Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа)

Тема: "Звуковая культура речи- звук р, рь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr_r_r.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.

- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.

- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие

Развивающие:

- способствовать развитию у детей умения слушать и понимать заданный вопрос.

- способствовать развитию воображения.

- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.

Воспитательные:

-  способствовать воспитанию у детей усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.

Интегрированные области.

Активизация словаря: светофор, Чебурашка.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.

Средства реализации: конверт, дорожная карта, мягкая игрушка Чебурашка, фигурка машинка.

Ход занятия.

     Воспитатель: собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

     Воспитатель: Дети, сегодня почтальон доставил в д /сад конверт.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

     Дети: Чебурашка.

     Воспитатель: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

 Показать детям карту.

Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

     Воспитатель: Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….

Знакомство со звуком.

     Воспитатель: Все молодцы! Пора в дорогу.

Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

Ротик свои мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем.

(Зубы не сомкнуты. Язык поднят к верхнему нёбу.

Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует).

Развитие фонематического слуха.

     Воспитатель: ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.

               Красный глаз его горит –

               Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей), давайте повторим это слово.

- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

  • Чистоговорки:
  • Ра, ра, ра — веселая игра.
  • Ры, ры, ры — новые ковры.
  • Ро-ро –ро – едем на метро.
  • Ру, ру, ру — красим конуру.
  • Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

Следующие задание.Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Скажи правильно». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!

Дровами рубят топор.

Горшок растет в розе.

Крышка накрыта ведром.

Дорога едем по грузовику.

(Ответы детей).

Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше.

  • Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше. РРРРРРР

Ой посмотрите! Здесь знак. (Подарок).

     Воспитатель: Дети, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

     Дети: Подарок.

     Воспитатель: да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Чебурашки.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

     Воспитатель: Скажите мне пожалуйста в каких словах встречается звук «Р», повторите громко и тихо.

     Воспитатель: мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Физминутка «Бабочка».

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

Автоматизация звука Р в слогах и словах.

     Воспитатель: продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

     Воспитатель: Дети, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки.

  • Следующее задание. 

     Воспитатель: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

     Воспитатель: Дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старушка Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.

 «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.

     Воспитатель и дети: С Днем рождения, Чебурашка!!!

     Воспитатель: Дети, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились. Дети, а ведь Чебурашка нам тоже приготовила задание.

Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».

Рыбки плавали, ныряли

В прятки весело играли.

Роет землю серый крот

Разоряет огород.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.

     Воспитатель: Молодцы дети! Справились с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...