мотивация.

В: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие, в сказочный весенний лес. Закрываем глаза и отправляемся в наше путешествие. (звучит сказочная мелодия)

 Вот мы и оказались в сказочном весеннем лесу.  Ребята посмотрите на полянку.  Я слышу разговор. Что там происходит ? Давайте посмотрим.

 Дети: (Сказка « Зимушка- зима и Весна» Герои (Сказочница. Зима. Весна)

Физминутка: 

« Ветер дует нам в лицо»

В: Ребята,   подул сильный ветер (звучит мелодия шума леса) Кто это к нам пожаловал? Вы его узнали?

Дети (ответы детей)

В: Верно.  Это -Старичок- Лесовичок. Он расстроен. У него какая- то беда.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем мы Лесовичку прогнать зиму? Лесовичок предлагает задания.

Дети:  Да, поможем.

Задание 1

Вот загадки вам, ребята,

Разгадать их быстро надо.

Отгадаете загадки,

Будет всё с весной в порядке.

(Загадывает загадки о весне)

1. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит,

К нам пришла. (Весна)

2. Только за окошком

отпустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну, а ты, дружочек,

Отвечай теперь -

Под моим окошком

Что звенит? (Капель)

3. На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке грохочет лёд

Это значит. (Ледоход)

4.У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

5.Я всегда на бегу,

И везде пройти смогу.

Просочусь, прокрадусь,

Не удержишь, проберусь.

По оврагам, по низинкам,

Меж берёзок и осинок.

Говорят что я журчу,

А я, песенки шепчу.

Я Весны-красны дружок,

Зовусь весенний. (Ручеёк)

Задание 2 «Скажи наоборот».

1.Зимой снег белый, а весной – серый,

2.Зимой снег чистый, а весной – грязный,
3.Зимой дни холодные, а весной – теплые,
4.Зимой дни короткие, а весной – длинные,
5.Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
6.Зимой небо серое, а весной – голубое,
7.Зимой ветер холодный, а весной – теплый.

Задание3

1.Тает снег, улетают на юг перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

2.С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

Задание 4«Ласковые слова»

• Солнце – солнышко

• Ручей – ручеёк

• Ветер – ветерок

• Птенец - птенчик

• Ветка – веточка

• Капля - капелька

• Цветок – цветочек

• Трава - травка

• лист- листик

Лесовичок благодарит детей за помощь.

В: Ребята, давайте порадуем Лесовичка и расскажем ему стихотворения. Дети рассказывают стихи о весне.

В: Помогли мы, ребята, Лесовичку зиму прогнать. Он очень доволен

 улыбается.

В: Лесовичок, ты не уходи. Отдохни на пенечке. Мы еще хотим тебя порадовать.  Раздаю листочки с заданием. Чего не достает нашему солнышку? А дереву?

В: Молодцы. Дарим свои рисунки Лесовичку. Пусть порадует своих лесных друзей.

 В: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и в путь отправляемся.

В:Ну что ж, ребята, мы помогли  Лесовичку  зиму прогнать. Он очень доволен  улыбается.

Итог занятия.

Рефлексия.

В: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Каждому ребенку по солнышку. Выбираем солнышки (грустные- веселые)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Покорение космоса", средняя группа.

Занятие из краткосрочного проекта "Открытый космос", решение проблемы: незнание детьми российского праздника - День космонавтики;  недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День ...

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Конспект открытого занятия по развитию математических способностей в средней группе

Цель занятия: закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать геометрические фигуры, используя осязание и зрение.Закрепить знание основных цветов. Формировать умение сосред...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет...

Интегрированное занятие по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Едим в гости»

Усвоение названий нескольких видов транспорта (машина, пароход, самолет, поезд, велосипед),  элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колеса), назначение транспортных средств...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия в средней группе "Зимние забавы"

Конспект комплексного занятия по развитию зрительного восприятия...