Мастер-класс для педагогов "Методы ТРИЗ-технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация

Орехова Светлана Ивановна

Задачей мастер-класса является знакомство педагогов с применением методов ТРИЗ-технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Подобраны и рекомендованы наиболее эффективные методы для работы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы ТРИЗ – технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. (Мастер-класс для педагогов)

Орехова Светлана Ивановна (воспитатель)

МБДОУ «Лознянский детский сад Белгородской области Ровеньского района»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), принятый в России в 2013 году (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155), ставит перед собой амбициозную цель: гармонично соединить обучение и воспитание в единый, целостный процесс. Этот процесс должен строиться на фундаментальных духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в российском обществе, и ориентироваться на интересы личности ребенка, его семьи и общества в целом. Ключевая задача — всестороннее развитие личности ребёнка, формирование его общей культуры, воспитание высоких социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств. В контексте этой масштабной задачи, патриотическое воспитание приобретает особое значение.

ФГОС ДО подчёркивает необходимость приобщения детей к национальной культуре, понимая, что это не просто заучивание фактов, а глубокое погружение в народное наследие. Этот процесс должен происходить естественно, органично, становиться частью повседневной жизни ребёнка, формируя чувство гордости за свою страну и её историю. Это не механическое заучивание дат и имён, а чувственное восприятие культуры через народные песни, сказки, игры, танцы, традиционные ремесла и обычаи. Речь идёт о формировании глубокого эмоционального отношения к своей Родине, понимания её истории, традиций и достижений. Важно не только рассказать ребёнку о великих людях и событиях, но и показать, как эти события и личности повлияли на формирование современной России, как связаны прошлое и настоящее. Овладение народным наследием – это не просто изучение фольклора. Это осознание своей принадлежности к большому культурному сообществу, понимание непрерывности поколений, чувство причастности к истории своей страны и своего народа. Это формирование чувства ответственности за сохранение и приумножение национального достояния. Именно поэтому патриотическое воспитание, основанное на овладении народным наследием, является неотъемлемой и важнейшей частью целостного образовательного процесса в детском саду, заложенного ФГОС ДО, способствуя гармоничному развитию личности и формированию активной гражданской позиции у будущих поколений. Этот процесс должен быть интегрирован во все аспекты образовательной деятельности, начиная от игр и занятий и заканчивая повседневным общением и взаимодействием с окружающим миром.

Одна из задач ФГОС ДО направлена на развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В наших современных условиях технология ТРИЗ является одной из эффективных возможностей, способствующей реализовать данную задачу. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта», — отметил Альтшуллер Г. С., автор технологии ТРИЗ. Умелое использование педагогом игровых приемов ТРИЗ в развитии и воспитании старших дошкольников успешно помогает развить у детей изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Включение ТРИЗ в разные виды образовательной деятельности дает возможность не только развивать познавательный интерес, но и формирует умение каждого воспитанника самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

Ровеньский край имеет богатую историю, которую, по моему мнению, должны знать наши дети.

Важно с раннего возраста, ещё в детском саду, прививать детям чувство любви и гордости за свою малую родину — будь то город, село или окружающая природа: лес, река, поля. Ребята должны понимать, что все эти места составляют единое целое — их Родину. Для этого необходимо знакомить дошкольников с конкретными элементами родного края: какие предприятия работают в городе, какие достопримечательности, памятники и музеи существуют, кто из местных жителей прославил город своими достижениями. При знакомстве с родным городом необходимо акцентировать внимание на том, что он привлекает не только местных жителей, но и гостей из других регионов. Люди приезжают специально, чтобы посетить музеи, увидеть исторические места и достопримечательности. Понимание того, что родной город интересен и значим для многих, воспитывает чувство гордости и уважения к своей малой родине, закладывает основы патриотизма. Это понимание формируется через конкретные примеры и знакомство с местными символами и выдающимися личностями.

Меня заинтересовала возможность применять ТРИЗ – технологию в воспитании в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах образовательных областях.

Содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.).

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом:

Семья - Детский сад - Родная улица, район - Родной город – Родной Край- Страна, ее столица.

Образовательная область «Познавательное развитие» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» , «Художественная-эстетическое развитие», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации и представления, происходит развитие детского самосознания.

Неоспоримо значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда для жизни и развития ребенка дошкольного возраста: оформила в группе уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе; стране.

Инновационная деятельность в группе можно реализовать в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи.

Основные методы ТРИЗ – технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников:

- Морфологический анализ – с целью придумывания с детьми нового для большей наглядности использую Морфологическую таблицу.

При решении проблемной ситуации «На чём отправиться путешествовать по родному краю» дети могут придумать необычное транспортное средство, которое будет передвигаться по воздуху, воде, земле…».

- Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов, он применяется в образовательной деятельности: «Наша Белгородчина»; «Как появился календарь?»; «Придумай свой календарь»; «Придумай фантастическое животное».

- Один из интересных методов ТРИЗ – это «Мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он возникает, не запланировано, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «Мозгового штурма» с детьми в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод может быть включен в занятие «Выбираем транспорт» «Как отправиться на экскурсию в любимый город», «Что делают солдаты в кремле»

Один из приемов этого метода, символические аналогии. Например: графические ассоциации. Задания - игры, связанные с символами. Например: туристическое путешествие по городу, придумывание рассказа и зарисовка его в виде символов, а затем воспроизводство его или изображения их в символах реальных образов.

 «Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Системный оператор, можно включать во многие занятия, это: «Карта Ровеньского района», «Путешествие по Белгородской области», «Деревья нашего парка» «Знакомство с экологической ситуацией реки Айдар» , размышляем с детьми по поводу, что «Какая река Айдар? А, какой она была в прошлом в прошлом? Какой она будет в будущем?»

Следующий метод ТРИЗ – типовые приемы фантазирования (ТПФ). Такие приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот: Пришел Сказочник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. Например «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь?

С использованием ММЧ разработаны и апробированы познавательные занятия. Например: моделирование маленькими человечками агрегатных состояний разных веществ.

Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводила тренинги в виде игровых упражнений используя Круги Луллия (индивидуально и с подгруппой).

Дети от природы являются исследователями. Их неугасимая тяга к новым впечатлениям, любопытство и постоянное желание наблюдать и «экспериментировать», а также самостоятельно находить информацию, традиционно считаются ключевыми аспектами детского поведения в педагогике.
Без сомнения, использование методов, основанных на исследовательском обучении, поможет организовать процесс развития мышления, позволяя получать знания через практическую деятельность.
Игры по ознакомлению детей с родным городом: Д/и «Знаешь ли ты свой город», «Назови по карте главные объекты города», « Угадай где я была», « Лифт» «Угадай объект», «Пройдём до указанного места», «Разбитая картина». Проблемные ситуации: «Зачем нужны деревья», «Что делать если ты потерялся », «Что может случиться если…» «Машина не прошла испытание»    « Хорошо-плохо»

Реализация проекта «Герои нашей семьи» позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками могут стать дети и родители.

Перспектива для следующих проектов- продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей их возникновения.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Первый этап этого процесса - информационно-наглядный. Он носит познавательную функцию для родителей. Например ширмы: «Нравственно – патриотическое воспитание детей».

С целью выявления уровня патриотических знаний родителей необходимо провести анкетирование. Темы родительских собраний различны: «Нравственно- патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом», «Метод проектов»

Второй этап работы - совместная деятельность детей и родителей: сбор информации, «День открытых дверей», экскурсии. С участием родителей проводятся:                                                                                                                            - выставки рисунков, поделок, фотографий «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка»;

· пополнение уголка патриотического воспитания «Герб моей семьи», «Моё генеалогическое древо» и т.д.;

· благоустройство ДОУ

· природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушек», «Сохраним первоцветы».

Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с педагогами нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Анализируя проведенную работу, можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.

Литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999.

3. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.

4. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю.

5.Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания.                                                                                                    6.Страунинг А. М. Росток: программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольника. Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии.

Цель: обучение участников мастер-класса применению методов и приемов при совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.Задачи с родителями: Формировать у родителей стремление в речевом ра...

Мастер – класс на тему «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»

Мастер - класс на тему "Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников"...

Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении....

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Мастер-класс с педагогами «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Цель: Формирование навыков применения современных образовательных технологий в приоритетном направлении.Задачи:Обобщить и передать опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию с использование...

Мастер-класс «Неофициальные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Привлечение внимания родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....