Мастер-класс для педагогов «Инновационные игровые технологии визуализации в патриотическом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Мастер – класс разработан с целью повышения профессиональной мотивации педагогов на применение современных игровых технологий визуализации на занятиях с дошкольниками по патриотическому воспитанию, приобретения ими  теоретического и практического опыта.

Обучающий мастер – класс рассматривает пошаговую демонстрацию педагогам дошкольных учреждений использования игровой технологии «Кроссенса» на занятиях, как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Материалы мастер – класса могут быть полезны старшим воспитателям,  воспитателями и специалистами дошкольного учреждения в целях повышения своей профессиональной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_shivarakova.docx736.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

Мастер-класс для педагогов

«Инновационные игровые технологии визуализации в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила и провела

старший воспитатель высшей квалификационной категории

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Аннотация

Мастер – класс разработан с целью повышения профессиональной мотивации педагогов на применение современных игровых технологий визуализации на занятиях с дошкольниками по патриотическому воспитанию, приобретения ими  теоретического и практического опыта.

Обучающий мастер – класс рассматривает пошаговую демонстрацию педагогам дошкольных учреждений использования игровой технологии «Кроссенса» на занятиях, как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся. 

Материалы мастер – класса могут быть полезны старшим воспитателям,  воспитателями и специалистами дошкольного учреждения в целях повышения своей профессиональной компетентности.

                                                      Пояснительная записка

1

Форма проведения: 

мастер-класс для педагогов

2

Продолжительность:

30 минут.

3

Вид мастер - класса:

обучающий, практический.

4

Целевая аудитория:

молодые педагоги дошкольных учреждений.

5

Цель мастер - класса:  

продемонстрировать использование инновационной игровой технологии визуализации «Кроссенса» на занятиях по патриотическому воспитанию, как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

6

Задачи мастер - класса:

  1. Передать опыт применения игрового метода «кроссенса» путем прямого и комментированного показа последовательности действий  в образовательном процессе.
  2. Оказание методической поддержки воспитателям в формировании умения строить модель современного занятия  с применением современных образовательных технологий.
  3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  4. Совершенствовать умения работать в команде, развивать сплоченность, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

7

Опорные понятия, термины

Технология визуализации, кроссенс

8

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, буклеты (приложение 1), раздаточный материал с заданиями (приложение 2)

9

Планируемый результат: 

- педагоги повысят теоретические знания по составлению и применению «кроссенса»;

- получат практический опыт изготовления «кроссенса»;

- закрепят умения работать в команде, развивать сплоченность, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- получат возможность применения данного метода участниками мастер-класса.

10

План проведения  мастер-класса:

1 часть. Теоретическая (раскрывается  теоретический аспект технологии визуализации).

2 часть. Практическая.

- Деление на группы.

- Выбор темы.

- Работа в группах.

- Обмен картами, дополнение.

- Рефлексия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Этап мастер – класса (цель этапа)

Содержание взаимодействия

Планируемый результат

Деятельность ведущего мастер – класса

Деятельность участников мастер – класса

1.Теоретическая  часть мастер – класса

1.Организационный  этап. Введение в тему.

Цель: создать творческую обстановку.

Слайд 1.

Ведущий:   Добрый день, уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас в методическую мастерскую на мастер – класс по теме «Современные игровые технологии визуализации в патриотическом воспитании дошкольников».

Наше взаимодействие хочу начать с вопроса: «Скажите,  пожалуйста,  на ваш взгляд, в верно ли утверждение, что: «Патриотизм начинается с детства»?

Слайд 2

Согласны ли вы, что понятие «Воспитать патриотов России» это значит:                                 

- Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному поселку, родной стране.     

- Формировать начало гражданственности у подрастающего поколения.       

- Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.  

    Взрослым необходимо пробудить в ребёнке чувства любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить отечество.

                             Любовь надо воспитывать!!! 

Как подтверждение моих слов, являются слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва российского литературоведа, культуролога, искусствоведа.

Слайд 3               «Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.  Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему  человечеству, к человеческой культуре».

Итог: конечно же, воспитывать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.                                                             

Участники включились   в деятельность.

Мотивационный этап.

Цель: сформулировать цели предстоящего мероприятия.

Ведущий: В настоящее время педагоги отмечают что, современные дети активно используют телефоны, компьютеры, планшеты и привыкли получать информацию в виде фотографий, презентаций, рекламных роликов.  

Поэтому при выборе форм и методов работы с детьми, педагогам необходимо идти в ногу со временем и приоритетом становятся технологии развивающего обучения, наглядные представления информации в обучении.

Интересным инструментом, позволяющим эффективно решить задачи по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников, является технология визуализации.

СЛАЙД 4. Что же такое визуализция? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.

Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.

Педагогам понятие «визуализация» знакомо под названием одного из традиционных педагогических принципов – принципа наглядности.

В чем различия между наглядностью и визуализацией в работе с детьми дошкольного возраста: 

Наглядность –  это отображение конкретных объектов, образов. К средствам наглядности, в частности, относят натуральные предметы, картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии.

Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме.

СЛАЙД 5 В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные техники визуализации:

-таймлайн (лента времени), скрайбинг (скрайбинг — это техника создания иллюстраций параллельно с рассказом),

- скетч (скетчинг – это быстрый рисунок, сделанный от руки, без проработанных деталей,

- инфографика  (инфографика — это графический способ подачи информации. Если ещё проще — это информация в виде картинок,

- кластер (кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами,

- интеллект – карта,

- интерактивный плакат и др.

Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации (т.е. какая технология) и как оно используется.

Сегодня я хочу познакомить вас с успешной игровой технологией визуализации: «Кроссенсом», продемонстрировать его применение как метода развития познавательной инициативы, логического и неординарного творческого мышления, в реализации задач нравственно – патриотического воспитания.

Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) 

Ведущий: Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

Итак, предлагаю рассмотреть технологию «Кроссенс».

Участники записывают цель на цветном пазле и озвучив, прикрепляют к магнитной доске в соответствующем секторе.

Участники сформулировали цели предстоящего мероприятия.

Этап усвоения новых знаний

Цель: дать теоретический материал, познакомить с правилами создания «интеллект – карты»

СЛАЙД 6. Идея создания метода «Кроссенса» принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)

СЛАЙД 7.

Ведущий: Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов».

Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Примеры: Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение.

 Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?..

В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 8. 

Ведущий: Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?

(Сказки А.С. Пушкина.)

СЛАЙД 9 

Ведущий: На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 10. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате?(ЗОЖ.)

Ведущий: Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 11.

Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

СЛАЙД 12. Перед вами кроссенс, ваша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блестит, а сороки любят всё блестящее.) 

Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) 

Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.)

Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.)

Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)

СЛАЙД 13 В этом кроссенсе все слова содержат букву «О».

Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».)

Ведущий: Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

Я выставляю на стол подсказку «Папку передвижку»  по теме «Кроссенс». 

Педагоги вступают в беседу с ведущим, высказывают свои точки зрения.

Педагоги рассматривают слайды с примером интеллектуальных карт.

Получение теоретических знаний педагогами.

                                                                            ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этап применения знаний на практике

Цель: закрепление теоретического материала на практике, умений работать в  группе, осуществление контроля степени усвоения знаний.

Раунд 2  «Практический»

Ведущий: А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса.

(Раздаются листы с заданием, звучит музыка, идёт работа в парах.)

Ведущий: Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

СЛАЙД 14.

«Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Ёлка колется, а собака кусается. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…  

СЛАЙД 15.  О чём данный кроссенс? «Хорошие и плохие поступки» или «Хорошо – плохо». Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответов, ненужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных.

Ведущий: Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

- Работа в парах по разгадыванию кроссенса.

Применение теоретических знаний на практике педагогами.

Этап представления усвоенных знаний. Цель: представление готовой карты –продукта мастер - класса.

СЛАЙД 16.

Ведущий: Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

- Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод?

Ответы педагогов: (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

Презентация созданного кроссенса.

Участник группы предлагает присутствующим разгадать кроссенс.

Составление кроссенса.

Презентация кроссенса.

Этап рефлексии:

Цель: организовать рефлексию психоэмоциональ-

ного состояния, подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезно, а что оказалось бесполезным.

СЛАЙД 17.

Этапы  применения отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Кроссенсы  с успехом используют в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных…Вот некоторые примеры кроссенсов…

Участники оценивают личный успех на мастер - класса: стикерами отмечают  тот предмет, который по их мнению, символизирует результат их работы.

Анализируют свою работу.

Заключительный этап

Цель: получить оценку работы мастер - класса.

Слайд 18   Подведем итог.

«Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!...                              

А закончить мастер – класс хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески.

Я благодарю вас за работу. Надеюсь, что наша встреча носила продуктивный характер, и вы сможете использовать предложенный материал в дальнейшей работе с детьми.

Вручаю буклеты по теме мастер-класса. (Приложение 1)

Спасибо за приятное, тесное и  продуктивное сотрудничество.                            Творческих Вам успехов в работе!

Участники заполняют листы  анкеты обратной связи.

Анкета обратной связи.

Диплом участника.

ПРИЛОЖЕНИЕ №  1

            Что  такое   КРОССЕНС?

КРОССЕНС  ассоциативная головоломка нового поколения.

Слово «КРОССЕНС» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое обозначает с английского языка «пересечение слов»

Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.

Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат.

«Базовый» кроссенс связи между картинками поверхностные, задача ребенка – объяснить кроссенс)

Кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ребенка – разгадать кроссенс)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/19/k_5b291e9aafa4e/473720_15.jpeg

planet-earth-1457453_960_720.png

5869081951a441595a47a2f6.png

a21e988bf9716980c183a5049ae0b15e.jpg

ca36f22d65675d35bd926620884d7.jpg

H:\кроссенс\космос\37444408_images_3934966072.jpg

pngtree-ufo-png-clipart_700572.jpg

210780_thumb.png

a3f8e601a56ea6750ebac2da82d108bb.jpg

alien_PNG68.png

МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

«ТЕХНОЛОГИЯ  КРОССЕНС

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

E:\СЕМИНАР 24\папа.jpg

E:\СЕМИНАР 24\сестры.jpg

E:\СЕМИНАР 24\семья.jpg

Подготовила:

Шиваракова Раиса Евгеньевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Новоорск

Алгоритм составления кроссенса

  • Определить тему, общую идею
  • Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
  • Найти связь между элементами, определить последовательность
  • Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
  • Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы
  • Построение ассоциативной связи между образами элементов.

        Применение кроссенса

  • При формулировке темы занятия
  • При изучении нового материала, как мотивация
  • При закреплении и обобщении изученного материала
  • При подведении итога работы на занятии, как рефлексия
  • В индивидуальной работе
  • Как творческая совместная работа родителей с детьми
  • ОД можно полностью построить в форме кроссенса, то есть элементы кроссенса могут представлять собой его структуру.

Технология КРОССЕНС позволяет:

-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание;

Решить кроссенс –  это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.

            Варианты  КРОССЕНСОВ

1E:\СЕМИНАР 24\мама.jpg

2

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\брат.jpg

3

E:\СЕМИНАР 24\дедушка.jpg

http://detsad118.ru/old/upload/txt/2014/05/orig_4e11d75cc8aa59521f2112846a173841.png

https://is02.infourok.ru/img/02f3-0000ed52-0a75e1d4-158x158.jpg

http://www.sadik32lida.guo.by/uploads/b1/s/12/205/image/0/458/thumb_deti-igrayut.jpg?t=1459966149

http://img2.1001golos.ru/ratings/1565000/1564091/pic3.jpg

F:\СЕМИНАР 24\знак вопроса.jpg

http://www.0577zw.com/UploadFiles/image/20131206/2013120609080721721.jpg

https://i05.fotocdn.net/s19/39/gallery_s/110/1068264742.jpg

https://gubkin.info/uploads/posts/2013-12/1386412515_42fvh454.jpg

http://clipground.com/images/blooming-clipart-2.jpg

Отгадка:   1. «Моя малая Родина – Новоорск»;  

                    2. «Детский сад»

Задание: выбери любую картинки, направление в котором ты будешь двигаться. И соединяя картинки красивыми предложениями,  у тебя получится рассказ,  про...

Анкета обратной связи

 

        Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале:

  1. Актуальность данной темы для вас____________________________________________
  2. Доступность информации___________________________________________________
  3. Возможность применять полученные знание на практике________________________

___________________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания и предложения_____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, позна...

Мастер-класс с педагогами «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Цель: Формирование навыков применения современных образовательных технологий в приоритетном направлении.Задачи:Обобщить и передать опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию с использование...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».Цель:  привлечь внимание и повысить компетентность педагого...

Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».

Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...

Мастер-класс для педагогов "Методы ТРИЗ-технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Задачей мастер-класса является знакомство педагогов с применением методов ТРИЗ-технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Подобраны и рекомендованы наиболее эффективные методы дл...