Дополнительная адоптированная общеобразовательная программа "ТИКО конструирование"
методическая разработка (старшая группа)

Иргашева Анастасия Александровна

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами (выбрать необходимые для конкретной программы):

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);

Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом  ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);

Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общеобразовательная программа423.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\2023-2024\Доп 2023-24\Титульники по допам сканированные\Тико-конструирование.jpg

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        7

1.3. Содержание программы        8

1.3.1. Учебный план  1 год обучения        9

1.4. Планируемые результаты        16

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        17

2.1. Календарный учебный график        17

2.2. Условия реализации программы        17

2.3. Формы аттестации        17

2.4. Оценочные материалы        18

2.5. Методические материалы        21

2.6. Воспитательный компонент………………………………………… ………………………28

2.7. Список литературы        30


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами (выбрать необходимые для конкретной программы):

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);

Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом  ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);

Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспорт национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам-  техническая. Программа направлена на развитие научно-технического творчества, логико-математического мышления у детей дошкольного возраста и формирование предпосылок профессионального самоопределения детей в инженерно-технической сфере. Программа предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении. 

Уровень освоения содержания образования. Дополнительная общеразвивающая программа «ТИКО – моделирования» определяет содержания и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Содержания программы по конструированию формированию математических представлений ознакомлению с окружающим миром, развитию речи в дошкольном учреждении.

В программе представлены различные разделы, но основными

являются:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели
  • Конструирование по условиям
  • Конструирование по наглядным схемам
  •  Конструирование по замыслу
  • Конструирование по теме

Все разделы программы объединяет новый метод проведения занятий используется познавательная и исследовательская деятельность, в форме творческой активности, обеспечивающей художественного эстетического развития ребенка.

Актуальность программы. Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как в настоящее время наше государство испытывает огромный дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. Развитие производства, приумножение достижений в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей, создания необходимых условий для их творческого роста. Предоставление услуг по дополнительному образованию детей технической направленности может способствовать этому. Известно, что дошкольный период детства является важным сенситивным периодом для развития ребенка, усвоения им правил взрослой жизни и овладения разными видами деятельности. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых форм умозаключений, переход от практического умозаключения к логическому, развитие внимания, восприятия и памяти. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.  

Отличительные особенности программы данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления.  Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования (Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е.В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-7 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся

Возрастные особенности 6 – 7 лет

Для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память. 
        Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах. 
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. 
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. 
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. 

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий.  Наряду с наглядно образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.  Продолжают развиваться   навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это можно объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью   12 человек.

Объем программы: 36 часов.

Форма обучения: очная

Методы обучения: упражнение, моделирование

Тип занятий: техническое конструирование

Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, защита проектов, творческая работа

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. По программе планируется 1занятие в неделюДлительность занятия зависит от возраста детей: для детей  6 - 7 лет – не более 30 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы - Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к научно-техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ТИКО – конструированием.

Задачи программы

Образовательные (предметные):

        1.формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

        2.расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса.

Личностные:

  1. развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  2. развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

         

     

Метапредметные:

  1. создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
 2. воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

         

       

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

  1. Тема: «Автомобиль»

Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».

Практика:

1 часть – происхождение понятия «геометрия». Определение названия геометрических фигур на ощупь. Задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур.

  1. часть – конструирование по контурной схеме «Автомобиль».
  1. Тема: «Путешествие в Африку»

Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по трем – четырем свойствам.

Практическое задание:

1 часть – поиск фигур по словесному описанию.

2 часть – конструирование по контурной схеме «Верблюд», конструирование по образцу «Лодка».

  1. Тема: «Путешествие в Африку 2»

Теория: Понятия «узор», «орнамент», «симметрия».

Практика:

1 часть – составление плоскостного узора на основе симметрии.

2 часть – конструирование по контурной схеме «Корабль», конструирование по образцу «Черепаха».

  1. Тема: «Жили поживали зайчик и медведь»

            Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

            Практика:

            1 часть – слуховой диктант «Собака».

            2 часть – конструирование по контурной схеме «Белка», конструирование по образцу «Медведь».

  1. Тема: «Мы ходили в зоопарк»

Комбинирование четырех геометрических фигур.

Практика:

1 часть – вычисление нескольких вариантов комбинирования четырех разных геометрических фигур.

2 часть – конструирование по контурной схеме «Лев», конструирование по образцу «Павлин».

  1. Теория: «Осень»

Понятие «Периметр»

Практика:

1 часть – конструирование фигур различных периметров из квадратов.

2 часть – конструирование по образцу «Осенние деревья».

  1. Тема: «В гостях у медвежонка ТИКА»

Теория: Понятие «площадь»

1 часть – конструирование различных фигур из квадратов и сравнение их площадей.

2 часть – конструирование по контурной схеме «Волк», конструирование по образцу «Олень».

  1. Тема: «Мышка»

Выделение заданного количества фигур из множества

Практика:

1 часть – задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур.

2 часть – конструирование по образцу «Мышь – перчаточная кукла и морковка».

  1. Тема: «Животные наших лесов»

Теория: Исследование многоугольников. Животные наших лесов. Четырехугольники : квадрат свойства квадрата (все стороны равны)

Практика:

1 часть - измерение сторон ТИКО - квадратов линейкой. Рисование квадрата.

2 часть - конструирование на выбор детей.

  1. Тема: Сказка «Кошкин дом»

Теория: Исследование многоугольников. Треугольники. Сравнение треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный.

Практика:

1 часть – измерение сторон ТИКО – треугольников линейкой. Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).

2 часть – конструирование по схеме животных из сказки.

  1. Тема: «Подъемный кран»

Теория: Понятие «Площадь»

Практика:

Конструирование фигур из квадратов и сравнение их площадей. Конструирование по схеме «Подъемный кран».

  1. Тема: Путешествие по сказке «Гуси лебеди»

Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».

Практика:

1 часть – происхождение понятия «геометрия». Определение фигур с помощью ощупывания. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников.

2 часть – конструирование по устной инструкции «Гуси».

  1. Тема: «Конфетная фабрика»

Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по четырем свойствам.

Практика:

1 часть – поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика».

            2 часть – конструирование по схеме «Вертолет».

  1. Тема: «Какие разные узоры»

            Теория: Понятия: «узор», «орнамент», «симметрия».

            Практика:

            1 часть – Игра «Лабиринт»

            Составление плоскостного узора на основе симметрии.

  1. Тема: «Юные инженеры»

         Теория: Комбинирование четырех фигур.

         Практика:

         Часть 1 - вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием     четырех фигур.

         Часть 2 – конструирование по замыслу.

  1. Тема: «Птицы наших лесов»

Конструирование фигур различных периметров.

Практика:

1 часть – конструирование фигур различных периметров из квадратов (см. презентацию «Периметр»).

2 часть – конструирование по схеме «Соловей»

  1. Тема: Конструирование сказки «Колобок»

Теория: Ориентация на плоскости. Понятия: «вправо», «влево», «вверх», «вниз»

Практика:

Часть 1 - конструирование декораций для сказки.

Часть 2 – конструирование «бабушка», «дедушка», «колобок», «медведь», «заяц», «лиса», «волк».

  1. Тема: «Помощники деда мороза»

         Теория: Сравнение различных треугольников (равносторонний, остроугольный, прямоугольный)

         Практика:

         Конструирование «Гном», «мешок для игрушек» по схеме.

  1. Тема: «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка»

Теория: Многоугольники. Различие пятиугольника и шестиугольника.

          Практика:

 Конструирование по схеме: «бабушка», «дедушка», «внучка», «жучка», «кошка»,            «мышка»

  1. Тема: «Паровозик для Зайчонка ТИКО»

Теория: Сравнительный анализ и классификации различных видов многоугольников.

Практика:

Конструирование по схеме «паровоз», «вагончики»

Раздел 2. Модуль «Объемное моделирован

  1. Тема: «Танк»

      Теория: Выделение частей и целого. Понятия – «целое», «часть».

Практика: конструирование шестиугольника треугольника из шести маленьких равносторонних треугольников. Конструирование по схеме «Танк»..

  1. Тема: «Зимний лес»

Теория: Сравнение геометрических фигур по форме.

Практика:

1 часть - поиск фигур заданной формы. Сопоставление геометрических фигур с предметами окружающего мира аналогичной формы. Конструирование по схеме «Елочка».

2 часть – трансформация плоской конструкции в объемную по схеме «Елочка»..

  1. Тема: «Мотоцикл»

Теория: Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы.

Практика:

1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку.

2 часть – конструирование по схеме «Внедорожник - джип», конструирование по образцу «Мотоцикл».

  1. Тема: Сказка «Три медведя»

Теория: Поиск и сравнение предметов кубической формы. Понятия «высокий», «низкий»

Практика:

1 часть – конструирование и классификация кубов по сходному признаку (по цвету, размеру, по высоте).

2 часть – конструирование декораций для сказки «Три медведя». Фигуры – «дом», «елочка», «стол», «стул», «кровать»..

  1. Тема: «Ваза с цветами»

Теория: Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».

Практика:

1 часть – конструирование и классификация призм по сходному признаку

2 часть – конструирование по контурной схеме «Ваза», конструирование по образцу «Ирис».

  1. Тема: «Подарок Маме»

Теория:

Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы в окружающем мире – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».

Практика:

Конструирование цветка  и вазы в форме призмы.

  1. Тема: «Египетские пирамиды»

Теория: Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы. Понятия «высокий», «низкий».

         Практика:

         1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку (по цвету, по     размеру, по высоте).

         2 часть – сборка объемной конструкции по образцу «Египетская                    

         пирамида».

  1. Тема: «Какие разные дома»

Теория: Понятия: «объем», «куб». Различие плоских и объемных конструкций.

Практика:

Конструирование по образцу «Дом».

  1. Тема: «Летающая тарелка»

Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Практика:

1 часть – диктант «Робот»

2 часть – конструирование по схеме «Летающая тарелка».

  1. Тема: «Зоопарк»

    Теория:

         Комбинирование многогранников. Соединение деталей в заданной  

         последовательности.

         Практика: конструирование «верблюд», «жираф» работа в парах.

  1. Тема: «Сладкий стол»

     Теория:

Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Практика:

Часть 1 – составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора   в объемной фигуре.

Часть 2 – конструирование посуды.

  1. Тема: «Салон красоты»

Теория: Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».

Практика:

1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку.

2 часть – конструирование по контурной схеме «Зеркало»; конструирование по образцу «Фен», «Плойка», «Расческа».

  1. Тема: «Объемные геометрические тела в ТИКО - стране»

          Теория: Объемные геометрические тела «Шар», «Пирамида», «Куб»,  

          «Цилиндр».

          Практика:

          1 часть – слуховой диктант «Заяц».

          2 часть – конструирование по схеме «пирамида», «шар», «куб»,            

          «цилиндр»

  1. Тема: «Откуда появляются бабочки»      

Теория: Комбинирование четырех геометрических фигур.

Практика:

1 часть – вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по схемам «Бабочка», «Гусеница».

2 часть – конструирование по образцу «Кокон»

  1. Тема: «Город будущего»

                     Теория: Беседа «Мир будущего какой он!», «Здания и сооружения города будущего».

                   Практика:

                   Конструирование фигур – жилые дома города будущего.

  1. Тема: «Детская площадка»

    Теория: Ориентация на плоскости, расположение деталей в заданной   последовательности.        Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз»,

         Практика:

         Часть 1 – диктант для конструирования «Ракета»

          Часть 2 – конструирование «Песочница с грибком», «Горка», «Карусель».

1.3.2. Учебный план

№ п/п

Название раздела/темы

Общее
кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

1

 Модуль «Плоскостное моделирование»

20

3

17

2

Модуль «Объемное моделирование»

16

3

13

Итого

 36

6

30

                                   

                                       1.4. Планируемые результаты

Образовательные (предметные):

         1. называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;

         2. иметь представление о различных видах многоугольников.

Личностные:

         1.ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;

         2.сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;

         3.конструировать различные виды многоугольников;

         4.ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево».

Метапредметные:

1. сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

2. решать комбинаторные задачи;

3. выделять «целое» и «части»;

4. выявлять закономерности;

РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1. Календарный учебный график

Начало учебных занятий для обучающихся   2023г

Окончание  2024г

Продолжительность учебного года 36 недель

Количество часов в год 36

Продолжительность и периодичность занятий: 30мин

Выходные дни: 84

Объем программы: 36

Срок освоения программы:

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование основного оборудования

Количество

Групповая комната

1

Экран

1

Проектор

1

Ноутбук

1

Фотоаппарат

1

Стол

4

Стул детский

12

Конструктор ТИКО- Фантазер

12

Конструктор ТИКО- Малыш

12

2.3. Формы аттестации 

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации программы:

  1. Презентация  моделей.
  2. Защита проектов.
  3. Выставки творческих достижений.
  4. Конкурсы, соревнования, фестивали.

         Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность воспитанников, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа, включающая в себя разработку технологической карты, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.

      Итоговые работы могут быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность воспитанникам оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых.

        Результаты работ воспитанников фиксируются на фото в момент демонстрации созданных ими моделей.

                                    2.4 Оценочные материалы

     Уровень

Показатель

Низкий

Средний

Высокий

Познавательная потребность

Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов.    При условии мотивации со стороны взрослого включается в поиск ответов на них. С помощью взрослого может делать умозаключения; пользоваться некоторыми специальными приборами. При условии мотивации включается в познавательное общение со взрослым.

Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов.    С незначительной помощью взрослого умеет делать умозаключения. Пользоваться некоторыми специальными приборами (весы, линейка и т.д.).  демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений.

Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов и попытках найти ответы на них путем самостоятельного поиска интересующей информации. Задает познавательные вопросы и делает попытки самостоятельно найти ответы путем использования экспериментирования, моделирования. Умеет делать умозаключения. Пользоваться некоторыми специальными приборами (весы, линейка и т.д.).  демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений.

Способность изготовления моделей роботов

Не может изготавливать модель робота по схеме, без помощи взрослого.

Требуется постоянные пояснения педагога при сборке.

Может изготовить модель робота по схеме, при подсказке педагога.

Нуждается в пояснении последовательности.

Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам.

Умение программировать

Не может написать программу, без помощи взрослого.

Требуется постоянные пояснения педагога при программировании.

Может написать программу, при подсказке педагога.

Нуждается в пояснении последовательности

Способен самостоятельно написать программу для  модели.

Диагностический материал

Оценивание качества образовательной деятельности,  представляет собой важную составную часть Программы, направленную на ее усовершенствование.  

При реализации Программы предусмотрено проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено использовать исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей. В диагностике используются специальные диагностические таблицы по методике Фешиной Е.В., с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.  Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности,  педагог ставит показатель «часто».  Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (педагог может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

                               Диагностическая карта детей 6-7 лет

ФИ ребенка

Называет все детали конструктора

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Строит по творческому замыслу

Строит в команде

Работа над проектами

1

2

3

4

5

          Показатели успешности:

«Часто» - показатель сформирован

«Иногда» - показатель в состоянии становления

«Редко» - показатель не проявляется

2.5 Методические материал

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Образовательные задачи в процессе организации разных видов деятельности детей 6—7 лет с наборами ТИКО:

- развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей;

- создавать условия для свободного экспериментирования с деталями конструктора, оригинальные конструкции и модели;

- стимулировать речевое планирование и комментирование процесса и результата собственной деятельности;

- способствовать умению сериации, классификации предметов по одному или нескольким признакам;

- учить акцентировать, схематизировать, типизировать; — проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

- помогать овладению универсальными знаковыми системами (символами);

- развивать социально-коммуникативные навыки (не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование и преобразование для последующей игры). создавать условия для овладения умением придумывать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;

- учить свободно владеть родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетической системой, элементарными представлениями о семантической структуре);

- развивать умения проявлять осведомленность в разных сферах жизни; - - способствовать развитию игровой деятельности, в процессе которой необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров и считаться с ними, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет.

 

Интеграция образовательных областей через ТИКО – конструирование

Социально-коммуникативное развитие

-Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

-Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-Формирование познавательных действий, становление сознания;

-Развитие воображения и творческой активности;

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;  

-Становление эстетического отношения к окружающему миру;

-Формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие

Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

-Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере.

Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы  «ТИКО  – конструирование»

- Реализация дополнительной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка;

- поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.

Формы организации занятий:

- Комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая имеет свою цель);

- Комплексное (состоит из нескольких частей, связанных единой целью);

- Интегрированное (одна и та же тема используется на разных занятиях).

Виды конструирования

Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:  

- конструирование по образцу,

- конструирование по модели,

- конструирование по условиям,

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу,

- конструирование по теме.

Конструирование по образцу

Разработано Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.  Конструирование по образцу: — полное репродуцирование образа, — построение объекта по рисунку, — воспроизведение образа с заменой отдельных деталей.

Конструирование по нерасчлененной модели

Разработано А.Н. Миреновой, и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям

Предложенное Н.Н. Подьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам .

Конструирование по замыслу

По сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по теме

Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те, или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали наши многолетние исследования, при определенных условиях.  

К ним относятся:

- наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (разные тематические наборы конструкторов;

- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Применяемые формы, методы и приемы обучения воспитанников

     Наглядные

   Словесные

      Практические

Показ презентаций;

показ образцов деталей и способа действия; рассматривание таблиц, схем, иллюстраций, эскизов построек; рассматривание детских работ, анализ образцов

 

Беседы, рассказ, обсуждение способа выполнения работы; обращение к опыту детей; художественное слово; дискуссии, загадывание загадки; моделирование ситуации; проблемные вопросы; инструкции, объяснения помощь, напоминание, совет, поощрение, анализ образцов

Создание совместных построек, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно исследовательской деятельности; Создание макетов, проектная деятельность; познавательно исследовательская деятельность; экспериментирование; оформление выставок; продуктивная деятельность; игровые ситуации; поисковая деятельность; проведение опыта; физминутки;  обыгрывание постройки, Эксперименты

Игровые приемы

- Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти

- Сюрпризные моменты

- Игровой сюжет

Игры и задания; ситуации, которые можно обсудить; придумывание истории о предметах Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с функциями и видами различных продуктов и материалов человеческой деятельности. Практическим подспорьем воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям продолжить придаточные предложения, образованные при помощи союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что; из-за того что; всякий раз, когда; может быть, из-за того, что и т.п.

Методы

- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск еѐ решения детьми; - Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

 - Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;  

- Поисковый – самостоятельное решение проблем;

- Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребѐнка при решении.

- Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребѐнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.          

Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребѐнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.

Вопросы и беседы  

Эффективный методический прием - создание стимулирующей вопросы детей вопросно-ответной ситуации. Причем вопросы должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны не игнорировать прозвучавший вопрос, но заметить, поддержать и обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно задуматься над проблемой вместе с детьми: действительно, почему что-то происходит так, а не иначе. Важно дать детям возможность высказать свои версии происходящего, почувствовать себя компетентными. Поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы, объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также пытаясь интересно, компетентно, честно отвечать на прямые вопросы детей.

Педагогические технологии

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности воспитанников по решению образовательных проблем, в ходе которых у воспитанников формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.

Технология исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Технология игровой деятельности включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

Технология проектной деятельности – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие  познавательных  навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Алгоритм учебного занятия:

Занятия строятся в соответствии с концепцией о четырех составляющих в организации учебного процесса: установление  взаимосвязей. Конструирование, рефлексия и развитие.  Такой подход позволяет детям легко и естественно продвигаться вперед и добиваться своих целей в процессе игр-занятий.

Установление взаимосвязей. Каждое занятие начинается с короткого рассказа. Постоянные герои которой,  помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации. Задача данного этапа заинтересовать ребенка, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. На этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкциию. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытание модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Рефлексия. Дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, воспитанники углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретенным опытом. Воспитанники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции, придумывают сюжеты, разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе предоставляется прекрасная возможность для оценки достижений воспитанников.

Развитие. Творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их, а также придумывать игры с ними.

Взаимодействие с социальными партнерами

Социальные партнеры

Содержание

Библиотека

Реализация тем: «Животный мир», «Профессии», «Город».

Городской краеведческий музей

Знакомство с профессиями металлургического завода. Знакомство с историей города, металлургического комбината.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Формы взаимодействия с семьей

Традиционные

Инновационные

Формы отчета

Познавательные,

информационные, практические формы   

родительское собрание (организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг)

тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей)

индивидуальные консультации (квалифицированные ответы специалистов ДОУ);

-мастер-классы (позволяют знакомить родителей с конструированием и робототехникой); 

-презентация дополнительной услуги (информация о содержании работы с детьми).

Конкурсы, выставки, открытые занятия, подготовка фото-видео отчетов создания м

                                                                2.6. Воспитательный компонент

Воспитательный компонент – раздел который включает

Цель: формирование ценности познания. 

Задачи воспитания: 

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Формы: беседа, проекты, мастер-класс

          методы воспитания: убеждение, рассказ, разъяснение, одобрения и осуждения поведения детей, руководства и самовоспитания. Развития самоконтроля.

Условия воспитания: воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации;

Анализ результатов: анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы. .

Таблица

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1.

Использование технологии ТИКО-моделирования при моделировании объектов»

ноябрь

Консультация для педагогов

Буклеты

2.

Городская обучающая игра  «ТИКОзнайка»

январь

Обучающая игра

Практический результат

3

«Военная техника»

февраль

Выставка

Практический результат

4

«Космос»

апрель

Выставка

Практический результат

5

«Чему мы за год научились»

май

   Выставка для             родителей

Практический результат

2.7. Список литературы 

Список литературы для педагогов

          1. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 

2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

4. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

Список литературы для обучающихся

1. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

2. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

Список интернет-ресурсов

           http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/

Соцсеть «Педагоги.Онлайн» - профиль «ТИКО-конструирование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, социумом.

Обеспечение благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"

Оглавление1.     Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславлив...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"

Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками  старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности "LЕGO – конструирование"

Программа рекомендована для детей в возрасте 5-6 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей. Старший дошкольный возраст, как и дошкольный в целом – этап интенс...

Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование из бумаги и картона"

Программа «Бумагопластика» имеет художественно-эстетическое направление, рассчитана на 1 год обучения, охватывает обучающихся подготовительных к школе групп и имеет соответственно календар...