Мастер – класс на тему «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа)
Мастер - класс на тему "Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_na_temu_priemy_triz_hnologii_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 266.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»
Сегодня , я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий философ, писатель, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. А в дошкольное образование ТРИЗ пришел в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивала педагог Л,Б Фесюкова, Шустерман,Т Н Доронова чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов Светлана Гин, Светлана Пристяжная и другие.
Что же такое технология?
Технология – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.
ТРИЗ - технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДОУ.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём. Можно говорить всё! ».
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Давайте освежим память и вспомним их:
1.Один из методов является - мозговой штурм.
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических.
Изобретательные задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Например задача :
1) Как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)
2)"Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
(На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .)
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Еще примером задачи:
Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
Решения:
-Попросить соседей приходить поливать;
-Поставить горшки в таз с водой;
-Наполнить бутылки водой, перевернуть их
и воткнуть в землю;
-Закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой;
-Отнести цветы соседям;
-Накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками;
-Раздарить цветы.
2. Метод «Да-нет» Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
Например: Много гостей, много новостей!
Чтоб мастер-класс был веселей
Отвечайте поскорей!
Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.
Я загадала слово (кошка).
Это слово обозначает предмет?
Да.
Это растение?
Нет.
Это что-то неживое?
Нет.
Это животное?
Да.
3.Один из методов аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенкупредставиь самого себя в качестве какогонибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
Или , представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.
1 группа Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",
2 группа промяукайте "Солнечный круг»
4. «Спасательные ситуации в сказках».
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
Например: "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .”
Предложите свои варианты спасения котенка.
Моделирование сказок: вначале детям дается каритнка, одного предмета.например черный домик.Дети сочиняют по ней сказку.Это домик Бабы яги или там живет кто то злой. На следующем этапе добавляем еще дополнительно картинки, например. людей ,животные ,цветы
Сказки по схемам. Даю схемы, дети придумывают сказки. Предлагаю схему.
Сказки по схеме с зарисовкой .Даю детям схему .они составляют свою сказку с зарисовкой.
Так же использую схемы уже к известным сказкам. Даю схемы от простого к сложному.(примеры схем «Красная шапочка», «Маша и медведь»)
По развитию речи на занятиях использую метод «Веселых сочинялок».
Кто удачнее сочинит в рифму стишок по заданной строке.
- Например: Шла корова по Луне…(Пела песню о себе.)
- Мы спросили попугая…(Что он сделал с кружкой чая?)
- Стрекоза на шляпу села…(Шляпа весело взлетела.)
- Сварен суп из топора…(Вот такие, брат, дела!)
- Листик по ветру кружился….(и на землю опустился)
- Снеговик глаза открыл…(нас увидел ,все забыл)
- Буратино -длинный нос…(весь сосульками оброс).
- Дед Мороз мешок принес..(и обратно все унес)
- Ежик, ежик ,мой дружок..(поиграй со мной в рожок, сколько .стоит пирожок.)
Использование мнемотаблиц позволяет развивать зрительную и слуховую память ,
развивает кругозор мышление ,все стороны речи.
Мнемотаблица – это схема в которой заложена определенная информация . Суть мнемосхеми заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) : таким образом весь текст зарисовуется схематично, глядя на эту схему ребенок легко запоминает информацию. Это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.
Уважаемые педагоги!
• если вы хотите идти на работу как на праздник;
• если вам нравится, когда глаза детей блестят;
• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗОМ! Творческих вам успехов!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, для родителей....
Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инноваци...
Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»....